О влиянии окружающих нас людей, или воистину легендарный эксперимент социальной психологии
Расскажу-ка я вам об одном эксперименте, который со временем стал реально культовым, и многое поменял как в психологии. Так и вообще. Поменял до такой степени, что результаты этого эксперимента получили почетное название парадигмы Аша.
Итак. В 1951 году жил-был и работал в одном колледже неподалеку от Филадельфии некий психолог Соломон Аш, которому было на тот момент 44 года.
И вот он затеялся с таким занятием: собирал группы из 8 человек, из которых 7 были актерами, подсадными утками. А один был действительно обследуемым, и изучали именно его.
Его обманывали, говорили ему, что исследуют зрительное восприятие. А на самом деле изучали конформизм. То есть склонность человека согласиться с мнением коллектива.
И он не знал, что остальные семеро в этой группе - просто актеры, которые будут давать нужные экспериментатору ответы.
Как проходил эксперимент?
В аудитории сидела эта группа из 8 человек, и Соломон показывал им 2 картинки.
На одной картинке была нарисована линия.
На второй картинке было нарисовано три линии, отличавшихся по длине.
Надо было сказать, какая из этих трех линий совпадает по длине с той, которая на первой картинке.
Все максимально просто. Отличались линии по длине не чуть-чуть, а очень заметно.
При этом.
Этот самый реально обследуемый всегда отвечал последним в очереди. То бишь предварительно он видел и слышал ответы всех остальных семерых.
Всего попыток было 18. И в первых двух попытках подсадные утки хором давали верные ответы.
Таким образом испытуемый мог убедиться в том, что его глаза его не подводят, и чувствовать себя молодцом.
Но вот в последующих 16 попытках эти самые подсадные утки специально хором давали неверные ответы! Хором говорили, что совпадают по длине две очевидно разные линии.
Обследуемый слышал 7 таких одинаковых ответов, которые единогласно противоречили тому, что видят его же собственные глаза, а затем наступала очередь его собственного ответа.
И что же показали результаты эксперимента?
А вот что.
5 % испытуемых сходу давали неверный ответ, подчиняясь мнению большинства. Ну, если все говорят, что вот так вот оно и есть, вроде бы и разные линии являются на самом деле одинаковыми - то вряд ли они все сразу ошибаются. Мало ли почему я так туплю.
25 % испытуемых так и оставались не подверженными мнению толпы. И упрямо, невзирая на, раз за разом давали верный ответ. Думая, очевидно, в процессе "Дебилы, блять".
А вот остальных - со временем додавливали!!
Как написано выше, попыток было 18, единогласное мнение подсадных уток о том, что черное - это белое, озвучивалось раз за разом, раз за разом, и в итоге 75 % (sic!!!) хотя бы раз сдавались и соглашались с мнением большинства.
То бишь о чем это все?
А вот о том, что едет маршрутка. В ней сидит, например, 20 человек. И в этой маршрутке 1 человек сразу, сходу и легко поверит всему, чему угодно, что хором скажут из телевизора, газет и интернетов.
Но если какую-нибудь чушь будут из телевизора, газет и интернетов будут нести упрямо, настойчиво и системно - никуда не денутся 15 человек из этой маршрутки!! Вообще никуда не денутся с этой подводной лодки.
Они по любому в эту чушь поверят. Тут надо всего лишь то, чтобы много раз сказали, из разных источников. Не более чем. Больше ничего не надо.
И останутся в этой маршрутке только лишь пятеро тех, кто будут упрямо доверять своим глазам. Невзирая на.
При этом, как показали опросы почтеннейшего Соломона - зачастую они будут испытывать довольно сильное чувство вины перед обществом за свое глупое упрямство либо в полной мере осознавать некоторую собственную дефективность.
Отметим здесь также то, что в исследовании шла речь о совершенно простом и очевидном вопросе. Куда уж более очевидном-то. А если вопрос будет посложнее, позамысловатее, потребует каких-то размышлений, информированности и тыды?
Отож.
При этом.
Эксперименты повторялись, проверялись и перепроверялись. В итоге считаются легендарными и классическими. Всё так. Парадигма Аша. Мы произошли от стайных животных.