Внутренние факторы
Конечно же, нынешний острейший политический кризис на Украине возник не на голом месте. К кризису республика двигалась давно. Не случайно эксперты и за рубежом, и на Украине нередко называли республику "несостоявшимся государством". Отметим, что при этом одной из ключевых проблем (и одним из главных обвинений, предъявляемых власти) стали всепроникающая коррупция и введенное в широкую практику экономическое рейдерство.
Когда мы в России возмущаемся отечественной коррупцией и говорим о борьбе с ней, мы недостаточно ясно представляем, насколько глубоко могут зайти коррупционные тенденции. Мы не понимаем, что такое коррупция и рейдерство, скажем, в *****ии или Сомали. Так вот, Украина слишком быстро и явно двигается по этому показателю в "*****ийском направлении". Ни одна власть в республике, начиная с обретения "незалежности", с коррупцией всерьез не воевала. Не воевала с ней и пришедшая к власти в 2010 г. команда "Партии регионов" во главе с В. Януковичем.
В результате коррупция неуклонно пропитывает не только власть, олигархический класс, чиновничество, но и самые широкие массы населения, превращаясь в новую — привычную и неизбежную — общесоциальную норму. Без коррупционного "вклада", как правило, не обходится не только выплата заниженного налога владельцем придорожной лавки или проезд/проход через таможенный пост, но и диалог с секретаршей директора мелкой прачечной (если, конечно, нужен какой-то результат).
Кроме того, именно при Януковиче произошел мировой кризис, который — из-за очень глубокой зависимости экономики Украины от масштабов экспорта и экспортных цен — сказался на уровне жизни большинства населения крайне болезненно. И "заточил" против власти, не способной решить главные социально-экономические проблемы среднего и мелкого предпринимательства, а также низовых масс, реальное большинство населения республики. Особенно на западе Украины, где никогда не было крупной промышленности и крупного предпринимательства, где сосредоточено большинство "дотационных" областей, и где средние подушевые доходы населения гораздо ниже, чем в центральных областях и на промышленном востоке.
Именно по этой причине центральная, восточная и южная Украина очень нехотя ввязывались в публичную политическую борьбу в ходе нынешнего политического противостояния. Они не хотели защищать власть "команды" Януковича. И проснулись и "ощетинились" только тогда, когда стало понятно, что защищать нужно уже не Януковича, а Украину. И не от публичной майданной оппозиции Яценюка и Кличко, а от того бандеровского нахрапа, который начал всё откровеннее показывать свое лицо не только вокруг киевского Майдана, но и в центральных и восточных областях республики. А также от того цинично-наглого мурла зарубежного "цивилизованного Запада", которое выявилось в ходе майданных противостояний.
Следующий внутренний — и очень влиятельный — фактор нынешних украинских событий — сложившаяся в постсоветские годы олигархия.
Происходившая в постсоветские годы на Украине приватизация не только шла в коррупционно-рейдерском стиле (более обнаженном, чем в России), но и осложнилась многократными переделами собственности, происходившими при каждом последующем президенте и его правительстве. Причем приватизация (гораздо более глубокая, чем в России), привела к тому, что "олигархическое сообщество" влияет на экономику (а, значит, и на политику) республики в крайне высокой степени.
Каждый президент приводил с собой во власть собственные клановые группы. Которые не только очень сильно влияли на состав Верховной Рады и результаты законодательных голосований за счет "своих" лояльных депутатов, но и в значительной степени заполняли лояльными ставленниками олигархических кланов высшие уровни государственного чиновничества — от судов и прокуратуры до ключевых постов в "экономической" администрации.
В частности, украинские эксперты давно и спокойно перечисляют, что в депутатском корпусе нынешней Верховной Рады у "группы Януковича" 49 депутатов, у Рината Ахметова — 40, у Дмитрия Фирташа — 28, у Андрея Клюева — 18 человек, у Виктора Пинчука и Игоря Коломойского — по 6, у Петра Порошенко и Сергея Тигипко — по 5 человек. Договорившись между собой и "прикупив" для конкретного голосования еще по несколько депутатов, клановая группа олигархов может "продавить" в Раде почти любое нужное группе решение.
При этом новые кланы (как правило, на основании в целом справедливых обвинений предшественников в коррупционном и незаконном владении важнейшими предприятиями Украины) проводили хотя бы частичный (и столь же коррупционный и незаконный) передел наиболее прибыльных активов в свою пользу.
