Почему на улице Айкидо перестает работать? Грань 1.
На улице, в экстремальной ситуации перестает работать не Айкидо, а человек. С таким же успехом на улице перестает работать бокс, дзю-до, и т.д. Но правда ответа на этот вопрос, конечно, более многогранная.
Грань 1.
Обычно при изучении Айкидо практически не уделяется внимание прикладному поведению бойца в ситуации внешней, жесткой, во времени развивающейся атаке. И это не одно и то же, если бы я сказал, что не уделяется внимание прикладной стороне техники. Техника в Айкидо сама по себе прикладная, как и в боксе, в каратэ, или в каком другом виде БИ. Но Айкидо, это оружие, такое же как танк, или автомат, или нож. Само по себе любое оружие несет в себе потенциал смертельной опасности. Но без грамотного и вменяемого “оператора” оно функционально бесполезно. Ведь, например, танком управляет человек. Но если этот человек до танка ничем, кроме колхозной тележки с навозом не управлял, то сложно думать, что в открытом бою он долго протянет. Но если протянет, то скорее всего скажет, что танк- полное дерьмо и в бою не работает.
Почему на улице Айкидо перестает работать? Грань 2.
Грань 2.
При изучении Айкидо рассматриваемые техники нужно понимать как финальную, завершающую часть схватки. Это похоже на то, как если бы мы в школе изучали только способ решения задач и ответы к ним, без способов изучения постановки и выделения самой задачи. Пример не совсем корректный, но для понимания достаточный. Поэтому вплоть до старших поясов Айкидо как бы и не изучается вовсе. Изучается только финальная стадия в виде техники. Но сама по себе техника, это не Айкидо. Айкидо, это весь комплекс поведения бойца в бою. О чем всегда умалчивают Японцы на своих семинарах, это о правилах и принципах входа в бой, его ведения, контроля, завершения и выхода из него. Потому что либо не знают, либо берегут секреты. И в том и в другом случае это причина не верить японской технике, по крайней мере большинству из японцев. А то что они делают, это просто маркетинг. Но это тема другого текста
Почему на улице Айкидо перестает работать? Грань 3.
Грань 3.
Вокруг Айкидо слишком много философской шелухи и культурологических мифов, эксплуатирующих идею ненасилия. Поэтому работа в клубах часто организована инструкторами так, чтобы создать максимально рафинированную ситуацию “атаки без динамики”. Рано или поздно это выливается в идиотические формы атак со стороны укэ, и в не менее идиотическую позицию нагэ — “ты не правильно атакуешь”. Для светлых ученических поясов это нормально. Но ненормально для старших учеников и мастеров. И Айкидо превращается в “танец с балетом” с глупыми захватами и наигранными амплитудными одиночными ударами. Весь учебный процесс быстро вырождается в цирковое шоу. Для маркетинга это просто отлично, потому что красиво. Но красота в этом случае пустая. Чего уж тут говорить о постижении боя как такового?
Почему на улице Айкидо перестает работать? Грань 4.
Грань 4.
Ошибка приходить в Айкидо научиться драться, или стать похожим на пожилого Сигала , или еще что-то подобное. Это все маркетинг, который заставляет даже вменяемых инструкторов изменять здравому смыслу и базовым принципам искусства Айкидо. Нельзя думать, что освоив определенный пакет техник теперь на улице можно вести как мачо и никого не бояться.Секрет в том, что техника при изучении Айкидо не должна быть целью. Вообще техника в БИ не цель, а результат. Ведь известна ситуация, когда ученики жалуются на неудобство её выполнения. Что вот каким-то таким или другим способом ее выполнять удобнее. Вполне возможно, и жизнь богата на формы и на тактику. Но в момент обучения все свои “неудобно” нужно выкинуть из головы. Дело в том, что в любом БИ есть фундамент или основа базовых принципов, которые опосредованно, через технику и осваиваются. И вот освоение принципов и должно стать целью. Но если принципы отодвигаются в сторону при обучении, то целью становится техника. И тогда возникают вопросы: а если меня будут бить вот так или так, а если схватят не так, а вот эдак… И все превращается в изучение огромного числа техник, не связанных между в единую картину, «нарисованную пониманием на холсте чувства». Но “если”, это не ситуация. К такой постановке вопроса невозможно быть готовым никогда. “Если” должно быть применимо только к применению базового того или иного принципа. А вот если принцип вдруг перестает работать, тут срочно и сильно нужно беспокоиться о мастерстве, и серьезно разбирать ситуацию его несрабатывания. Но люди не хотят изучать принципы, потому что люди хотят бить морды. Но именно в этот момент они и проигрывают, потому что как известно, на каждый лом найдется другой автомат Калашникова. Поясню не примере. Мы все изучали в школе химию и физику. Решали задачи, учили формулы, и прочая. И как не знали в основной своей массе эти предметы, так и не знаем. И тем более не понимаем, что откуда у них берется. Я не обсуждаю здесь педагогов. Однако, прежде чем вообще что-то делать в предмете или с помощью предмета, нужно освоить базовый принцип, который в него зашит. Нужно ответить на вопрос: а чем занимается, например, наука Физика и Химия? Если мы сразу не можем ответить на этот вопрос, то все остальное теряет всякий смысл. И без этого далее тем более неясно, почему в физике основной метод решения подавляющего числа задач лежит через законы сохранения энергии и импульса, а в химии через закон сохранения вещества. Но при этом мы все натаскивались решать определенные виды задач. Парадокс? Нет. Просто никто не хочет изучать принципы. Все хотят сдать ЕГЭ, получить хорошую отметку, быть хорошим учеником в глазах учителей и т.д., ну и на конец — просто бить морду. А результат везде один — бездари с дипломами о высшем образовании и черными поясами. Но это все сказки венского леса. Что же делать в нашем случае с техниками? Вопрос не простой, но: изучать принципы Айкидо, которые как конфетки заворачивать в обертку техник. И менять свое сознание. Глубокое изучение Айкидо невозможно без изменения самого себя, без чистки своих мифологических установок, без изменения своей системы ценностей, без лечения своих комплексов и зажимов, без правки своего ума и без создания огороженного пастбища для своих тараканов с близрасположенной для них бойней. Другими словами — нельзя быть беременным маленько. Ты если беременный, то твое тело становится средством растущего плода. И ты должен полностью измениться, чтобы плод рос и развивался, а ты ему при этом будешь служить. О каком неудобстве здесь уместно вообще говорить?
Айкидо — это такой плод. Это такая специфическая паразитирующая материя. Если ты занялся Айкидо, свой личный безумный эгоизм нужно выключить. И позволить, чтобы Айкидо-субстанция стала “паразитировать” на тебе, сращиваясь с твои телом, сознанием, мышлением, духом, изменяя их, и подчиняя их себе, делая из вас двоих уникальный и универсальный симбиотический организм. Именно это имел в виду О-Сенсей Морихей Уэсиба, когда говорил: “Стань мастером в чем-то одном и побеждай этим всех”.
Автор: Руководитель центра гражданской спецподготовки "AIKI" Дмитрий Захаржевский
Источник:
⚠ Тільки зареєстровані користувачі бачать весь контент та не бачать рекламу.