Статус:
Offline
Реєстрація: 11.01.2007
Повідом.: 36249
Адреса: Харків
Реєстрація: 11.01.2007
Повідом.: 36249
Адреса: Харків
- 🟡 09:55 Відбій тривоги в Харківська область.Зверніть увагу, тривога ще триває у:- Куп’янський район- Харківський район- Липецька територіальна громада- Вовчанська територіальна громада#Харківська_область
- #1
Бельё Советов
05.04.2014 12:00
В заголовке нет ошибки. Не о советах по выбору пойдёт речь, а о тех Советах, при которых выбора*не было. Зато был госплан, беспрекословно подчиняясь которому, лёгкая промышленность СССР штамповала фантастически уродливое женское нижнее бельё. В узких рамках идеологии, документально закреплённых ГОСТом, советская женщина, напоминающая гренадёра в юбке, ни на что другое претендовать не могла. Корпулентная дама давала отпор «западным модам» одной левой —*и тут же*правой закладывала очередной камень в строительство коммунизма.*
Вот, правда, зачем женщине соблазнительное неглиже, если любое проявление сексуальности положено клеймить позором?*
Не вопрос
Мне на глаза попался труд под названием «Половой вопрос в условиях советской общественности», вышедший из-под пера Арона Борисовича Залкинда в 1926 году. Каждая из 12 заповедей строителя коммунизма, которую он включал, — порицала женственность; три из них осуждали «дополнительные стимулы в половом влечении», чем и являлось, по сути, женское неглиже; а одна напрямую приравнивала красивое нижнее бельё к извращению.*
XI.*Не должно быть половых извращений.*
«Всякое половое извращение, ослабляя центральное половое содержание, отражается вместе с тем и на качестве потомства, и на всем развитии половых отношений между партнерами. Половые извращения всегда указывают на грубый перегиб половой жизни в сторону голой чувственности, на резкий недостаток социально-любовных стимулов в половом влечении.
Половая жизнь извращенного лишена тех творчески регулирующих элементов, которые характеризуют собою нормальные половые отношения: требования все нового и нового разнообразия, зависимость от случайных раздражений и случайных настроений становятся у извращенного действительно огромными (...)
Всеми силами класс должен стараться вправить извращенного в русло нормальных половых переживаний.
«Лейтмотив» брошюры Залкинда о том, что революция 1917 года «решила» и половой вопрос, оправдывал*открытое государственное вмешательство в личную жизнь подданных. А госмонополия в выборе фасона нижнего белья была одним из инструментов «вправления в русло нормальных»:*по решению партии граждане имели право на определённые трусы и лифчик.
Одинаково безобразное исподнее не давало повода для «разговоров»*— маркер «нормальности»*массово болтался перед глазами на верёвках общих кухонь коммунальных квартир. При этом*производство белья оставалось «засекреченным объектом», словно оружие массового поражения:*на фабриках-изготовителях*в советское время не делали снимков сигнальных образцов.*
Арена «баталий»
В дореволюционной России начала ХХ века царил культ нижнего платья — разнообразие и мастерство, с которым оно было выполнено, поражает: модницы буквально купались в пене из кружев*— ими щедро были отделаны лифы, нижние блузы и юбки, подвязки и пояса для чулок, ночные сорочки. Бельё преподносили в дар молодожёнам, оно было обязательной частью девичьего приданого.**
Дворянки, мещанки и прочие городские жительницы могли заказать нижнее бельё белошвейкам, которых в дореволюционной России было огромное множество, или же купить готовое нижнее платье в частных ателье. Массово, на крупных швейных предприятиях, до революции отшивались только обмундирование и испод для воинских и инженерных частей. Единственный вид «одёжного» госзаказа.
На рубеже веков были созданы новые журналы мод, домоводства и рукоделия, рассчитанные на массовую аудиторию. Значительная их часть была посвящена нижнему белью*— с подробным руководством о том, как сшить коротенькие, по моде, штанишки или выполнить изящную вышивку в нужном месте.*Благодаря шагнувшим вперёд полиграфическим технологиям, издания были отменно иллюстрированы фотографиями и высококачественными репродукциями.
Первые послереволюционные годы большевики очень старательно и агрессивно вытесняли всё, что хоть как-то напоминало о роскоши и излишестве царских времён — буржуазное было объявлено вне закона. Предприятия текстильной промышленности, стремительно развивавшейся в конце XIX —*начале XX веков, были экспроприированы. И на пользу отрасли это явно не пошло.
В руках новых хозяев она была окончательно «задавлена» военными заказами — на смену изящным шелкам и тонким тканям пришли грубые льняные и шерстяные полотна, бязь и солдатское сукно. В эпоху военного коммунизма*фабрики из последних сил обеспечивали военно-революционные нужды, составляющие 80% всего рынка. В том числе и те, которые были переведены в разряд бельевых. К примеру,*из четырёх отшиваемых ими видов кальсон только один*назывался гражданским.
Немногочисленные заказы, размещённые государством для мирного населения, включали в себя убогие мужские нижние рубахи и скудный женский набор из панталон и одного вида бюстгальтера. Никаких кружев, неприспособленных к самоотверженному труду большевички. Красивое, женственное неглиже уходит в «подполье» — дамы с деньгами заказывали его у надомниц, те, кто был обучен культуре шитья с детства, справлялись самостоятельно. Для неумёх без средств вариантов не было — донашивали «остатки былой роскоши».
Конечно, аскетичность и бедность одежды объяснялась не только идеологическим отрицанием «старого мира»:*едва ли не в большей степени свою роль сыграли тяжелейшие экономические последствия разрухи, в которой оказалась страна после революции и гражданской войны.
Где-то между бельём и военным обмундированием затесалась форма для физкультурников —*сатиновые трусы и майка без особой разницы между «мужским» и «женским» комплектом. Впрочем, этот «заказ» тоже можно смело считать «оборонным»*— ритуальные спортивные парады были призваны продемонстрировать не столько спортивную силу, сколько боевую готовность советских граждан.*
Национализированный сатин и трикотаж на складах армии Советов был в изобилии. Первый шёл на трусы, из второго отшивали майки. Оба атрибута, скроенные по мужским лекалам, символизировали равенство полов. В недалёком будущем этому нехитрому набору было суждено стать основой беспощадного советского «унисекса».*
Но прежде, чем внешний облик жителей страны был окончательно приведён к «общему знаменателю», случилась неожиданная передышка.*
В начале 20-х годов ХХ века слово «мода» внезапно звучит из уст наркома просвещения Анатолия Васильевича Луначарского. Да, это больше не тлетворные парижские веяния, а собственная «мода победившего пролетариата». И убеждённость в том, что одежда должна соответствовать революционному духу времени, никуда не делась.*Но теперь эту идею разрабатывают профессионалы — художники и дизайнеры. В их руках грубый ситчик превращается в «актуальный» текстиль. При этом*требуемая заказчиком*в лице государства*агитационная функция — налицо.*
Орнаменты из нефтяных вышек, силуэтов заводов, тракторов и танков*— позже машинные вышивки в стиле*«шарики-подшипники» появились и на нижнем белье.