Кардинальное вмешательство Запада в этот процесс в 2004 г., приведшее к "оранжевой" ("помаранчевой") революции, поменяло кланы, но не эту олигархическую практику. И реванш предыдущих кланов в 2010 г., вернувший в украинскую власть Януковича, — тоже. Специфика нынешней клановой олигархической ситуации состоит лишь в том, что если ранее наиболее прибыльная собственность доставалась клановым союзникам президента и премьера (при Ющенко — в основном клану Юлии Тимошенко), то при Януковиче в последние годы в передел собственности республики активно включился его собственный сын Александр.
А это значительная часть "олигархического сообщества" (включая клановые опоры Януковича) восприняла как вполне вероятную перспективу передела своих активов в пользу семьи президента. И в результате некоторые олигархи нынешнего "околовластного" клана поставили под вопрос свою лояльность президенту Украины.
На описанную специфику украинской кланово-олигархической конфигурации накладываются вариации внешнеэкономической (и, значит, отчасти и внешнеполитической) ориентации олигархов.
Основные высокоприбыльные экспортные потоки республике обеспечивают крупные приватизированные предприятия востока и юга. Причем много лет никакого другого, кроме России, "крупнотоннажного" потребителя украинской продукции (металл, прокат, трубы большого диаметра, рудное сырье, удобрения, сельхозсырье) у этих предприятий не было. В последние годы существенная часть черных металлов и сельскохозяйственной продукции (зерно, подсолнечник и др.) пошла — при помощи зарубежных инвесторов, ставших совладельцами украинских предприятий, — на Запад. Кроме того, всё более значимым торговым партнером Киева (прежде всего по экспорту зерна) становится Китай.
Однако, тем не менее, основными торговыми партнерами Украины (и главными потребителями украинских товаров с высокой добавленной стоимостью, которые производятся в основном на востоке и юге республики) являются страны Таможенного союза. И прежде всего россия. Но во время кризиса (особенно в урожайных 2012–13 гг.) рост экспорта зерновых привел к некоторому укреплению украинских кланов, занимающихся сельскохозяйственной сферой и более тяготеющих (по происхождению и политическим ориентациям) к западным областям республики.
Поворот Украины в направлении "ассоциации с ЕС" в условиях, когда россия форсирует законодательные и организационные меры по закреплению норм Таможенного союза, начал приводить к торговым и таможенным проблемам для Украины. А поскольку выяснилось, что ассоциация с ЕС не дает в части доступа к европейским рынкам ничего, кроме обещаний на отдаленное будущее, большинство украинских олигархических кланов, прочно связанных с рынками стран ТС, начало относиться к идее Соглашения об ассоциации с ЕС всё более скептически.
Однако при этом украинский олигархат оказался под очень мощным давлением внутреннего политического "западенского" лобби и его чрезвычайно активной пропаганды в пользу "евровыбора", которая захватила широкие массы населения республики. Идти против такого течения было политически рискованно. И кроме того, этот олигархат начал получать всё более настойчивые предупреждения с Запада (где хранятся и "работают" почти все украинские олигархические деньги) насчет проблем, которые возникнут у хозяев этих денег в случае альтернативного, российского "выбора пути".
Именно такие основания были у принятого в сентябре 2013 г. решения президента Януковича и правительства Азарова подписать на саммите в Вильнюсе Соглашение об ассоциации с ЕС. И, повторим, именно предъявленные в последующие два месяца расчеты реальной цены "евроинтергации" для Украины побудили Януковича и украинский кабмин изменить (было сказано "отложить") "евроинтеграционное" решение.
Но при этом — по понятным причинам — и широкие украинские массы, и олигархическое сообщество почувствовали себя грубо обманутыми. Ведь на основе принятого ранее решения о евроинтеграции олигархи уже начали соответствующие трансформации своего бизнеса и изменения в системе зарубежного партнерства, и уже успели сделать определенные экономические и политические заявления, не слишком приятные для зарубежных контрагентов. Они почувствовали, что президент их грубо подставил. И решили припомнить ему и слишком жесткий диктат при переделе собственности, и экспансию его семейного бизнеса, и выкручивание рук при принятии законов в Раде и решений в судебных и арбитражных инстанциях.
Инструменты для такого наказания президента были и у провластных, и у антивластных олигархов.
Во-первых, многие из них не клали "яйца в одну политическую корзину", и одновременно финансировали и "Партию регионов" Януковича, и парламентскую оппозицию "Батькивщины", УДАРа и "Свободы".
Во-вторых, в руках у олигархов находится основной украинский пропагандистский медиаресурс в виде телеканалов, газет и интернет-порталов. Так, телеканал "Украина" — собственность Ахметова, телеканал "Интер" — собственность Фирташа, "Пятый телеканал" — собственность Порошенко.
