ЧАСТЬ 1. КОНТРАГЕНТ ЗА КОНТРАГЕНТА НЕ ОТВЕЧАЕТ
Вопрос ответственности плательщика НДС (в частности, права налоговиков отказать в возмещении) за нечестность во взаимоотношениях с бюджетом его контрагентов длительное время с переменным успехом поднимался в судах разных уровней.
И вот два года назад В СУ принял постановление от 26.09.06 г. по делу № 21-358во06 значение которого трудно переоценить. Сквозь него красной нитью проходила мысль: покупатель не несет ответственности за взаимоотношения с бюджетом поставщиков:
 
ЦИТАТА
Сама по себе неуплата налога продавцом (в том числе при уклонении от уплаты) при фактическом осуществлении хозяйственной операции не влияет на налоговый кредит покупателя и сумму бюджетного возмещения.
Уже в нынешнем году ВАСУ довел эту правовую позицию В СУ до председателей апелляционных административных судов (письмо от 04.02.08 г. № 189/9/1/13-08), дабы обеспечить одинаковое и правильное применение законодательства. И предложил им проинформировать судей местных административных судов. Таким образом, несмотря на формальное отсутствие прецедентного права, вероятность позитивных для налогоплательщиков исходов в судах разных инстанций была весьма высока. Тем более что точку зрения, аналогичную высказанной ВСУ, закрепили и в Справке об изучении и обобщении судебной практики Высшего административного суда Украины о возмещении налога на добавленную стоимость из государственного бюджета
ЧАСТЬ 2. КОНТРАГЕНТ ЗА КОНТРАГЕНТА... ОТВЕЧАЕТ
Как видно из письма ГНАУ от 170708 г. № 14356/7/10-3017/2141 (далее — письмо №14356), контролеры, тем не менее не оставляют попыток обосновать свою правоту перед ВСУ (благо в судебной практике ВАСУ есть дела с примерами неодинакового применения одной и той же нормы права). И достигли в своем деле определенных успехов. Ведь по сути письмо № 14356 — это извлечения из постановления ВСУ от 12.02.08 г. по делу № 21-1850во07, в котором суд согласился: при некоторых условиях налогоплательщик может остаться без возмещения из-за неурядиц с НДС в цепи поставки.
Чтобы таковое случилось, налоговики должны доказать, что:
1) "налогоплательщик действовал без надлежащей осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, которые допускали его контрагенты". Простой пример: покупатель не проверил сведений о поставщике на сайте ГНАУ и задекларировал налоговый кредит. Однако на момент приобретения свидетельство плательщика НДС — продавца уже было среди аннулированных. А теперь ответьте: насколько велики в такой ситуации шансы отстоять налоговый кредит? Особенно с учетом названной "надлежащей осмотрительности и осторожности". Ведь контролеры выполнили свои обязанности: проинформировали об аннулировании (п. 35 Положения о регистрации плательщиков налога на добавленную стоимость, утвержденного приказом ГНАУ OT01.03.2000 Г.№ 79). Конечно, отдельный разговор — когда проверяющие на основании решения суда аннулируют свидетельства налогоплательщиков задним числом (с момента регистрации).
В любом случае такой повод пахнет перекладыванием функций контроля с налогового ведомства на налогоплательщиков. Причем получается, что наказать постараются сразу двоих. Во-первых, того, кто не рассчитался с бюджетом, — ведь именно он и должен нести ответственность. Во-вторых, того, кто связался с первым и заявил возмещение, — за невнимательность и непереборчивость;
2) "получить налоговую выгоду можно только тогда, когда на одном из этапов приобретения экспортируемого товара (сырья, из которого он может быть изготовлен), НДС в государственный бюджет не уплачивается, а экспортер... принимает меры к возмещению налога из бюджета, т. е. что без участия экспортера налоговая выгода не может быть получена". Именно это основание стало причиной для удовлетворения жалобы налоговой инспекции в знаковом деле, взятом на вооружение ГНАУ. Картина осложняется тем, что суд согласен учитывать нарушения в расчетах с бюджетом, допущенные не только прямыми контрагентами, но и вообще любыми поставщиками в цепи поставки. Правда, в данном деле речь шла об определенном сегменте — рынке металлолома, в котором, по мнению суда, "существуют налаженные стабильные связи и участники которого осведомлены относительно друг друга".Тем не менее можно предположить, что на практике такую оговорку будут использовать достаточно часто: работаете с сахаром — значит, знаете, кто выращивает свеклу; изготовляете мебель — знакомы с лесхозами и т. д. И все снова-таки сводят к контролю контрагентов самим налогоплательщиком, причем по всей цепочке;
3) "деятельность налогоплательщика, его взаимозависимых или аффилированных лиц направлена на осуществление операций, связанных с предоставлением налоговой выгоды, преимущественно с контрагентами, которые не выполняют своих налоговых обязательств, в частности в случаях, когда такие операции осуществляются через посредников" .Этот повод сродни предыдущему.
Таким образом, груз возможной ответственности вынуждает субъектов хозяйствования еще тщательнее выбирать своих контрагентов (и даже учитывать при этом поставщиков своих поставщиков и так далее). Инициатива же продолжает оставаться у налоговиков: их задача — доказать приведенные обстоятельства. Насколько успешными окажутся такие шаги — мы, несомненно, увидим.
 
ДОКУМЕНТ К КОНСУЛЬТАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ УКРАИНЫ
ПИСЬМО от 17.07.2008 г. № 14356/7/10-3017/2141
ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ОСНОВАНИЙ ДЛЯ ПРАВА НА БЮДЖЕТНОЕ ВОЗМЕЩЕНИЕ
 
Государственная налоговая администрация Украины с целью практической реализации приказа ГНА Украины от 18.04.2008 г. № 266 , усовершенствования контрольно-проверочной работы, формирования доказательной базы в делах, связанных с возмещением/уменьшением к возмещению сумм налога на добавленную стоимость, предоставляет для использования в работе рекомендации в соответствии с позицией Верховного Суда Украины (далее — ВСУ).
Анализ результатов рассмотрения судами данной категории дел свидетельствует о том, что судебные решения содержат примеры неодинакового применения пункта 77 Закона Украины "О налоге на добавленную стоимость". Проблемы возникают при определении оснований возникновения у налогоплательщика права на бюджетное возмещение. В одних случаях суд учитывает только соответствие данных налоговой декларации требованиям законодательства, а в других считает, что такое право возникает лишь при фактическом поступлении (уплате) этого налога в бюджет.
С точки зрения Коллегии судей Судебной палаты по административным делам Верховного Суда Украины (дело по иску ) по общему правилу неуплата НДС продавцом и его поставщиками сама по себе не является основанием для уменьшения налогового кредита или отказа в возмещении указанного налога покупателю, который отнес к налоговому кредиту сумму НДС, уплаченную продавцу вместе с ценой товара (услуги).
Вместе с тем факт нарушения контрагентами — поставщиками продавца своих налоговых обязательств может быть основанием для заключения о необоснованности заявленных налогоплательщиком требований о предоставлении налоговой выгоды — возмещения НДС из государственного бюджета, если налоговый орган докажет: что плательщик действовал без надлежащей осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, которые допускали его контрагенты; или что получить налоговую выгоду можно только тогда, когда на одном из этапов приобретения экспортируемого товара (сырья, из которого он может быть изготовлен), НДС в государственный бюджет не уплачивается, а экспортер (по рассматриваемому делу, истец) принимает меры к возмещению налога из бюджета, т. е. что без участия экспортера налоговая выгода не может быть получена; или что деятельность налогоплательщика, его взаимозависимых или аффилированных лиц направлена на осуществление операций, связанных с предоставлением налоговой выгоды, преимущественно с контрагентами, которые не выполняют своих налоговых обязательств, в частности в случаях, когда такие операции осуществляются через посредников.
Установление судом необоснованности заявленных налогоплательщиком требований о предоставлении налоговой выгоды влечет за собой отказ в ее удовлетворении. Существенными являются также обстоятельства, что истец в течение длительного времени приобретал через посредников сырье, в частности, металлолом, у лиц, систематически не уплачивающих налоги, деятельность которых носила признак фиктивного предпринимательства, которые по юридическому адресу не находились, не отчитывались о своей деятельности или предоставляли налоговые декларации об отсутствии таковой, зарегистрированные собственники и должностные лица которых не признают своей причастности к их деятельности, а также, что истец, продавцы и их поставщики работали в одном сегменте рынка, в котором существуют налаженные стабильные связи и участники которого осведомлены относительно друг друга.
И. о. заместителя Председателя  
С. ВЛАСЕНКО
Почитайте.........