Изначально Мария Монтессори разработала систему обучения для детей с ограничениями в развитии и применяла ее на практике именно с отстающими в развитии детьми.
Это совершенно не верно.
Мария Монтессори разрабатывала свою методику для обычных здоровых детей из бедного района Рима, которыми никто не занимался. Этих деток называли "идиотами", т.к. они были безграмотны и не умели прилично вести себя в обществе.
Такое искаженное понимание методики появилось еще и потому, что в свое время немецкий профессор Хельбрюге адаптировал методику монтессори для деток, отстающих в развитии. Он очень широко распространил эту тему, называется она монтессори-терапия. Для её распространения последние лет 10 он приглашал на бесплатное обучение (даже платил стипендию) студентов из разных стран, в том числе и из России. Иначе стоимость обучения в АМИ (Международная Ассоциация Монтессори) около 15 тыс долларов.
И вот те, кто обучался у Хельбрюге, действительно привезли в Россию монтессори-терапию. Соответственно, она попала и к нам в Украину. На сегодняшний день и у многих преподавателей, и у производителей монтессори материалов, и соответственно у родителей "полнейшая каша", столько разногласий и искажений!
АМИ разорвала договор с Хельбрюге и организовала собственные курсы по подготовке тренеров методики монтессори (тех, кто имеет право обучать педагогов). Сегодня на постсоветском пространстве есть один официальный тренер (по работе с детками 3-6 лет) - София Ивановна Сумнительная (г.Москва). Всех остальных, кто представляется тренерами от АМИ, сама АМИ не знает (можно еще раз проверить, послать официальный запрос в АМИ).
Отличия от монтессори педагогики и терапии не сильно заметны, но очень принципиальны. Терапия построена на дополнительном привличении внимания ребенка (как известно у "особенных" деток проблемы с концентрацией внимания). А вот методика построена на стимуляции ребенка делать собственные открытия самому!
И все же познакомиться с методикой и получить образование в Харькове возможно. Наш Центр Гармоничного развития ребенка (Харьков, Пушкинская, 32, 755-90-19) приглашает Московскую ассоциацию Сумнительных и проводит семинары. Все, кто проходили эти семинары, были в восторге от методики, от того, насколько она природообразна и гармонична. Ведь она базируется на научном знании природы, психологии, физиологии ребенка. Именно поэтому она так популярна более 100 лет и дает такие прекрасные результаты!
Я буду говорить примерами. Мария Монтессори дала такое понятие, как сензитивные периоды (это периоды особенно чувствительности к конкретному обучению). Пример на бабочке: бабочка откладывает личинки в середине ветки, и когда рождаются маленькие гусенички, они не способны есть грубые листья и природа дала им в этот период чувствительность к свету и они ползут на край ветки, где листья молоденькие и нежные. И там же птицам эти гусенички менее всего заметны. Когда они подрастают, крепчают, природа эту чувствительность у них забирает, и они возвращаются на центр ветки. Здесь гусеницы, будучи крупными, опять же, менее заметны птицам и у них к этому времени уже окреп жевательный аппарат, и они могут есть более грубые листья. Если этому процессу не дать возможность свободно развиваться – могут быть большие проблемы у этой гусеницы .
У деток с рождения до 6-ти лет проходят все эти сензитивные периоды. Например: сензитивный период порядка с 2-х до 4-х лет, письма и чтения – ок 4-х лет (+- пол года) и так далее. Т.е. всему свое время. Не надо ребенка раньше времени учить ходить! Когда придет его время – он встанет и пойдет. Вспомните, как это происходило, сколько раз он падал, мог набивать себе шишки, расстраиваться, если не получилось. НО! он упорно и без устали (дети не знают, что такое усталость) продолжал тренироваться, учиться ходить. Только представьте, насколько сильна природа познания и обучения у ребенка. Наша задача – правильно дать ему возможность познавать окружающий мир.
Ребенок познает все через собственный опыт, поэтому ему важно все пощупать, попробовать, увидеть. Например, при помощи красно-синих штанг (монтессори материал) ребенок познает меру длины ( что такое 1, 2, 3 и т.д), что два больше, чем один, а в состав 3 входят 2 и 1. И это его собственное открытие! (методика не дает готовых ответов). Только представьте себе радость ребенка, когда он самостоятельно сделал такое открытие, когда у него все сложилось, все получилось! С каким интересом и удовольствием он познает такой, на первый взгляд сухой, предмет, как Математика, с каким восторгом он изучает ту же таблицу умножения! Только после того, как ребенок получил ощущение и опыт, что такое один – мы вводим обозначение (1), то есть от ощущения к абстракции. А теперь представьте, когда ребенку дают сразу абстрактные числа, как ему понять, почему 3 больше чем 2?
Поэтому огромную роль в методе играет монтессори-среда. Учитывая потребности ребенка в ней всё построено с научной точностью. Именно поэтому у ребенока получается легко и с удовольствием тренироваться многим полезным навыкам (таким как концентрация внимания, развитие памяти, глазомер, координации и контроля движений, формируется воля, умение найти и исправить свою ошибку, умение общаться с окружающими и многие другие) и академическим знаниям.