В-третьих, почти у всех крупных олигархов были подготовленные и используемые для рейдерских операций неформальные "силовые группы", чаще всего в форме прикормленных "спортивных клубов" и клубов футбольных фанатов основных украинских команд.
Специфика такого рода "силовых групп" везде в мире очень часто состоит в тяготении к ультраправым политическим идеям ******ского образца. На Украине эта специфика оказалась резко усилена крайне активной, начиная с первых лет постсоветской государственности, пропагандисткой героизацией бандеровщины. А также фактической легализацией нацизма бандеровцев (в духе Дмитро Донцова) в период президентства Ющенко.
Нельзя не отметить, что в последние годы в формировании такого радикально-бандеровского политического и силового контингента большую роль сыграли не только олигархи, но и украинские спецслужбы — по заказу Януковича. Точнее, по совету его политтехнологов (не только украинских, но и зарубежных, в том числе американских и канадских). Эти "политтехнологи" якобы ввиду серьезной политической конкуренции "Партии регионов" со стороны "Батькивщины" и УДАРа предложили близким к власти олигархам "создать и поддержать" политическую силу, которая способна отобрать у названных конкурентов значимую часть электоральной поддержки.
Именно так радикально-националистическая (и насквозь бандеровская) партия "Свобода" Олега Тягнибока, которая на предыдущих парламентских выборах с трудом получала один процент голосов избирателей, "внезапно" приобрела серьезное влияние в легальном политическом поле Украины. Поскольку набрала более 10% голосов на выборах, крупную фракцию в Верховной Раде и уверенные позиции в региональной власти многих областей республики. И именно "Молодежная свобода" стала тем партийным "инструментом", при помощи которого на Украине начали легально создаваться лагеря политико-идеологической обработки и боевой подготовки "активистов", которые сполна проявивших себя в нынешних "майданных" эксцессах в Киеве и регионах республики.
Внешние факторы
Как уже сказано выше, США и Европа с самого начала украинской "незалежности" начали оказывать на Украину мощное давление, обещая ей множество преференций и скорую счастливую жизнь в случае максимально полного и жесткого разрыва с Россией. Причем иногда "советы" Америки руководству Украины носили характер прямых директив. В частности, пункт 11 Резолюции № 120 Конгресса США, принятой обеими палатами в сентябре 1996 г., гласит: "Правительству Украины следует продолжать действия в защиту своего суверенитета и суверенитета других независимых государств бывшего Советского Союза посредством противодействия... любой политической и военной организации, которая могла бы обладать потенциалом... реинтеграции государств бывшего Советского Союза".
А вот с обещанными "экономическими пряниками" со стороны США и ЕС на Украине было плохо даже при наиболее "идеологически близкой" администрации Ющенко. Никаких преференций в доступе на западные рынки Украина не получала. Навязанный Украине вариант соглашения о вступлении в ВТО заставлял Киев принимать экономические меры, буквально убийственные для отраслей национальной экономики. А предлагаемые МВФ кредитные соглашения неизменно (что при Ющенко, что при Януковиче) настаивают на таких "либерализационных решениях" (вроде уравнивания с мировыми цен на газ и энергию для всех потребителей), которые в одночасье социально-политически взорвут все украинские регионы.
Еще один механизм американского экономического давления на Украину — работа рейтинговых агентств. После двух снижений суверенных рейтингов страны, произошедших прошлой осенью, новый удар по кредитоспособности республики нанесло агентство Fitch 7 февраля. Fitch (объясняя свое решение политическим кризисом) понизило долгосрочный рейтинг дефолта эмитента для Украины сразу на две ступени, с "В-" до "ССС". То есть практически исключило для Киева возможность занимать деньги на сколько-нибудь приемлемых условиях.
Не менее мощным все эти годы было и американское политическое давление на Украину.
Именно США (через агентство USAID, через гранты Демократического и Республиканского институтов, через крупнейшие фонды, через множество неправительственных организаций диаспоры, а иногда напрямую через посольство и консульства) наиболее активно вели на Украине антироссийскую пропаганду, а также внедряли, вербовали и оплачивали пробандеровскую агентуру. Как недавно сообщила замглавы Госдепа США Виктория Нуланд, за 20 лет США направили на эти цели около $5 млрд. Это — только официальная цифра, подотчетная Конгрессу. Неофициальная цифра (включая финансирование по линии разведслужб), по оценкам экспертов, вчетверо выше. Причем "отдельной строкой" в этих расходах шло спонсирование прошлой (2004 г.) и нынешней "оранжевых революций".
В этом смысле очень показательны приведенные украинскими спецслужбами и СМИ два факта.