К задаче конструирования одежды для нового человека — единицы, свободной от излишеств и мещанства, которая должна строить коммунизм ни на что не отвлекаясь,*— художники тоже подходят творчески. Популярный «тренд» — одежда-трансформер.
На «растерзание» молодым модельерам была отдана и прозодежда*Составлено из сокращения слова производственный и слова одежда. Одежда, выдаваемая работающим на производстве за счет предприятия для предохранения обычной одежды от грязи и самих работающих от повреждений; рабочий костюм.. Её разрабатывали для пожарного, строителя, продавца, сотрудника кислотной промышленности, полярника и даже актёра.
В повседневную жизнь одёжное разнообразие возвращает решение товарища Ленина временно перейти от военного коммунизма к новой экономической политике*— НЭПу, который возрождает право на частное предпринимательство.
Бельевое послабление коснулось*в основном*обеспеченных и*«сановных». Жёны ответственных партийных работников и*крупных*военачальников*теперь запросто могли заказывать неглиже по каталогам из Франции.
Жён менее влиятельных мужей, но при*деньгах*радовали легализированные белошвейки и модистки, которые вышли из подполья.*Дамский гардероб пополняется батистовыми, шёлковыми, шифоновыми комбинациями, панталонами, бюстгальтерами и корсетами. Не успевшие забыться рюши, воланы, ленты и кружево обильно украшают невероятных цветов неглиже, в моде одновременно чёрный, зелёный, голубой, розовый и лососевый. Индивидуальное нижнее бельё, с точки зрения качества, было вне конкуренции, но из-за дороговизны —*многим недоступно.
Фабричное производство нижнего белья тоже присутствует. Работают два треста — «Мосбельё» и «Ленбельё»:*их изделия не уступали качеством заграничным прелестям, но стоили гораздо дешевле. Правда, это совсем не значило, что они были доступными. На пути женских желаний в этом случае стояла советская «распределительная система». Подобный класс продукции предназначался для номенклатурных работников и творческой элиты, по неофициальным каналам*батист и маркизет доставались также работникам «хлебных мест».*
Московский и ленинградский тресты использовали наработки знаковых*художников эпохи конструктивизма — Веры Мухиной, Варвары Степановой, Александры Экстер и многих других. В это время недолгой творческой свободы россия (страна-террорист) становится центром мировой художественной активности.
Тресты начинают отшивать совершенно новые образцы нижнего платья,*в стиле кубизма, которые «исподом» язык не поворачивается назвать. В истории моды это было буквально мгновение, но какое! Бельё Советов — на высоте.
«Подышать» фантазировавшим для трестов художникам дали недолго — двадцатые и ещё немного тридцатые годы. Сами тресты «Ленбельё» и «Мосбельё» продолжали работать почти до Второй мировой войны, обеспечивая уже не авангардным, но вполне пристойным нижним бельём партийную верхушку и официальную творческую среду.
ОСТ им в помощь
Народ-труженик временный бельевой рай*если и заметил, то воспользоваться его возможностями вряд ли был в состоянии. А потому вопрос массового производства белья по-прежнему оставался на повестке дня.*Зарубежные инвестиции и вернувшиеся во времена НЭПа к управлению фабрик спецы*основательно укрепили текстильную промышленность. После отмены новой экономической политики обновлённые*производственные мощности очень пригодились Советам, взявшим курс на индустриализацию.
Ответственное задание партии снабдить всех трудящихся удобным и гигиеничным бельём должен был*обеспечить главный комитет швейной промышленности, который объединил под своим началом территориальные тресты в москве, Ленинграде, Киеве, Минске и Баку.
Казалось бы, «удобное и гигиеничное» —*не антоним к «женственному и красивому», но изыски и вольности плохо укладывались в «стандарт», на основе которого строилось всё советское производство.*
«7 мая 1926 года*был принят первый общесоюзный стандарт ОСТ–1. К 1940 году в СССР действовало около 6 тысяч ГОСТов, а в 1975 году их было уже более 20 тысяч. К 1975 году в Госстандарте СССР было зарегистрировано свыше 15 тысяч ОСТов и свыше 100 тысяч технических условий.»
С 1929 года что носить*диктует*«Главодежда», под пристальным вниманием которой находилось всё швейное производство.*Монополист определяет единственно верную идеологию и для того, что сверху, и для того, что снизу.*Тем более*что это самое нижнее*регулярно демонстрируют «хороводы» физкультурников, олицетворяющие только окрепший к тридцатым годам культ физически развитого и здорового тела. «В здоровом теле — здоровый дух!»*Ни слова о красоте.
Именно этот набор спортивного типа «трусы-майка» попал в массовое производство. Полнейшее равноправие*— ни полов, ни классов. Справедливости ради*отмечу, что бюстгальтер всё же был — предлагалось три размера и два вида: с вытачкой и без.
Женственное нижнее бельё в 30-х годах существовало. Его продолжали выпускать «Мосбельё» и «Ленбельё», а в Ленинграде вдобавок существовало специализированное элитное ателье*под названием «Смерть мужьям». Но вам придётся поверить мне на слово.
В отличие от бельевых незамысловатостей «Главодежды», которые можно лицезреть на массе фотографий и полотнах советских художников того времени, бельевые изыски визуализировать мало кому приходило в голову. Возможно, потому, что это было настоящее нижнее бельё, и демонстрация кружев и тонких бретелек была невозможной без определённого подтекста.
Единственное визуальное доказательство, которое*мне удалось разыскать, — каталоги трестов «Мосбельё» и «Ленбельё».
Каталоги 1936/37 года — одни из последних для обоих трестов.*
Удивительно, что они просуществовали почти до самых сороковых. СССР в тот момент активно готовился к войне и промышленность была милитаризирована донельзя. Тот же хлопок, который выращивали в Средней Азии, был жизненно необходим для производства бездымного пороха. Из него делали основную составляющую — нитроцеллюлозу. Не забываем, что глава государства, товарищ Сталин, в вопросах одежды был аскетом и мог, как выяснится позже, годами носить штопаные кальсоны и нижнюю рубаху.
О белье забыли до окончания войны.
Дом мод
«Общесоюзный Дом моделей» был создан в 1944 году и расположился в здании бывшей торговой фирмы купца Михайлова на Кузнецком мосту в москве.*
Уже через два года,*в 1946-м,*специальным постановлением коллегии Наркомата лёгкой*промышленности ему было поручено создание эталонов советской одежды.*Там разрабатывались лекала и выкройки, которые поступали на 300 швейных фабрик СССР, а также во все ателье и швейные мастерские страны.
«Общесоюзный Дом моделей»*можно считать первым институтом моды в Советском Союзе. Его модные показы не стыдно смотрятся и сегодня.
Другое дело, что, проходя сложный и многоступенчатый путь к конечному потребителю, разработанные модельерами образцы видоизменялись почти до неузнаваемости:*удешевляя производство, фабрики упрощали «конструкцию» моделей и выбирали как можно более простые ткани.
О том, как работали фабрики, можно судить вот по этой инструкции, напечатанной в том же 1946 году издательством «ГИЗДМЕСТПРОМ»: «Сборник материалов по производству изделий ширпотреба и бытовому обслуживанию» приводит подробные инструкции по пошиву «бюстгальтера спортивного типа», «женских панталон упрощённого типа», «женских спортивных панталон», «женской дневной сорочки», «женской комбинации», «пояса для поддерживания чулок», «женских трусиков на резинке» и «пояса-трусиков».
Разительный контраст с женщиной в шелках, что улыбается со страниц «официального» журнала мод.
Но это всего лишь часть послевоенного бельевого «отдела». Трофейные фильмы демонстрировали зарубежных актрис в шёлковых комбинациях, пеньюарах и ночных сорочках невиданной красоты.*
Отрывок из*немецкого*музыкального*кинофильма*«Девушка моей мечты», 1944*год
Подобные образчики «в натуральную величину»*привезли из побеждённой Германии для милых их сердцу дам офицеры Советской армии. С трофейными подарками случались казусы. Советской женщине, даже той, что тысячу раз ходила в кино смотреть на заграничную жизнь,*поверить, что шёлк, отделанный кружевом, гипюром и лентами, предназначен для спальни или должен надеваться под платье, было очень сложно.*Дамы, случалось, принимали это бельё за вечерние наряды и выходили в них в свет.
Любимый размер 50-х
«Общесоюзный Дом*моделей»*декларировал равенство и братство, оставаясь при этом островом,*почти без сообщения с внешним миром.*
Из отчёта за 1950 год:*
«Советскую моду должны отличать демократизм, массовость, бессословность и общедоступность. В отличие от Запада, где лучшие модельеры удовлетворяют запросы верхушки общества, советские художники в равной степени ориентированы на все*категории граждан».
Подавляющее большинство потребительниц советской моды самоотверженно поднимало огромную страну из руин. Одежда, не*стесняющая движений, —*в эту формулировку в реальной жизни укладывались и демократичность, и бессословность.*«Даёшь пятилетку за четыре года!», а в чём даёшь*— дело десятое.
Народный идеал женщины — статная дама*с широкими бёдрами, объёмной грудью и крепкой спиной. Физический труд изрядно «поработал» над фигурой, но дородность во многом была связана ещё и с неправильным рационом, который*в основном*состоял из картофеля и хлебобулочных изделий.
Новая женщина — новые стандарты белья. ГОСТ 50-х годов ХХ века стандартизирует всё те же три размера бюстгальтера, а с ними неизменные панталоны — размер 42 предполагал объём торса в 110 сантиметров; нижние рубахи и грации (в народе*—*«панцири»).
Всё*как на подбор*—*«массовое» и*«общедоступное», не только вне класса, но и вне возраста.
москва-Пекин
Признание Советским Союзом Китайской Народной Республики в 1949 году оставило след в нижнем гардеробе среднестатистической строительницы коммунизма. На мой взгляд — это была чудесная метафора*советско-китайских отношений.
Дружба с КНР в первой половине 50-х годов принесла, среди прочего, импорт продовольственных и промышленных товаров, куда вошли дамские байковые панталоны с начёсом. Поначалу*эта часть женского туалета*была*жутким дефицитом. Сумасшедший спрос на них сегодня сложно объяснить*— уродливостью эти «трусишки»* ни в чём не уступали*отечественным образцам, — но я попробую.
Желанными эти панталоны делали две редких для советского исподнего характеристики: они были шелковистые на ощупь и выпускались в невероятных для советской женщины «девочковых» расцветках —*персиковые, нежно-розовые, цвета майского неба и первой зелени. Однозначно*—*номер*один*в списке покупок.*
Правду говоря, в*этом списке они*продержались недолго.*Как только поставки наладились и спрос на цветные панталоны был удовлетворён, этот товар*немедленно начал*вызывать отвращение у ещё вчера гонявшихся за ним*женщин. Однако*неповоротливой плановой экономике не было*до этого*никакого дела —*и китайские*«шёлковые»*продолжали «украшать» прилавки советских магазинов.
Изобретательные советские женщины научились использовать «положительные» качества панталон*— цвет и ткань. С неудачным*сюжетом экспериментировали с помошью ножниц и швейных принадлежностей:*панталоны подрезали,*делали уже, изменяли их форму, а отдельные мастерицы ухитрялись шить*из пары 46-48 размера джемпер или кофточку.
Бельё «на выход»
После смерти Сталина пришла хрущёвская «оттепель». Железный занавес стал чуть-чуть приподниматься — переломный момент для всей советской моды и для нижнего белья*в частности.*
В 1957 году в москве прошёл Международный фестиваль молодёжи и студентов.
Молодёжь, приехавшая в СССР «себя показать», стала для советской строительницы светлого будущего прямым подтверждением, что женственнось существует. По щелчку властных пальцев*из-за «железного*занавеса» хлынул поток молодых и прекрасных леди в нарядах невиданных расцветок с*глубокими декольте, тонкими*талиями, короткими*юбками, постукивавших шпильками по московским тротуарам.*
Новинки западной моды и изделия, вышедшие с конвейера отечественного легпрома, не поддавались никакому сравнению.
Всеобщее желание заполучить что-нибудь западное в скудный гардероб советского гражданина*стало благодатной*средой для процветания фарцовщиков. Нелегальный торговый бизнес*распространялся по огромному*государству со скоростью ОРЗ.
В том же 1957 году*на пленарном заседании ЦК КПСС «хозяйка» Москвы, Екатерина Фурцева, с главной*трибуны страны заявила: «Каждая советская женщина имеет право на красивый бюст!».
Фурцева была человеком деятельным. Всего-навсего через год*её стараниями*была создана производственная линия*на бельевой фабрике «Черёмушки» в Подмосковье, куда привезли всего один*эталонный образец*бюстгальтера из ГДР, и по его лекалам создали нижнее бельё для советских женщин.
Но это нововведение не решило вопрос расширения ассортимента до потребностей жительниц СССР.* До середины*80-х годов ХХ века на прилавках —*всё те же*три размера бюстгальтера: «первый», «второй» и «третий».*Слабый пол перешивал лифчики, сообразуя*особенностям*физиологии, и самостоятельно мастерил «пуш ап», чтобы добавить «форм».*
Следующая пятилетка принесла немало сюрпризов для неискушённой советской женщины: в 1959 году*очередным потрясением стал Международный конгресс моды, на котором были представлены наряды модного Дома Dior. Французские манекенщицы в шикарных нарядах*прогуливались по центральным улицам Москвы.
А в*1961*году в рамках Международного*кинофестиваля*москва*принимала знаменитостей со всего мира. Блистали*Джина Лоллобриджида*и*Элизабет Тейлор.*
Для большинства советских женщин эти события стали «точкой невозврата» в идеологическое лоно советского унисекса — началась погоня за красивым неглиже, каждая*мечтает стать немного иностранкой.
В ответ на женские чаяния*на прилавках стали появляться*образцы нижнего белья из дружественных социалистических стран, которые тут же окрестили «бельём на выход»: в нём ходили к врачу, надевали по праздникам и бегали на свидание к любовникам. Прежде отстояв за «комплектом» гигантскую очередь.
Неглиже из Румынии, Венгрии и ГДР, на советский глаз, были вполне в русле желанной западной моды. На то, что вожделенные бра, панталоны, ночные сорочки и комбинации были из искусственных материалов, не «дышали», электризовались, а жёсткие кружева «кусали» самые нежные места, старались не обращать внимания.
Несмотря на бельевой переворот, своих позиций «красоты» отечественной лёгкой промышленности не сдавали.
«Несоблюдение стандарта преследуется по закону»*— такая надпись сопровождала каждый ГОСТ. Воплощение*«призыва»*заполняло прилавки. На дворе конец 50-х — начало 60-х, а в ассортименте отделов белья —*по-прежнему панталоны трёх видов: длинные, короткие и панталоны-трусы; и два варианта комбинаций — полуприлегающие и «расширенный стан от верха к низу».*
В разгар сексуальной революции, когда весь мир освоил производство капроновых колгот, советские женщины пришивали чулки из хлопка к трусам.*
Не приходя в сознание. R.I.P.
Минус Первый секретарь — плюс Генеральный секретарь.*Эпоха брежневского застоя под негласным лозунгом «Менять, ничего не меняя!»*сопровождалась*неэффективными реформами, борьбой с инакомыслием, лакировкой действительности и тотальным захваливанием Леонида Ильича.
Очень скоро внешний вид прилавков*изменился — товары из магазинов начинают изчезать. Тотальный дефицит. Нижнее женское*бельё*—*снова*за гранью интересов советской власти.
Однако*видимость изобилия в 70-х — 80-х*годах традиционно*создаётся.
Всесоюзный институт ассортимента изделий лёгкой промышленности и культуры одежды*издаёт методические указания*рекомендательного характера*о том, каким должен быть ассортимент женского белья. В первую очередь,*речь идёт о том, что неглиже должно отвечать существующему спросу.
Выдержка из методического издания «Направления моды 1974»:
«Модная гамма цветов для женского белья и корсетных изделий на 1974 год характеризуется сложностью и чистотой оттенков средней насыщенности.
В группу жёлтых цветов вошли жёлтые оттенки от светлых золотисто-медовых до тёплого жёлтого (чистого, средней насыщенности). В группу зелёных цветов — зелёно-бирюзовые, лимонно-жёлтые (приглушённые), зелёный цвет травы и ярко-зелёный (средней насыщенности).
В группу коричневых цветов — золотисто-коричневые сложных оттенков и зеленовато-коричневые. В группе синих цветов — оттенки гиацинта (светлый и более тёмный), а также синий средней насыщенности. Группа красных состоит из кораллового, тёплого красного, терракотового, цвета брусники и хурмы.
Группа серых цветов характеризуется серебристо-полынными и серебристо-бежевыми оттенками, а также цветом коры осины. Последняя группа — сложные фиолетовые и вишнёвые. Как всегда, остаются классические цвета — белый, чёрный и пастельные.»
Несоответствие, мягко говоря, опубликованных в каталоге иллюстраций и ассортимента соответствующих отделов в универмагах (см. выше)*лишний раз*подтверждают, что рекомендации остались невыполненными.
На видео —*отрывок из сатирического киножурнала «Фитиль»
В конце 80-х начале 90-х годов*так и не научившийся нравиться женщинам продукт советской бельевой промышленности*был погребён под завалами зарубежного ширпотреба, который партиями в размере объёма клетчатой сумки завозили сотни тысяч челночников.
Одёжный ассортимент того времени и порождаемые им умопомрачительные «тренды» в постсоветских республиках*— тема для отдельной статьи, которая обязательно будет мной когда-нибудь написана.
Завершить историю «белья Советов» теоретически можно было бы на том моменте, когда закончился сам Советсткий Союз.
Понятие «дефицит» испарилось, рассосались очереди, фарцовщики узаконены, у каждой есть выбор в широком диапазоне «от бутика до секонд-хенда», а редкой встрече с товаром, сделанным по ГОСТу, в нынешние времена радуешься (забавно, не так ли?).
Портит этот финальный кадр с героями, красиво уходящими в закат, внезапное всплывающее*«окно» с до боли знакомой фразой про «удобное и гигиеничное».*
В феврале 2014 года — спустя 23 года после развала СССР — СМИ сообщили, что на территории стран Таможенного союза (России, Беларуси и Казахстана) запрещено производить, ввозить и продавать «кружевные трусы из синтетических материалов».
Оказалось, что*«уровень его гигроскопичности (способности поглощать влагу) не соответствует техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности продукции лёгкой промышленности».
«Изделие одежды «трусы» должно обладать уровнем гигроскопичности не меньше 6%, а у синтетических материалов — лишь 3-3,6%»,*— вот причина бойкота кружевам.
При этом беспокойство государственных борцов за здоровье женского населения на комплекты нижнего белья не распространяется. Комплекты кружевного негигроскопичного и продавать, и привозить, и производить можно,*отдельно трусы — нельзя.
Ушли от «совка», говорите. Ну-ну…
Список литературы: О. Гурова «Советское нижнее белье: между идеологией и повседневностью»,*«Чулки повышенной зебристости»; ГОСТ 2106-51, ГОСТ 822-52, ГОСТ 2106-61, ГОСТ 2106-70, ГОСТ 904-60, ГОСТ 904-69, ГОСТ 11361-65, ГОСТ 6894-60, ГОСТ 6894-69, ГОСТ 904-87; Государственный научно-технический комитет Совета Министров СССР, москва 1956 год. «Обобщение передовых приёмов труда при пошиве женского белья из основовязаного (вертелочного) полотна»; «Женские пляжные костюмы»,*КОИЗ 1959 год; Журнал «Текстильная промышленность»*№12/1986;*Людмила Кибалова, Ольга Гербенова, Милена Ламарова «Иллюстрированная энциклопедия моды», 1987 г.
Дуся Калашникова
05.04.2014 12:00
В заголовке нет ошибки. Не о советах по выбору пойдёт речь, а о тех Советах, при которых выбора*не было. Зато был госплан, беспрекословно подчиняясь которому, лёгкая промышленность СССР штамповала фантастически уродливое женское нижнее бельё. В узких рамках идеологии, документально закреплённых ГОСТом, советская женщина, напоминающая гренадёра в юбке, ни на что другое претендовать не могла. Корпулентная дама давала отпор «западным модам» одной левой —*и тут же*правой закладывала очередной камень в строительство коммунизма.*
Вот, правда, зачем женщине соблазнительное неглиже, если любое проявление сексуальности положено клеймить позором?*
Не вопрос
Мне на глаза попался труд под названием «Половой вопрос в условиях советской общественности», вышедший из-под пера Арона Борисовича Залкинда в 1926 году. Каждая из 12 заповедей строителя коммунизма, которую он включал, — порицала женственность; три из них осуждали «дополнительные стимулы в половом влечении», чем и являлось, по сути, женское неглиже; а одна напрямую приравнивала красивое нижнее бельё к извращению.*
XI.*Не должно быть половых извращений.*
«Всякое половое извращение, ослабляя центральное половое содержание, отражается вместе с тем и на качестве потомства, и на всем развитии половых отношений между партнерами. Половые извращения всегда указывают на грубый перегиб половой жизни в сторону голой чувственности, на резкий недостаток социально-любовных стимулов в половом влечении.
Половая жизнь извращенного лишена тех творчески регулирующих элементов, которые характеризуют собою нормальные половые отношения: требования все нового и нового разнообразия, зависимость от случайных раздражений и случайных настроений становятся у извращенного действительно огромными (...)
Всеми силами класс должен стараться вправить извращенного в русло нормальных половых переживаний.
«Лейтмотив» брошюры Залкинда о том, что революция 1917 года «решила» и половой вопрос, оправдывал*открытое государственное вмешательство в личную жизнь подданных. А госмонополия в выборе фасона нижнего белья была одним из инструментов «вправления в русло нормальных»:*по решению партии граждане имели право на определённые трусы и лифчик.
Одинаково безобразное исподнее не давало повода для «разговоров»*— маркер «нормальности»*массово болтался перед глазами на верёвках общих кухонь коммунальных квартир. При этом*производство белья оставалось «засекреченным объектом», словно оружие массового поражения:*на фабриках-изготовителях*в советское время не делали снимков сигнальных образцов.*
Арена «баталий»
В дореволюционной России начала ХХ века царил культ нижнего платья — разнообразие и мастерство, с которым оно было выполнено, поражает: модницы буквально купались в пене из кружев*— ими щедро были отделаны лифы, нижние блузы и юбки, подвязки и пояса для чулок, ночные сорочки. Бельё преподносили в дар молодожёнам, оно было обязательной частью девичьего приданого.**
Дворянки, мещанки и прочие городские жительницы могли заказать нижнее бельё белошвейкам, которых в дореволюционной России было огромное множество, или же купить готовое нижнее платье в частных ателье. Массово, на крупных швейных предприятиях, до революции отшивались только обмундирование и испод для воинских и инженерных частей. Единственный вид «одёжного» госзаказа.
На рубеже веков были созданы новые журналы мод, домоводства и рукоделия, рассчитанные на массовую аудиторию. Значительная их часть была посвящена нижнему белью*— с подробным руководством о том, как сшить коротенькие, по моде, штанишки или выполнить изящную вышивку в нужном месте.*Благодаря шагнувшим вперёд полиграфическим технологиям, издания были отменно иллюстрированы фотографиями и высококачественными репродукциями.
Первые послереволюционные годы большевики очень старательно и агрессивно вытесняли всё, что хоть как-то напоминало о роскоши и излишестве царских времён — буржуазное было объявлено вне закона. Предприятия текстильной промышленности, стремительно развивавшейся в конце XIX —*начале XX веков, были экспроприированы. И на пользу отрасли это явно не пошло.
В руках новых хозяев она была окончательно «задавлена» военными заказами — на смену изящным шелкам и тонким тканям пришли грубые льняные и шерстяные полотна, бязь и солдатское сукно. В эпоху военного коммунизма*фабрики из последних сил обеспечивали военно-революционные нужды, составляющие 80% всего рынка. В том числе и те, которые были переведены в разряд бельевых. К примеру,*из четырёх отшиваемых ими видов кальсон только один*назывался гражданским.
Немногочисленные заказы, размещённые государством для мирного населения, включали в себя убогие мужские нижние рубахи и скудный женский набор из панталон и одного вида бюстгальтера. Никаких кружев, неприспособленных к самоотверженному труду большевички. Красивое, женственное неглиже уходит в «подполье» — дамы с деньгами заказывали его у надомниц, те, кто был обучен культуре шитья с детства, справлялись самостоятельно. Для неумёх без средств вариантов не было — донашивали «остатки былой роскоши».
Конечно, аскетичность и бедность одежды объяснялась не только идеологическим отрицанием «старого мира»:*едва ли не в большей степени свою роль сыграли тяжелейшие экономические последствия разрухи, в которой оказалась страна после революции и гражданской войны.
Где-то между бельём и военным обмундированием затесалась форма для физкультурников —*сатиновые трусы и майка без особой разницы между «мужским» и «женским» комплектом. Впрочем, этот «заказ» тоже можно смело считать «оборонным»*— ритуальные спортивные парады были призваны продемонстрировать не столько спортивную силу, сколько боевую готовность советских граждан.*
Национализированный сатин и трикотаж на складах армии Советов был в изобилии. Первый шёл на трусы, из второго отшивали майки. Оба атрибута, скроенные по мужским лекалам, символизировали равенство полов. В недалёком будущем этому нехитрому набору было суждено стать основой беспощадного советского «унисекса».*
Но прежде, чем внешний облик жителей страны был окончательно приведён к «общему знаменателю», случилась неожиданная передышка.*
В начале 20-х годов ХХ века слово «мода» внезапно звучит из уст наркома просвещения Анатолия Васильевича Луначарского. Да, это больше не тлетворные парижские веяния, а собственная «мода победившего пролетариата». И убеждённость в том, что одежда должна соответствовать революционному духу времени, никуда не делась.*Но теперь эту идею разрабатывают профессионалы — художники и дизайнеры. В их руках грубый ситчик превращается в «актуальный» текстиль. При этом*требуемая заказчиком*в лице государства*агитационная функция — налицо.*
Орнаменты из нефтяных вышек, силуэтов заводов, тракторов и танков*— позже машинные вышивки в стиле*«шарики-подшипники» появились и на нижнем белье.
К задаче конструирования одежды для нового человека — единицы, свободной от излишеств и мещанства, которая должна строить коммунизм ни на что не отвлекаясь,*— художники тоже подходят творчески. Популярный «тренд» — одежда-трансформер.
На «растерзание» молодым модельерам была отдана и прозодежда*Составлено из сокращения слова производственный и слова одежда. Одежда, выдаваемая работающим на производстве за счет предприятия для предохранения обычной одежды от грязи и самих работающих от повреждений; рабочий костюм.. Её разрабатывали для пожарного, строителя, продавца, сотрудника кислотной промышленности, полярника и даже актёра.
В повседневную жизнь одёжное разнообразие возвращает решение товарища Ленина временно перейти от военного коммунизма к новой экономической политике*— НЭПу, который возрождает право на частное предпринимательство.
Бельевое послабление коснулось*в основном*обеспеченных и*«сановных». Жёны ответственных партийных работников и*крупных*военачальников*теперь запросто могли заказывать неглиже по каталогам из Франции.
Жён менее влиятельных мужей, но при*деньгах*радовали легализированные белошвейки и модистки, которые вышли из подполья.*Дамский гардероб пополняется батистовыми, шёлковыми, шифоновыми комбинациями, панталонами, бюстгальтерами и корсетами. Не успевшие забыться рюши, воланы, ленты и кружево обильно украшают невероятных цветов неглиже, в моде одновременно чёрный, зелёный, голубой, розовый и лососевый. Индивидуальное нижнее бельё, с точки зрения качества, было вне конкуренции, но из-за дороговизны —*многим недоступно.
Фабричное производство нижнего белья тоже присутствует. Работают два треста — «Мосбельё» и «Ленбельё»:*их изделия не уступали качеством заграничным прелестям, но стоили гораздо дешевле. Правда, это совсем не значило, что они были доступными. На пути женских желаний в этом случае стояла советская «распределительная система». Подобный класс продукции предназначался для номенклатурных работников и творческой элиты, по неофициальным каналам*батист и маркизет доставались также работникам «хлебных мест».*
Московский и ленинградский тресты использовали наработки знаковых*художников эпохи конструктивизма — Веры Мухиной, Варвары Степановой, Александры Экстер и многих других. В это время недолгой творческой свободы россия (страна-террорист) становится центром мировой художественной активности.
Тресты начинают отшивать совершенно новые образцы нижнего платья,*в стиле кубизма, которые «исподом» язык не поворачивается назвать. В истории моды это было буквально мгновение, но какое! Бельё Советов — на высоте.
«Подышать» фантазировавшим для трестов художникам дали недолго — двадцатые и ещё немного тридцатые годы. Сами тресты «Ленбельё» и «Мосбельё» продолжали работать почти до Второй мировой войны, обеспечивая уже не авангардным, но вполне пристойным нижним бельём партийную верхушку и официальную творческую среду.
ОСТ им в помощь
Народ-труженик временный бельевой рай*если и заметил, то воспользоваться его возможностями вряд ли был в состоянии. А потому вопрос массового производства белья по-прежнему оставался на повестке дня.*Зарубежные инвестиции и вернувшиеся во времена НЭПа к управлению фабрик спецы*основательно укрепили текстильную промышленность. После отмены новой экономической политики обновлённые*производственные мощности очень пригодились Советам, взявшим курс на индустриализацию.
Ответственное задание партии снабдить всех трудящихся удобным и гигиеничным бельём должен был*обеспечить главный комитет швейной промышленности, который объединил под своим началом территориальные тресты в москве, Ленинграде, Киеве, Минске и Баку.
Казалось бы, «удобное и гигиеничное» —*не антоним к «женственному и красивому», но изыски и вольности плохо укладывались в «стандарт», на основе которого строилось всё советское производство.*
«7 мая 1926 года*был принят первый общесоюзный стандарт ОСТ–1. К 1940 году в СССР действовало около 6 тысяч ГОСТов, а в 1975 году их было уже более 20 тысяч. К 1975 году в Госстандарте СССР было зарегистрировано свыше 15 тысяч ОСТов и свыше 100 тысяч технических условий.»
С 1929 года что носить*диктует*«Главодежда», под пристальным вниманием которой находилось всё швейное производство.*Монополист определяет единственно верную идеологию и для того, что сверху, и для того, что снизу.*Тем более*что это самое нижнее*регулярно демонстрируют «хороводы» физкультурников, олицетворяющие только окрепший к тридцатым годам культ физически развитого и здорового тела. «В здоровом теле — здоровый дух!»*Ни слова о красоте.
Именно этот набор спортивного типа «трусы-майка» попал в массовое производство. Полнейшее равноправие*— ни полов, ни классов. Справедливости ради*отмечу, что бюстгальтер всё же был — предлагалось три размера и два вида: с вытачкой и без.
Женственное нижнее бельё в 30-х годах существовало. Его продолжали выпускать «Мосбельё» и «Ленбельё», а в Ленинграде вдобавок существовало специализированное элитное ателье*под названием «Смерть мужьям». Но вам придётся поверить мне на слово.
В отличие от бельевых незамысловатостей «Главодежды», которые можно лицезреть на массе фотографий и полотнах советских художников того времени, бельевые изыски визуализировать мало кому приходило в голову. Возможно, потому, что это было настоящее нижнее бельё, и демонстрация кружев и тонких бретелек была невозможной без определённого подтекста.
Единственное визуальное доказательство, которое*мне удалось разыскать, — каталоги трестов «Мосбельё» и «Ленбельё».
Каталоги 1936/37 года — одни из последних для обоих трестов.*
Удивительно, что они просуществовали почти до самых сороковых. СССР в тот момент активно готовился к войне и промышленность была милитаризирована донельзя. Тот же хлопок, который выращивали в Средней Азии, был жизненно необходим для производства бездымного пороха. Из него делали основную составляющую — нитроцеллюлозу. Не забываем, что глава государства, товарищ Сталин, в вопросах одежды был аскетом и мог, как выяснится позже, годами носить штопаные кальсоны и нижнюю рубаху.
О белье забыли до окончания войны.
Дом мод
«Общесоюзный Дом моделей» был создан в 1944 году и расположился в здании бывшей торговой фирмы купца Михайлова на Кузнецком мосту в москве.*
Уже через два года,*в 1946-м,*специальным постановлением коллегии Наркомата лёгкой*промышленности ему было поручено создание эталонов советской одежды.*Там разрабатывались лекала и выкройки, которые поступали на 300 швейных фабрик СССР, а также во все ателье и швейные мастерские страны.
«Общесоюзный Дом моделей»*можно считать первым институтом моды в Советском Союзе. Его модные показы не стыдно смотрятся и сегодня.
Другое дело, что, проходя сложный и многоступенчатый путь к конечному потребителю, разработанные модельерами образцы видоизменялись почти до неузнаваемости:*удешевляя производство, фабрики упрощали «конструкцию» моделей и выбирали как можно более простые ткани.
О том, как работали фабрики, можно судить вот по этой инструкции, напечатанной в том же 1946 году издательством «ГИЗДМЕСТПРОМ»: «Сборник материалов по производству изделий ширпотреба и бытовому обслуживанию» приводит подробные инструкции по пошиву «бюстгальтера спортивного типа», «женских панталон упрощённого типа», «женских спортивных панталон», «женской дневной сорочки», «женской комбинации», «пояса для поддерживания чулок», «женских трусиков на резинке» и «пояса-трусиков».
Разительный контраст с женщиной в шелках, что улыбается со страниц «официального» журнала мод.
Но это всего лишь часть послевоенного бельевого «отдела». Трофейные фильмы демонстрировали зарубежных актрис в шёлковых комбинациях, пеньюарах и ночных сорочках невиданной красоты.*
Отрывок из*немецкого*музыкального*кинофильма*«Девушка моей мечты», 1944*год
Подобные образчики «в натуральную величину»*привезли из побеждённой Германии для милых их сердцу дам офицеры Советской армии. С трофейными подарками случались казусы. Советской женщине, даже той, что тысячу раз ходила в кино смотреть на заграничную жизнь,*поверить, что шёлк, отделанный кружевом, гипюром и лентами, предназначен для спальни или должен надеваться под платье, было очень сложно.*Дамы, случалось, принимали это бельё за вечерние наряды и выходили в них в свет.
Любимый размер 50-х
«Общесоюзный Дом*моделей»*декларировал равенство и братство, оставаясь при этом островом,*почти без сообщения с внешним миром.*
Из отчёта за 1950 год:*
«Советскую моду должны отличать демократизм, массовость, бессословность и общедоступность. В отличие от Запада, где лучшие модельеры удовлетворяют запросы верхушки общества, советские художники в равной степени ориентированы на все*категории граждан».
Подавляющее большинство потребительниц советской моды самоотверженно поднимало огромную страну из руин. Одежда, не*стесняющая движений, —*в эту формулировку в реальной жизни укладывались и демократичность, и бессословность.*«Даёшь пятилетку за четыре года!», а в чём даёшь*— дело десятое.
Народный идеал женщины — статная дама*с широкими бёдрами, объёмной грудью и крепкой спиной. Физический труд изрядно «поработал» над фигурой, но дородность во многом была связана ещё и с неправильным рационом, который*в основном*состоял из картофеля и хлебобулочных изделий.
Новая женщина — новые стандарты белья. ГОСТ 50-х годов ХХ века стандартизирует всё те же три размера бюстгальтера, а с ними неизменные панталоны — размер 42 предполагал объём торса в 110 сантиметров; нижние рубахи и грации (в народе*—*«панцири»).
Всё*как на подбор*—*«массовое» и*«общедоступное», не только вне класса, но и вне возраста.
москва-Пекин
Признание Советским Союзом Китайской Народной Республики в 1949 году оставило след в нижнем гардеробе среднестатистической строительницы коммунизма. На мой взгляд — это была чудесная метафора*советско-китайских отношений.
Дружба с КНР в первой половине 50-х годов принесла, среди прочего, импорт продовольственных и промышленных товаров, куда вошли дамские байковые панталоны с начёсом. Поначалу*эта часть женского туалета*была*жутким дефицитом. Сумасшедший спрос на них сегодня сложно объяснить*— уродливостью эти «трусишки»* ни в чём не уступали*отечественным образцам, — но я попробую.
Желанными эти панталоны делали две редких для советского исподнего характеристики: они были шелковистые на ощупь и выпускались в невероятных для советской женщины «девочковых» расцветках —*персиковые, нежно-розовые, цвета майского неба и первой зелени. Однозначно*—*номер*один*в списке покупок.*
Правду говоря, в*этом списке они*продержались недолго.*Как только поставки наладились и спрос на цветные панталоны был удовлетворён, этот товар*немедленно начал*вызывать отвращение у ещё вчера гонявшихся за ним*женщин. Однако*неповоротливой плановой экономике не было*до этого*никакого дела —*и китайские*«шёлковые»*продолжали «украшать» прилавки советских магазинов.
Изобретательные советские женщины научились использовать «положительные» качества панталон*— цвет и ткань. С неудачным*сюжетом экспериментировали с помошью ножниц и швейных принадлежностей:*панталоны подрезали,*делали уже, изменяли их форму, а отдельные мастерицы ухитрялись шить*из пары 46-48 размера джемпер или кофточку.
Бельё «на выход»
После смерти Сталина пришла хрущёвская «оттепель». Железный занавес стал чуть-чуть приподниматься — переломный момент для всей советской моды и для нижнего белья*в частности.*
В 1957 году в москве прошёл Международный фестиваль молодёжи и студентов.
Молодёжь, приехавшая в СССР «себя показать», стала для советской строительницы светлого будущего прямым подтверждением, что женственнось существует. По щелчку властных пальцев*из-за «железного*занавеса» хлынул поток молодых и прекрасных леди в нарядах невиданных расцветок с*глубокими декольте, тонкими*талиями, короткими*юбками, постукивавших шпильками по московским тротуарам.*
Новинки западной моды и изделия, вышедшие с конвейера отечественного легпрома, не поддавались никакому сравнению.
Всеобщее желание заполучить что-нибудь западное в скудный гардероб советского гражданина*стало благодатной*средой для процветания фарцовщиков. Нелегальный торговый бизнес*распространялся по огромному*государству со скоростью ОРЗ.
В том же 1957 году*на пленарном заседании ЦК КПСС «хозяйка» Москвы, Екатерина Фурцева, с главной*трибуны страны заявила: «Каждая советская женщина имеет право на красивый бюст!».
Фурцева была человеком деятельным. Всего-навсего через год*её стараниями*была создана производственная линия*на бельевой фабрике «Черёмушки» в Подмосковье, куда привезли всего один*эталонный образец*бюстгальтера из ГДР, и по его лекалам создали нижнее бельё для советских женщин.
Но это нововведение не решило вопрос расширения ассортимента до потребностей жительниц СССР.* До середины*80-х годов ХХ века на прилавках —*всё те же*три размера бюстгальтера: «первый», «второй» и «третий».*Слабый пол перешивал лифчики, сообразуя*особенностям*физиологии, и самостоятельно мастерил «пуш ап», чтобы добавить «форм».*
Следующая пятилетка принесла немало сюрпризов для неискушённой советской женщины: в 1959 году*очередным потрясением стал Международный конгресс моды, на котором были представлены наряды модного Дома Dior. Французские манекенщицы в шикарных нарядах*прогуливались по центральным улицам Москвы.
А в*1961*году в рамках Международного*кинофестиваля*москва*принимала знаменитостей со всего мира. Блистали*Джина Лоллобриджида*и*Элизабет Тейлор.*
Для большинства советских женщин эти события стали «точкой невозврата» в идеологическое лоно советского унисекса — началась погоня за красивым неглиже, каждая*мечтает стать немного иностранкой.
В ответ на женские чаяния*на прилавках стали появляться*образцы нижнего белья из дружественных социалистических стран, которые тут же окрестили «бельём на выход»: в нём ходили к врачу, надевали по праздникам и бегали на свидание к любовникам. Прежде отстояв за «комплектом» гигантскую очередь.
Неглиже из Румынии, Венгрии и ГДР, на советский глаз, были вполне в русле желанной западной моды. На то, что вожделенные бра, панталоны, ночные сорочки и комбинации были из искусственных материалов, не «дышали», электризовались, а жёсткие кружева «кусали» самые нежные места, старались не обращать внимания.
Несмотря на бельевой переворот, своих позиций «красоты» отечественной лёгкой промышленности не сдавали.
«Несоблюдение стандарта преследуется по закону»*— такая надпись сопровождала каждый ГОСТ. Воплощение*«призыва»*заполняло прилавки. На дворе конец 50-х — начало 60-х, а в ассортименте отделов белья —*по-прежнему панталоны трёх видов: длинные, короткие и панталоны-трусы; и два варианта комбинаций — полуприлегающие и «расширенный стан от верха к низу».*
В разгар сексуальной революции, когда весь мир освоил производство капроновых колгот, советские женщины пришивали чулки из хлопка к трусам.*
Не приходя в сознание. R.I.P.
Минус Первый секретарь — плюс Генеральный секретарь.*Эпоха брежневского застоя под негласным лозунгом «Менять, ничего не меняя!»*сопровождалась*неэффективными реформами, борьбой с инакомыслием, лакировкой действительности и тотальным захваливанием Леонида Ильича.
Очень скоро внешний вид прилавков*изменился — товары из магазинов начинают изчезать. Тотальный дефицит. Нижнее женское*бельё*—*снова*за гранью интересов советской власти.
Однако*видимость изобилия в 70-х — 80-х*годах традиционно*создаётся.
Всесоюзный институт ассортимента изделий лёгкой промышленности и культуры одежды*издаёт методические указания*рекомендательного характера*о том, каким должен быть ассортимент женского белья. В первую очередь,*речь идёт о том, что неглиже должно отвечать существующему спросу.
Выдержка из методического издания «Направления моды 1974»:
«Модная гамма цветов для женского белья и корсетных изделий на 1974 год характеризуется сложностью и чистотой оттенков средней насыщенности.
В группу жёлтых цветов вошли жёлтые оттенки от светлых золотисто-медовых до тёплого жёлтого (чистого, средней насыщенности). В группу зелёных цветов — зелёно-бирюзовые, лимонно-жёлтые (приглушённые), зелёный цвет травы и ярко-зелёный (средней насыщенности).
В группу коричневых цветов — золотисто-коричневые сложных оттенков и зеленовато-коричневые. В группе синих цветов — оттенки гиацинта (светлый и более тёмный), а также синий средней насыщенности. Группа красных состоит из кораллового, тёплого красного, терракотового, цвета брусники и хурмы.
Группа серых цветов характеризуется серебристо-полынными и серебристо-бежевыми оттенками, а также цветом коры осины. Последняя группа — сложные фиолетовые и вишнёвые. Как всегда, остаются классические цвета — белый, чёрный и пастельные.»
Несоответствие, мягко говоря, опубликованных в каталоге иллюстраций и ассортимента соответствующих отделов в универмагах (см. выше)*лишний раз*подтверждают, что рекомендации остались невыполненными.
На видео —*отрывок из сатирического киножурнала «Фитиль»
В конце 80-х начале 90-х годов*так и не научившийся нравиться женщинам продукт советской бельевой промышленности*был погребён под завалами зарубежного ширпотреба, который партиями в размере объёма клетчатой сумки завозили сотни тысяч челночников.
Одёжный ассортимент того времени и порождаемые им умопомрачительные «тренды» в постсоветских республиках*— тема для отдельной статьи, которая обязательно будет мной когда-нибудь написана.
Завершить историю «белья Советов» теоретически можно было бы на том моменте, когда закончился сам Советсткий Союз.
Понятие «дефицит» испарилось, рассосались очереди, фарцовщики узаконены, у каждой есть выбор в широком диапазоне «от бутика до секонд-хенда», а редкой встрече с товаром, сделанным по ГОСТу, в нынешние времена радуешься (забавно, не так ли?).
Портит этот финальный кадр с героями, красиво уходящими в закат, внезапное всплывающее*«окно» с до боли знакомой фразой про «удобное и гигиеничное».*
В феврале 2014 года — спустя 23 года после развала СССР — СМИ сообщили, что на территории стран Таможенного союза (России, Беларуси и Казахстана) запрещено производить, ввозить и продавать «кружевные трусы из синтетических материалов».
Оказалось, что*«уровень его гигроскопичности (способности поглощать влагу) не соответствует техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности продукции лёгкой промышленности».
«Изделие одежды «трусы» должно обладать уровнем гигроскопичности не меньше 6%, а у синтетических материалов — лишь 3-3,6%»,*— вот причина бойкота кружевам.
При этом беспокойство государственных борцов за здоровье женского населения на комплекты нижнего белья не распространяется. Комплекты кружевного негигроскопичного и продавать, и привозить, и производить можно,*отдельно трусы — нельзя.
Ушли от «совка», говорите. Ну-ну…
Список литературы: О. Гурова «Советское нижнее белье: между идеологией и повседневностью»,*«Чулки повышенной зебристости»; ГОСТ 2106-51, ГОСТ 822-52, ГОСТ 2106-61, ГОСТ 2106-70, ГОСТ 904-60, ГОСТ 904-69, ГОСТ 11361-65, ГОСТ 6894-60, ГОСТ 6894-69, ГОСТ 904-87; Государственный научно-технический комитет Совета Министров СССР, москва 1956 год. «Обобщение передовых приёмов труда при пошиве женского белья из основовязаного (вертелочного) полотна»; «Женские пляжные костюмы»,*КОИЗ 1959 год; Журнал «Текстильная промышленность»*№12/1986;*Людмила Кибалова, Ольга Гербенова, Милена Ламарова «Иллюстрированная энциклопедия моды», 1987 г.
Дуся Калашникова
Тільки зареєстровані користувачі бачать весь контент у цьому розділі