Например: мы знаем, что сензитивный период письма и чтения около 4-х лет. К этому времени важно развить фонематический слух (залог успеха правописания), для этого примерно в три года ребенок работал с шумовыми коробочками (сенсорный материал) и отточил свой слух. Так же важно подготовить руку к письму (письмо идет раньше чтения, т.к. ребенку в этот период важнее выражать собственные мысли, чем читать чужие). Для этого он делал много упражнений на координацию движения (переливание, пересыпание и т.д.). Писал пальцами по шершавым (прописным) буквам, т.к. от природы ребенку легче писать плавные, закругленные линии, чем прямые, четкие. После, рисовал эти буквы кисточкой на манке, мелом на доске, только потом карандашом на бумаге. Еще для письма есть так называемые подвижные алфавиты.
И вот, когда приходит время ребенка писать и читать (это время определяет сам ребенок), он к этому уже готов и ему легко дается эта наука и у него огромная радость от того, что он может делать это сам!
К сожалению, на сегодняшний день существует много методик, так называемого «раннего развития», которые просто «натаскивают» ребенка. От этого у него нет никакой ни радости, ни удовлетворения, ни желания работать. Отсюда такая апатия к учебе в школе, в институте. Вспомните себя, многие ли из взрослых, окончив музыкальную школу, сегодня с удовольствием играют на инструменте и любят это дело? А сколько примеров, когда учили ребенка читать с 2-3-х лет, а после за книжки его «не загонишь», учеба идет только «из-под палки»? Да и когда учимся читать не потому, что этого хочется, а потому, что тебя в этот момент развлекают, то главным становится не радость чтения, а стремление к развлечениям.
Уважаемые родители! Дети другие, чем взрослые. Чтобы правильно давать им знания, умения – этому необходимо учиться. Приходите к нам. Мы вам все расскажем и покажем. Вы сами почувствуете и поймете, насколько эта методика грамотна и природообразна!
Насколько наши дети адаптивны и успешны. Насколько они дисциплинированы и внутренне свободны.
Теперь хочу немного рассказать про детские сады.
Есть такое понятие, как социальная среда. Эта такая среда, которая больше всего подходит ребенку. Так вот, в возрасте
0-1 года социальная среда ребенка – мамино тело.
1-2 – близкие взрослые (папа, няни, бабушки и т.д.)
2-3 лет – чужие взрослые, т.к. они предсказуемы и поэтому безопасны.
И только с 3-х лет ребенку нужна детская среда. Важным нюансом является то, что с удовольствием ребенок общается с детским коллективом до 6-ти часов в день!
Именно поэтому мы открыли группу неполного дня (с 9 до 13).
Первое, на что обращайте внимание, выбирая сад, это атмосфера и психологическая обстановка в группе и саду. Насколько открыто и с добром общается воспитатель с ребенком.
Оставить ребенка сразу на весь день… Поставьте себя на его место, если бы вас так бросили. Это только воспитателям удобно «поплачет и привыкнет», а для ребенка это психологическая травма! Очень часто мамы интуитивно чувствуют, что это не правильно, и поэтому у них разрывается сердце, когда малыш брошенный плачет в группе. Настаивайте на постепенной адаптации к саду. Приводите сначала ребенка в сад во время прогулок (так же, как вы гуляете во дворе), пусть он познакомится с детьми и со взрослой тётей. Через некоторое время, пусть эта тётя пригласит его в гости к ним в группу. Если нельзя по сан нормам вам находится в группе – посидите в раздевалке, пусть ребенок знает, что все в порядке, что вы с ним. Заодно, посмотрите, что на самом деле происходит в группе, насколько дети спокойны и довольны (это зависит только от педагога!). Только когда он освоится в группе – договоритесь с ним, что вы отлучитесь на время. Этим вы сохраните кучу здоровья вашего малыша! Очень часто детки болеют именно потому, что атмосфера в группе для них тяжелая, потому что воспитатели в общении с ребенком используют свое преимущество в возрасте, росте, моральных силах. Часто на детей кричат и правила строят на страхе неповиновения. Показательными являются ситуации, когда воспитатель или учитель оставляет детей самих (начинается бардак). А на самом деле дети любят правила, им так понятно, безопасно, спокойно, и это в том случае, если к правилам приучать грамотно!
Бывают разные случаи, и иногда дети манипулируют взрослыми и не хотят оставаться и договариваться. Эти ситуации решаются индивидуально. Главное, что они разрешимы! У нас в Центре можно получить такого рода консультации. Звоните, приходите, пишите, образовывайтесь, общайтесь! Мы поможем вам в этом.
Будьте адвокатами своих детей и защищайте их прежде всего от самих себя!
С уважением,
Людмила Мищенко
Руководитель Центра гармоничного развития
по методу Марии Монтессори
г.Харьков, ул. Пушкинская, 32
Тільки зареєстровані користувачі бачать весь контент у цьому розділі
755-90-19