Во-первых, сообщается, что все дни нынешней "оранжевой революции" самолеты с американской дипломатической почтой доставляли в Киев объемистые опломбированные сейфы, которые разгружались в украинские инкассаторские автомобили и отправлялись вовсе не в посольство. А после прибытия одного из таких автомобилей Служба безопасности Украины провела обыск в офисе партии "Батькивщина".
При обыске в компьютерах были обнаружены файлы с подробным описанием различных вариантов провоцирования "революционного переворота", а в кабинете зам. главы партии Александра Турчинова найдены $17 млн наличными. Далее СБУ сообщила, что из США в офисы "Батькивщины" и УДАРа ежедневно поступало около $20 млн, которые распределялись для финансирования оппозиционных действий как на киевском Майдане, так и в регионах республики.
Во-вторых, сейчас на Украине бурно обсуждается распечатка sms-сообщения (причем доказано, что не сфальсифицированная), направленного 27 января вторым секретарем политотдела посольства США на Украине Тимоти Пергальски главе организации "Спильна справа" (той самой, которая захватывала Минагропром, Минюст и Минэнерго) Александру Данилюку: "Здравствуйте, Александр — еще раз спасибо за встречу с нами вчера. Я слышал, что кто-то от оппозиции добивался от вас освобождения Министерства юстиции? Есть ли правда в этих слухах? Проверьте, чтобы здание было надежно защищено (достаточно ли баррикад?). У меня нет доступа к этому телефону в моем офисе, но я буду периодически проверять. Да, и звоните свободно на мой городской телефон (044–521–5238) (посольство США). Спасибо. Тим".
Потому вряд ли стоит удивляться тому, что очень скоро Данилюк тайно покинул Украину и направился в Лондон, заявив, что "на Майдане стало слишком опасно". А вослед за ним Украину покинула и его жена, предъявив британский паспорт и указав, что направляется в Лондон к мужу.
Конечно, не оставалась в стороне от этого процесса и Европа. Причем наибольшую активность в официальной поддержке украинской оппозиции проявляла Польша (напомним, взявшая на себя роль гаранта евроинтеграции Украины). А вот в неофициальной поддержке украинской оппозиции (в том числе в обучении и "поставках" квалифицированных уличных боевиков), как сообщают наши источники, очень большую роль играла и играет Литва.
Нужно отметить, что официальная польская поддержка украинских оппозиционеров в последние "революционные дни" заметно поубавилась. Варшава уже осознала, что процесс явно завернул не туда, и что ей на Украине приходится "таскать каштаны из огня" в пользу тех самых бандеровцев, которые призывают уничтожать поляков. Похоже, несколько убавляется и американская, и литовская поддержка "радикального Майдана". И это вряд ли можно списать только на "выдыхание протеста".
Во-первых, явно активизировалась антибандеровская Украина, которая на востоке и юге продемонстрировала, что способна давать "летучим отрядам" евромайдановских погромщиков решительный и вполне адекватно-жесткий отпор.
Во-вторых, судя по ряду сообщений, у СБУ накопилось слишком много доказательной информации о зарубежной поддержке майданных "активистов в масках", а также о конкретных личностях боевиков. И часть этих боевиков уже отозвана и покидает Украину.
Рассмотрение описанной выше игры Запада на Украине не может не вызывать естественного вопроса: кому это нужно и зачем?
Зарубежные интересанты и их цели
Как мы уже подчеркивали со ссылкой на "парадигму Бжезинского", генеральная цель США (которую разделяют все основные группы американской элиты) — не допустить даже "запаха" постсоветской интеграции Украины с Россией. И, соответственно, рисков возрождения у нового межгосударственного объединения во главе с Россией "неоимперских" глобальных амбиций. Главными американскими "контрагентами" в Европе, которым было поручено гарантировать реализацию этой цели США, стали дружественные Америке Польша и Литва.
В этом смысле наилучший вариант для США — достаточно сильная и агрессивно-антироссийская Украина, являющаяся ****** НАТО и политически и экономически подконтрольная США.
Однако такого рода цели никогда не бывают единственными. Они всегда предполагают "дерево вариантов". Один из таких вариантов, который много лет просматривается в американской политике в Восточной Европе и на постсоветском пространстве — включить Украину в некий "буферный пояс" враждебных стран вокруг российских границ на Западе и Юге, который будет заставлять Россию нести огромные издержки на охрану своих границ. Именно в русле этой идеи и попытки Вашингтона поскорее включить Украину в НАТО (как было бы здорово поставить базы и ракеты где-нибудь под Харьковом), и создание в СНГ, как мы уже сказали, антироссийского альянса ГУУАМ, и настойчивая поддержка включения Киева в инициированную Польшей программу ЕС "Восточное партнерство", состоящую из постсоветских республик к западу и югу от России (Белоруссия, Украина, Молдавия, Грузия, Армения, Азербайджан).
Отметим, что побочная задача американских проектов такого рода — создание вокруг России такого враждебного "буфера", который станет сложно преодолимым препятствием для транзитных обменов российского сырья на европейское промышленное оборудование и европейские технологии. И подчеркнем, что для этого Америке годится и слабая Украина — пусть даже радикально-бандеровская (мечта лобби бандеровских диаспор).
С этой точки зрения США не повредит и государственный распад Украины на конфликтные и воюющие между собой части (например, на Восток, Запад и Юг). В Америке, судя по обсуждениям такого варианта в солидных изданиях, явно есть достаточно влиятельные силы, которые не против такого исхода "майданных противостояний".
Главное, чтобы Украина сильно и болезненно мешала и России, и Европе, и чтобы идущие через ее территорию потоки нефти, газа, промышленных товаров находились под постоянным риском. Видимо, существенные группы американской элиты также вполне устроит и модель трансформации Украины в "незатухающий костер под Россией". То есть республика, охваченная безгосударственным хаосом по ливийскому образцу.
Но такая Украина явно не устроит ключевые страны ЕС, и прежде всего — Германию и Польшу.
Польшу это не устраивает хотя бы потому, что там в массовой памяти не остывают воспоминания о резнях поляков, которые устраивала УПА. Тем более когда эти воспоминания "освежают" нынешние высказывания "майданных активистов", а также призывы униатских священников на Галичине ******* ********, ляхов, ***ов и ****ов.
Для Германии торговые связи с Россией (как импорт российских нефти, газа и другого сырья, так и экспорт немецких промышленных товаров) — важнейший фактор развития экономики. Особенно в условиях продолжающегося мирового кризиса, резко сократившего спрос на всех мировых рынках.
Но и в целом для Европы сама по себе "ассоциированная" Украина — весьма важное потенциальное приобретение. И как вполне емкий новый рынок для европейских товаров (все-таки целых 46 млн чел. потенциально платежеспособного населения), и источник вполне "европеизированных" (по крайней мере, белых и неисламских) гастарбайтеров, способных бесконфликтно интегрироваться в местную жизнь и хотя бы частично заменить наплыв "неассимилируемых" и буйных иммигрантов из исламских стран.
И потому "украинский интерес" у США и европейцев очень существенно разнится. Что и зафиксировала "прослушка" разговора замглавы Госдепа В. Нуланд, в которой она определяет выгодную США фигуру будущего премьера, а также посылает "на три буквы" руководство ЕС...
Добавим, что серьезный интерес к судьбе Украины проявляет и Турция (где в ходе нынешнего украинского кризиса резко усилилась "забота о судьбе крымских татар"), и Румыния (приведшая крупные армейские контингенты в повышенную боеготовность "для защиты этнических румын в Одесской области, Северной Буковине и Приднестровье"), и ряд других соседей. Так что нынешний украинский кризис в случае его продолжения может по своим последствиям выйти очень далеко и за рамки украинских границ, и за рамки нынешней системы международной безопасности.
Наконец, нельзя не отметить, что Запад (и особенно США) адресовал столь мощную и хорошо подготовленную поддержку политического взрыва на Украине не в последнюю очередь В. путину. Уже не нужно доказывать тот факт, что президент России стал личным врагом Запада с 2007 г., когда на Конференции по безопасности в Мюнхене он впервые жестко и ясно обвинил Запад в политике двойных стандартов и постоянного "политического мухлежа". Именно тогда западная пресса разразилась невероятным по интенсивности визгом о "наглости бесцветного президента умирающей страны". И именно тогда в американских газетах появились отклики на Мюнхенскую речь путина под заголовками типа "Вошь, которая зарычала".
А ведь речью дело не ограничилось. Далее россия сумела переломить уже, казалось бы, выигранную западную игру в Грузии в 2008 г.: "отбила" попытку агрессии в Южной Осетии и Абхазии и предотвратила появление в Закавказье "миротворческих контингентов" НАТО.
Далее россия сумела переломить еще более крупную западную игру в Сирии, не дав ее уничтожить по "ливийской" модели. И, наконец, лично путину Запад приписывает жесткость российского законодательства в отношении пропаганды гомосексуализма. Которая, подчеркнем, воодушевила очень многих борцов с уничтожением общественной нравственности в Европе (в связи с этим отметим хотя бы стотысячные демонстрации в Париже).