2
madmik: как скажешь, Дэйв.
Я не видел - не буду спорить.
Что подразумевается под термином "трэш-кино"?
В переводе с «мерлюканского» наречия, «трэш» — это буквально мусор, помои, то, что никому не нужно и выброшено за ненадобностью. Трэш-кино, это, соответственно кино о «мусоре», но не о жизни мусорщиков и не о технологиях переработки этого самого сырья, а о «помоях» в искусстве. А уж чего, чего — а этого добра со времен перестройки мы накопили достаточно, согласитесь. Впрочем, и до перестройки, в позднее-брежневское время, мусора у нас хватало. Есть кино авторское — кино с ярко изложенной позицией художника, выражающее его внутренний мир и личный взгляд на жизнь. Кино же в стиле «трэш», я бы назвал зрительским кино. Не потому, что нравится оно зрителям — скорее нет, не нравится, только самым избранным — и даже не потому что делают его зрители, хотя именно эта иллюзия тщательно культивируется авторами «трэша». А потому, что отражает оно внутренний мир зрителя, взращенного и приученного к бесчисленным боевикам, фильмам ужасов, и «научно-популярным» лентам из жизни «конг-фуистов». Ведь именно это и есть настоящий, подлинный и 100% «трэш»!
Стилистически жанр представляет собой иногда довольно тонкий, а иногда подчеркнуто грубый «закос» под любительское кино. Нервная дрожащая камера, как в «Догме» Фон-Триера, нарочито наигранные реплики, чаще всего самодеятельных актеров — ну, какой вам Депп, согласится играть в этом безобразии — масса поддельной крови и животных внутренностей, призванных подчеркнуть «жесткость» показанного, дурацкий свет и непритязательный «фекально-генитальный» юмор.
— Я бы понюхал твои трусики!
— А я их не ношу, прикинь! — и актриса стягивает штанишки, эффектно раздвигая ноги.
Я выбрал самое приличное, поверьте.
Однако не стоит обманываться (или обольщаться, кому как), «трэш» — это не *********** и не боевик. Это доведенная до абсурда пародия. Совершенно логично предположить, что вещи тонкие и умные надо обыгрывать тонко. Но что делать с вещами грубыми и глупыми? Вот то-то. Так что с логикой у авторов «трэша» все в порядке. Да и со вкусом, как в это ни трудно поверить, тоже.
Не сложно догадаться об объекте атаки «трэшеров». Это «мейнстрим», официальный Голливуд, со всеми его штампами и коммерциализацией. Формально, большинство фильмов «трэша» принадлежит к любимейшим и наиболее затертым голливудские жанрам — хоррор и боевик. Но никаких вам Хичкоков и Тарантин. Ужасы — это грубо сделанные детские «монстрячие» маски извлеченные из гаражной пыли, в которую были повергнуты со времен последнего «хэллуина», а боевик — нелепо разведенные руки и ноги в позах «дракона» и «боевого кролика». Трэшеры тонко замечают любую «голливудскую» повальную моду, будь то увлечение южнокорейскими стрелялками, или римейки туповатых французких комедий. Излюбленный прием авторов «трэша» — дурацкий сюжет, и еще более дурацкие герои.
— Нам с приятелем одновременно пришла в голову одна и та же мысль о том, что может спасти Джонни. Нет, это не мысль о гигантской пицце и сотни голых мальчиков. Спасти Джонни может только создание тайного отряда ниндзей-педерастов, которые захватят сенат!
Дурацкая идея, правда? А вы «Армагедон» смотрели!?
Вот эти самые «ниндзи-пидарасты», помидоры-убийцы, нацисты-серфингисты, и даже более сложные конструкции, например, вампиры-проститутки-богомолы и есть излюбленные герои авторов «трэша». Но самое главное, и даже, пожалуй, удивительное заключается в том, что ничего нового «трэшеры» не придумывают. Все их самые больные фантазии подчас меркнут рядом с воображением штатных сценаристов Голливуда. Куда им до «сарматских рыцарей» или «матричных каратистов».
Вообще надо сказать, что обычно в фильмах трэшеров снимаются либо просто друзья и знакомые авторов, либо отвязные студенты факультетов искусств — у кого, конечно, духу хватает. Но чаще всего реализовать сумасшедшие фантазии режиссеров «трэша» соглашаются те, кому в плане репутации терять уже нечего — актеры и актрисы *****-кино. Это идеальный материал для фильмов этого жанра: играть они, как правило, не умеют, но при этом соглашаются произнести любой текст, не говоря уже о показе «избранных» частей тела.Впрочем, справедливости ради, надо сказать, что многие ныне кажущиеся серьезными режиссеры начинали именно с «трэша»: Питер Джексон («Властелин колец»), Сэм Рейли («Человек-паук»), Эмиль Кустурица («Жизнь как чудо»). Кстати не случайно, последний в «Мечтах Аризоны» использовал в роли дядюшки Лео, еще одного корифея фильмов «трэша» Джерри Льюиса. Да, что там говорить, сейчас уже мало кто помнит, но актерская карьера «американского Янковского» — Тома Хэнкса, начиналась с довольно «трэшевой» молодежной комедии «Мальчишник».
Как и везде в искусстве грань между «трэшем» и не-«трэшем» провести довольно трудно. Если абстрагироваться от наигранной «самодеятельности», то «трэш» несомненно, вписывается в традиции «Монти-пайтона», не даром один из фильмов знаменитого «циркача» Тима Бертона, посвящен вечной мишени трэшеров всех времен и народов Эдду Вуду, самому продуктивному и самому бездарному режиссеру Голливуда, роль которого исполнил, кстати, Джонни Депп. Если присмотреться, не слабый привкус «трэша» мы обнаружим и в творчестве Братье Цукеров, а уж других братьев — Фарелли — с их «Я, еще раз я, и Ирэн», я бы точно назвал: «лакированными трэшерами». ©