Статус: Офлайн
Реєстрація: 03.10.2008
Повідом.: 266
Реєстрація: 03.10.2008
Повідом.: 266
Я бы сказал, что:
1) и общая эстетическая концепция, и конкретные художественные и технические средства в этом возникают изначально из религиозного умонастроения и мировосприятия, а потом модифицируются мировозрением и восприятием традиционным для данного народа/культуры (причем одновременно и творцом, и потребителями). И здесь культурная составляющая ничуть не уступает по важности религиозной - буддийский храм Японии отличается от буддийского же храма Тибета не меньше, чем они оба - от готического собора.
2) если мы говорим о культовых сооружениях, то их форма очень сильно зависит также от уровня инженерных знаний и предпочитаемых технических решений. В раннем средневековье, когда христианская церковь была еще едина, храмы Европы и Византии отличались кардинально - не в последнюю очередь потому, что византийцы сохранили технические знания Рима, и использовали римские же архитектурные приемы, обогатив их тем, что позаимствовали у восточных соседей (купольная система). В то же время диковатые европейцы строили церкви-замки с толстенными стенами и маленькими окошками, не умея по-другому придать сооружению прочность - и продолжали их строить до тех пор, пока не додумались до стрельчатых сводов и контрафорсов.
3) вообще едва ли корректно говорить об эстетической концепции в религии как о чем-то цельном и монолитном. Сравните, например, собор в Дареме (1), Саграда Фамилья (2) и Нотр-Дам дю О (3)
1
2
3
1) и общая эстетическая концепция, и конкретные художественные и технические средства в этом возникают изначально из религиозного умонастроения и мировосприятия, а потом модифицируются мировозрением и восприятием традиционным для данного народа/культуры (причем одновременно и творцом, и потребителями). И здесь культурная составляющая ничуть не уступает по важности религиозной - буддийский храм Японии отличается от буддийского же храма Тибета не меньше, чем они оба - от готического собора.
2) если мы говорим о культовых сооружениях, то их форма очень сильно зависит также от уровня инженерных знаний и предпочитаемых технических решений. В раннем средневековье, когда христианская церковь была еще едина, храмы Европы и Византии отличались кардинально - не в последнюю очередь потому, что византийцы сохранили технические знания Рима, и использовали римские же архитектурные приемы, обогатив их тем, что позаимствовали у восточных соседей (купольная система). В то же время диковатые европейцы строили церкви-замки с толстенными стенами и маленькими окошками, не умея по-другому придать сооружению прочность - и продолжали их строить до тех пор, пока не додумались до стрельчатых сводов и контрафорсов.
3) вообще едва ли корректно говорить об эстетической концепции в религии как о чем-то цельном и монолитном. Сравните, например, собор в Дареме (1), Саграда Фамилья (2) и Нотр-Дам дю О (3)

1
2
3
Останнє редагування: