Змінюй хід війни! Допомагай ЗСУ!

Как правильно писать заявления, жалобы и другие обращения. Начало.

  • Автор теми Автор теми Angered
  • Дата створення Дата створення
Статус: Офлайн
Реєстрація: 09.08.2006
Повідом.: 7297
Как правильно писать заявления, жалобы и другие обращения. Начало.

С целью так сказать повышения правового сознания граждан решил запостить здесь несколько моих статей по различным правовым вопросам.
Первые две будут о написании жалоб, заявлений и прочих обращений.
У кого возникнут какие-то вопросы по теме статьи задавайте. Постараюсь ответить.


Общий обзор положений законов регулирующих порядок обращения граждан к государственным органам, организациям и предприятиям.

Как быть, если какой-то государственный орган или организация никоим образом не реагирует на ваши телефонные звонки или нагло посылает куда Макар телят не гонял? Или, к примеру, вы считаете действия кого-то совершенно неправомерными? Ответ один - ПИСАТЬ!
Как это правильно делать я сегодня и расскажу.

Право на обращение закреплено за гражданами нашей страны согласно ст. 40
⚠ Тільки зареєстровані користувачі бачать весь контент та не бачать рекламу.
. Однако в этой статье речь идет только о праве на обращение к органам государственной власти и органам местного самоуправления, а также их должностным лицам.
Вместе с тем Закон Украины от 2 октября 1996 года №393/96-ВР
⚠ Тільки зареєстровані користувачі бачать весь контент та не бачать рекламу.
, в оригинале «Про звернення громадян» (дальше по тексту – Закон 393), который, согласно его преамбулы, регулирует вопрос практической реализации права на обращение, которое закреплено Конституцией Украины, значительно расширяет список органов, к которым имеет право обращаться гражданин.
Так, согласно ст.1 Закона 393, «Громадяни України мають право звернутися до органів державної влади, місцевого самоврядування, об'єднань громадян, підприємств, установ, організацій незалежно від форм власності, засобів масової інформації, посадових осіб відповідно до їх функціональних обов'язків із зауваженнями, скаргами та пропозиціями, що стосуються їх статутної діяльності, заявою або клопотанням щодо реалізації своїх соціально-економічних, політичних та особистих прав і законних інтересів та скаргою про їх порушення».
Таким образом, мы, как граждане Украины, фактически имеем право обратится не только к какому-то органу власти, а и к любой организации или предприятию в том числе и коммерческой. Запомните это, т.к. этот момент очень важный и в конце я объясню почему.

Сразу оговорюсь, что ,согласно ст. 5 Закона 393, обращение может быть устным или письменным, но, поскольку в большинстве случаев устные обращения просто игнорируются, мы будем рассматривать только то, что касается письменных обращений.

Что же собственно есть обращение? По сути это любое ваше письмо в любой орган или на предприятие кроме тех редких случаев, когда его содержание попадает под определение Закона Украины «Об информации» или Уголовно-процессуальный кодекс Украины.
Вместе с тем согласно ст. 3 Закона 393 обращения делятся на три группы: предложения (замечания), заявления и жалобы. Вот определение этих понятий из Закона:
"Пропозиція (зауваження) - звернення громадян, де висловлюються порада, рекомендація щодо діяльності органів державної влади і місцевого самоврядування, депутатів усіх рівнів, посадових осіб, а також висловлюються думки щодо врегулювання суспільних відносин та умов життя громадян, вдосконалення правової основи державного і громадського життя, соціально-культурної та інших сфер діяльності держави і суспільства.

Заява (клопотання) - звернення громадян із проханням про сприяння реалізації закріплених Конституцією та чинним законодавством їх прав та інтересів або повідомлення про порушення чинного законодавства чи недоліки в діяльності підприємств, установ, організацій незалежно від форм власності, народних депутатів України, депутатів місцевих рад, посадових осіб, а також висловлення думки щодо поліпшення їх діяльності. Клопотання - письмове звернення з проханням про визнання за особою відповідного статусу, прав чи свобод тощо.

