В моей жизни авторская песня сыграла очень большую роль. Могу сказать без всякого преувеличения, что я, фактически, на ней воспитывался. Но произошло это не благодаря моим родителям, а стихийно, благодаря ряду случайностей.
Впервые имя В.Высоцкого я услышал в глубоком детстве, когда он был еще под запретом: мои родители говорили о каком-то своем знакомом, который чуть не получил 15 суток за то, что громко крутил Высоцкого (магнитофоны тогда были бабинные). Когда я учился в средних классах школы, запрет на Высоцкого сняли, и он вошел в моду. Мой отец, следуя этой моде, переписал у знакомых довольно большое количество кассет, и мне приходилось их слушать независимо от моего желания, потому что мы тогда жили в семейном общежитии, в маленькой двухкомнатной квартире без двери между комнатами. Для моего отца Высоцкий так и остался просто "модой": он какое-то время посмеялся над его шуточными песнями, и на том его увлечение Высоцким закончилось. Я в то время был еще довольно маленьким, и песен Высоцкого не понимал вообще: до его "серьезных" песен я тогда еще просто не дорос, а шуточные мне не нравились, потому что у меня еще с детства были проблемы с чувством юмора.
Но постепенно, в ходе довольно длительного пассивного прослушивания, до меня начал потихоньку доходить смысл... Не помню уже, какие именно из песен на меня в детстве повлияли больше всего, но помню само состояние, сам процесс какого-то "минипросветления", когда мне внезапно открывался смысл какой-то фразы, которую я уже помнил наизусть. Так что могу без всякого преувеличения сказать, что мое мировоззрение, моя система ценностей, мои этические нормы начали формироваться под непосредственным влиянием В.Высоцкого.
Когда учился в девятом и десятом классе, я переписывал у одноклассников Розенбаума и Новикова, но их "раннее" творчество я хоть и знал, но не оценил. В то время я больше увлекался "итальянцами" и группой "Space", а "Beatles" у меня тогда совершенно никакого интереса не вызвали, и так оно осталось на всю жизнь. Интерес к Розенбауму и Новикову у меня возник сравнительно недавно, лет примерно десять назад, когда их песни уже довольно сильно изменились.
Следующим этапом знакомства с авторской песней было обучение на биофаке. Два раза мы были на практике на биостанции, и там некоторые из моих сокурсников ночью у костра пели под гитару. На меня это произвело очень сильное впечатление, и можно сказать, что именно с этого и началось мое серьезное и осознанное увлечение авторской песней. А вот в биологии я очень сильно разочаровался, и через год после окончания университета я попрощался с ней навсегда.
Четвертый этап моего знакомства с авторской песней, который очень сильно повлиял на мое мировоззрение, был связан с творчеством Александра Галича. Хоть я тогда уже учился в университете, но с Галичем у меня произошло почти то же самое, что и с Высоцким в детстве: смысл его песен дошел до меня не сразу, а постепенно, в результате долгого "пассивного" прослушивания, но с той разницей, что я устроил себе это "пассивное" прослушивание сознательно. Творчество Галича очень специфично, и я как-то подумал, что его песни в наше время - это уже только история, потому что те времена, о которых он писал, уже прошли, и люди сейчас совершенно другие, они его песен просто не поймут. Но недавние события в стране заставили меня изменить своё мнение по поводу актуальности песен Галича...
И в заключении немного пессимизма. Все имеет две стороны: как положительную, так и не очень. У меня из-за сильного увлечения авторской песней возникли проблемы взаимопонимания с очень многими людьми, и в первую очередь с родителями: мы с ними жили как бы "в совершенно разных мирах".