شيرين
Отдельное спасибо за
Eloise...
⚠ Тільки зареєстровані користувачі бачать весь контент та не бачать рекламу.
***
В прошлом году в Мариенбаде / L’annee derniere а Marienbad
Ален Рене / Alain Resnais
⚠ Тільки зареєстровані користувачі бачать весь контент та не бачать рекламу.
Этот фильм в момент своего появления вызвал бурю споров, массу противоречивых оценок - от восторгов до полного неприятия, став на какое-то время чуть ли не нарицательным при определении заумно-интеллектуального (как на Западе) или буржуазно-элитарного (так у нас) кинематографа. Например, ошибочный вариант перевода “Прошлым летом в Мариенбаде” даже спровоцировал отечественного драматурга Александра Вампилова на демонстративно спорящую перекличку заголовка его пьесы “Прошлым летом в Чулимске”.
Вторая игровая картина 39-летнего Алена Рене снята им по сценарию одного из основоположников “нового романа” Алена Роб-Грийе, затем тоже переквалифицировавшегося в режиссёры, и, несомненно, оказала в дальнейшем значительное влияние на мировой кинематограф благодаря своим оригинальным поискам и открытиям в области киноязыка.
Многие из новаций, предложенных Робб-Грийе и Рене, всё равно были восприняты и усвоены деятелями кино.
Поэтому для современного зрителя естественно более спокойное отношение к вероятностному развитию действия - когда всё возможно, любая версия сюжета и его трактовка закономерны. А лента “В прошлом году в Мариенбаде” чрезвычайно открыта для процесса сотворчества и собственного постижения её сути.
За основу намеренно взят расхожий (можно сказать, “арифметический” и вовсе даже не “алгебраический”, вопреки гипотетическим обозначениям героев как А, Х и М) сюжет, который намекает на наличие “любовного треугольника”. Женщину преследует Незнакомец рассказами о прежней любви в прошлом году в Мариенбаде, когда им противодействовал некто третий, наверно, Муж. Но в мире фильма всё относительно, существует в неизвестной системе координат, со смещёнными понятиями пространства и времени. Всё призрачно и нереально, словно в царстве мертвых.
DRTM54CwPhA
Единственной идеальной надеждой, путеводным лучом света в “краю тьмы” может быть только спасительная память, способная вызволить из тупика амнезии (один из постоянных мотивов творчества Алена Рене).
Но вполне возможна интерпретация этого произведения на онтологическом уровне. Ведь кинематографу присуща и сновиденческая, галлюциногенная природа, позволяющая зрителям словно проникать в инобытие или в хранилище общей духовной жизни человечества.
Трансцендентным оказывается не только то кино, которое обращено непосредственно к Духу. Известный многим приём “фильма в фильме” может приобретать четвёртое измерение в плоскости “кино в кино”, образуя пространство “неэвклидовой геометрии”. В этом смысле “В прошлом году в Мариенбаде” является непостижимо удавшимся прозрением о запредельном кинематографе, где образы, порождённые кинокамерой, как бы постоянно материализуются из безвоздушного пространства и встречаются с такими же кинообразами, которые вновь создаются непосредственно в момент проекции. Всё есть кино, отражение отражений, сон во сне. И так называемая вторая реальность становится не просто первой, а единственной, повторяемой в жизни в зависимости от частоты просмотров. На самом деле, мы не живём, а существуем в вечной ситуации дежа вю, уже виденного-перевиденного, каждый год случающегося в Мариенбаде или где-то ещё. Кино - зеркало, в котором мы узнаём свои предшествующие сущности, другие ипостаси.
Лента Рене, являясь образцом многажды обруганного “чистого, формального искусства”, действительно уникальна по стилистике, характеру кинематографического мышления, художественному ритму. Изумительный оператор Саша Вьерни использует столкновение чёрного и белого цветов, четко выстроенные, почти геометрические композиции и виртуозно владеет камерой, демонстрируя потрясающие панорамы и трэвеллинги. Картина “В прошлом году в Мариенбаде” не без художественного скандала получила главную премию в Венеции. Но самой большой неожиданностью следует считать то, что будучи отвергнутой на предварительной стадии оскаровской номинации за лучший иноязычный фильм 1961 года, всё-таки попала на следующий год в другую категорию “оригинальный сценарий”. Претендентом был Ален Роб-Грийе, пусть и проиграл авторам более понятной адюльтерной истории “Развод по-итальянски”.
Сергей Кудрявцев
DVD-трансфер The Criterion Collection выполнен под контролем Алена Рене и одобрен им:
⚠ Тільки зареєстровані користувачі бачать весь контент та не бачать рекламу.
***
И самый любимый из недавно просмотренных -
«Ширин» Аббаса Киаростами