Скарга - звернення з вимогою про поновлення прав і захист законних інтересів громадян, порушених діями (бездіяльністю), рішеннями державних органів, органів місцевого самоврядування, підприємств, установ, організацій, об'єднань громадян, посадових осіб"
.

Что же практически означает каждое из этих понятий?
Предложение (замечание) ну, это если вы напишете, например, письмо в ЖЭК с предложением установи возле вашего дома баки для раздельно сбора отходов, т.к. это способствует сохранению окружающей среды или к письмо в горсовет с предложением установить в его коридорах дополнительные скамейки, т.к. пожилым людям трудно стоять или еще как пример предложение изменить график работы какого-то органа и т.п.

Понятия «заявление» и «жалоба" зачастую бывает очень трудно отделить одно от другого, т.к. к примеру сообщение о нарушении законодательства почти всегда дополняется требованием по защите или восстановлению нарушенных законных прав или интересов.
Но все же разница есть.
Так, например, заявление должно быть подписано только тем лицом, которое обращается (ст.15 Закона 393), в то время как жалоба может подписываться и другим лицом, если оно действует на основе доверенности в ваших интересах.
Жалоба может быть подана в течении года после принятия государственным органом решения, которое вы обжалуете, но не позже месяца с того момента как вы с ним были ознакомлены (ст.17), в то время как срок подачи заявления ничем не ограничен.

Хочу сразу остановиться на двух моментах: сроки и, собственно, что может быть обжаловано.

Сроки.
Приведу пример. Вы обратились в областную налоговую администрацию с жалобой о том, что районная налоговая инспекция не выдала вам какую-то справку. Областная налоговая рассмотрела ее и уведомила вас о результатах письменно. Письмо датировано, допустим 15.03.08, а вручили его вам под подпись только 10.05.08. Значит, если вы не согласны с ответом, то имеете право обжаловать его в ГНА Украины в течении месяца с момента получения, т. е. не позже, чем 10.06.08. Если же вы официально ответ не получили (ну допустим почта потеряла ответ на ваше письмо) то ДПА Украины будет рассматривать вашу жалобу, только если она подана до 15.03.09.
Если сроки будут нарушены, вашу жалобу рассматривать никто не будет.

Что может быть обжаловано.
В ст. 4 Закона 393 приведен перечень решений, действий (или бездеятельности) которые могут быть обжалованы:
- нарушены права и законные интересы или свободы гражданина (группы граждан);
- создано препятствия для осуществления гражданином его прав и законных интересов или свобод:
- на гражданина незаконно возложено выполнение каких-то обязанностей или его незаконно привлечено к ответственности.

По сути, это охватывает все, с чем вы сталкиваетесь в повседневной жизни при взаимодействии с государственными органами (или их представителями, например милиционерами), организациями и предприятиями.
Так что, собственно жалобы можно писать всегда и везде :) что не может не радовать :)))))))

Исходя из вышеизложенного, а также того факта, что порядок рассмотрения как заявлений, так и жалоб идентичен, если вы от кого-то чего-то добиваетесь, целесообразно писать на вашем обращении ЗАЯВЛЕНИЕ, а не жалоба - все равно его обязаны будут рассмотреть по сути.

Для того, чтобы ваше обращение (заявление, жалобу) рассмотрели, оно должно отвечать требованиям установленным в ст.5 Закона 393, а именно:
«Звернення адресуються органам державної влади і місцевого самоврядування, підприємствам, установам, організаціям незалежно від форм власності, об'єднанням громадян або посадовим особам, до повноважень яких належить вирішення порушених у зверненнях питань.
У зверненні має бути зазначено прізвище, ім'я, по батькові, місце проживання громадянина, викладено суть порушеного питання, зауваження, пропозиції, заяви чи скарги, прохання чи вимоги.
Письмове звернення повинно бути підписано заявником (заявниками) із зазначенням дати»
.

