Да кто же спорит... Конечно буддизм. Но буддизм это не только дзен.
Хорошо, что Вы признаете, что плохо разбираетесь. Возможно, это шаг к тому, чтобы разбираться лучше?...
Почитайте литературку... интересны в плане сравнительного анализа труды интитута востоковеденья. Потому как это взгляд со стороны. Хотя. конечно особой глудиной они не блещут... Ссылочку не кину - читала в бумажном варианте, а потом еще и на себе проверяла...
Хинаяна, махаяна, а еще есть и ваджраяна, это направления сути, отражающие исторические этапы развития буддизма и отличающиеся ответом на вопрос, как может воздействовать человек на процесс развития души и на скорость движения к прекращению перерождений.
А вот когда "было принято решение", что процесс этот может быть ускорен в принципе, то возник вопрос о конкретных путях ускорения.от на этих путях стали возникать ответвления.
Путь действия обращает особое внимание на нравственную составляющую, а так же на форму и обряды.
Путь созерцания обращает внимание на микро и макро косм, созерцание его в медетативном состаянии, не обращает внимания на форму, к деяниям относится несколько свысока... основной представитель - дзен или чань.
Путь веры надеется, как всегда на доброго дядю Амитабху, который поклялся, что даже пребывая в нирване он быдет помагать всем живым существам приблизится к тому же.
И наконец, путь познания и философского мышление - основной представитель сингон.
Подчеркну особо, что внутри этих трех концепций и четырех путей существует немерянное количество течений и сект. Все они прекрасно уживаются и являются зачастую симбиозом и компромисом между этими путями... Более того, буддизм перкрасно уживается, переплетается и впитывает в себя методики различных родственных течений и религий, которые доминировали на территории государтст, до того, как буддизм овладел умами их населения. Это бон в Тибете, Синто в Японии, Дао в Китае и т.д. и т.п.
Но что интересно, именно дзен наиболее пренебрежительно относится к обрядам, ограничениям и форме вообще.