Клондайк руды и металла. Колыбель кровожадных уличных банд. Форпост семьи Вилкулов и неожиданная пощечина "русскому миру". "Город красных собак и воробьев". Самый протяженный в Европе и один из самых загрязненных в Украине.
Все это – о Кривом Роге. После событий 2014-го разношерстный 620-тысячный город снова замер в ожидании перемен.
За кого собираются голосовать на малой родине Владимира Зеленского, почему на комика имеют зуб в местном военкомате, что такое настоящий 95 квартал, и каковы позиции в городе у действующего президента – в репортаже "Украинской правды" из Кривого Рога.
⚠ Тільки зареєстровані користувачі бачать весь контент та не бачать рекламу.
– Вон, смотри, там вырезали часть ограды и там! – жалуется дворник гимназии Алексей Алексеевич. – Спилили и понесли на металлолом. Хай Зеленский трошечки кинет денег на забор.
Дома Алексея Алексеевича ждет жена, ужин и бурные политические дебаты.
– Чуть не пострелялись с ней, – улыбается он. – У нее две кандидатуры – Вилкул и Зеленский. А я против Зеленского! Кажу: "Ну, як?! Він в армії не був! Не знает, с какой стороны автомат брать! І він станет командиром?". Хай для начала побудет председателем городского или районного исполкома. Шоб трошечки подучиться.
//////////
– У меня вся семья за Порошенко, – говорит Виктория, собирая металлический каркас палатки. – Сыну 18. В этом году у него первые выборы.
– Уже б в Кривом Роге стреляли, если б войну на Донбассе не остановили, – помогает ей Лариса. – Старшие люди нас спрашивают: "Чо он не кончив войну?". Ну, ребята, из России ****** идет, военные. Как ее *******?
– Многие в городе говорят, что будут за Зеленского. В основном это ********и, те, кто в первый или во второй раз голосует, – рассказывает Виктория.
– Ага, Женя (Евгений Кошевой –УП) будет у него премьер-министром, – смеется Лариса.
Но старания Виктории и Ларисы остаются напрасными для студентов металлургического института Дениса и Димы. Они равнодушно проходят мимо палатки, попивая кофе.
– Мы – за Зеленского, все друзья – за него, – поясняет Дима. – Не думаю, что он глупее Порошенко. Пора свежую кровь в нашу политику пустить.
– Все говорят, что у него нет опыта. А что сделали хорошего те, кто с этим опытом управляют страной почти тридцать лет? Может, и не нужен такой опыт? Может, пора что-то менять? – спрашивает сам себя Денис и закуривает сигарету.
///////////
Растерянность и пессимизм молодых не может понять криворожанин Сергей Мацейко, подполковник, командир 43-го батальона "Патриот".
Мацейко – человек военный до мозга костей. Всю свою жизнь посвятил армии, отбивался от "русского мира" в Кривом Роге, воевал за украинские стяги на донбасском фронте.
Сергей Мацейко вспоминает, как дважды судьба сводила его с одним из лидеров президентской гонки.
– В 90-ых я работал в Саксаганском военкомате начальником второго отделения, – рассказывает он. – Принимал молодого Зеленского у себя в кабинете. Можно сказать, дал ему путевку в жизнь. Он тогда ехал на "Юрмалину". На меня сверху надавили, чтобы я выдал справку для получения загранпаспорта.
А в 2014-м я занимался мобилизацией. Зеленскому лично выписывал повестку, которую его маме отнесли.
– Почему молодежь за Зеленского, понятно, – резюмирует Мацейко. – Это – протест. Молодежь все отрицает. Такой у них антагонизм ко всему. Но против чего они протестуют? Протест ради протеста?
////////////
– Здесь последний оплот системы Януковича в Украине, – считает Юлий Морозов, депутат горсовета, сооснователь ГО "Объединение ответственных граждан". – Город продолжает держать клан Вилкулов
Юлий назначает встречу на площади имени археолога Александра Поля. До декоммунизации она носила имя революционера Артема – создателя Донецко-Криворожской республики, почитаемого современными сепаратистами "ДНР".
Осенью 2018-го здесь, на месте памятника Артему, установили самый высокий в Украине, 22-метровый памятник князю Владимиру.
– Вилкулам сейчас тяжело, – объясняет Морозов появление монумента. – Они балансируют. Им в Кривом Роге хотелось бы что-то совсем "русскомирское" делать. Но приходится выбирать вариант – и вашим, и нашим.
По словам Юлия, после 2014-го откровенные апологеты "русского мира" Кривого Рога ушли в маргинес.
– Вилкулы это понимают. Даже пытаются заигрывать с националистической аудиторией, активно юзать атовцев. Они ловят тренд. Мы уже ждем, что они вот-вот начнут в вышиванках бегать, – улыбается молодой политик.
////////
Кого в итоге предпочтет Кривой Рог? Осталось ждать совсем недолго.
Но какими бы ни были результаты выборов, местные активисты надеются: город, как и страна, уже вряд ли вернется в прошлое.
– Если говорить субъективно, то процентов 60-70 криворожан хотят, чтобы их просто не трогали. Они "за мир". Ностальгируют по "временам стабильности". Им страшно.
Но "цинічні потвори", которые правили тут годами, понимают: их время уходит. Они держат Кривой Рог в 90-ых. Но делать это все труднее, – не сомневается Юлий Морозов.