Исходя из этого, в верхнем правом углу листа бумаги вы пишете к кому вы обращаетесь. Например, возможны варианты «Прокуратура Харьковского района», «Председателю исполкома московского района» или «Директору ОАО «Укртелеком» Иванову И.П.». Любой из этих вариантов соответствует требованиям Закона.
Дальше также справа но чуть ниже, пишите от кого это обращение «Иванова Ивана Ивановича, проживающего по адрес г. Харьков, ул. Перекопанная, д.28 кв.6»
Дальше чуть ниже по середине «Заявление» (ну или «Жалоба», «Ходотайство» в зависимости от ситуации или от ваших целей).
По большому счету можете вообще никак не озаглавливать ваше письмо - все равно его должны будут рассмотреть по сути поставленных в нем вопросов, но лучше все же сразу расставить акценты и дать понять к какой же категории вы сами относите свое обращение.
Дальше в тексте четко и понятно излагаете суть вопроса и указываете, что же вы все таки хотите. Время от времени я буду выкладывать те жалобы т заявления, которые писал я сам, с соответствующими комментариями и ответы на них. Думаю, они помогут понять сам стиль написания таких документов (пример одной из жало, уже можно посмотреть здесь>>>).
Ваше обращение (заявление, жалоба и т.д.) должно быть написано на украинском или русском языке.
После того как вы все это написали, обязательно подписываете свое обращение и ставите дату.

Если обращение (заявление, жалоба и т.д.) не подписаны и/или не указано от чьего имени они написаны и/или нигде включая конверт не указан ваш адрес проживания, то в таком случае оно признается анонимны и не рассматривается.
Также его признают анонимным и не будут рассматривать, если в ходе рассмотрения будет установлено что оно написано от имени левого или несуществующего человека.

Если вы обратились к органам власти, какой либо организации или предприятию с заявлением или жалобой, то в ходе их рассмотрения вы, согласно ст. 18 Закона 393, имеете право:
«- особисто викласти аргументи особі, що перевіряла заяву чи скаргу, та брати участь у перевірці поданої скарги чи заяви;
- знайомитися з матеріалами перевірки;
- подавати додаткові матеріали або наполягати на їх запиті органом, який розглядає заяву чи скаргу;
- бути присутнім при розгляді заяви чи скарги;
- користуватися послугами адвоката або представника трудового колективу, організації, яка здійснює правозахисну функцію, оформивши це уповноваження у встановленому законом порядку;
- одержати письмову відповідь про результати розгляду заяви чи скарги;
- висловлювати усно або письмово вимогу щодо дотримання таємниці розгляду заяви чи скарги;
- вимагати відшкодування збитків, якщо вони стали результатом порушень встановленого порядку розгляду звернень»
.

При этом орган или должностное лицо, которое рассматривает вашу жалобу или заявление, согласно ст. 19 Закона 393 в частности, ОБЯЗАНЫ:
«- об'єктивно, всебічно і вчасно перевіряти заяви чи скарги;
- у разі прийняття рішення про обмеження доступу громадянина до відповідної інформації при розгляді заяви чи скарги скласти про це мотивовану постанову;
- на прохання громадянина запрошувати його на засідання відповідного органу, що розглядає його заяву чи скаргу;
- відміняти або змінювати оскаржувані рішення у випадках, передбачених законодавством України, якщо вони не відповідають закону або іншим нормативним актам, невідкладно вживати заходів до припинення неправомірних дій, виявляти, усувати причини та умови, які сприяли порушенням;
- забезпечувати поновлення порушених прав, реальне виконання прийнятих у зв'язку з заявою чи скаргою рішень;
- письмово повідомляти громадянина про результати перевірки заяви чи скарги і суть прийнятого рішення;
- вживати заходів щодо відшкодування у встановленому законом порядку матеріальних збитків, якщо їх було завдано громадянину в результаті ущемлення його прав чи законних інтересів, вирішувати питання про відповідальність осіб, з вини яких було допущено порушення, а також на прохання громадянина не пізніш як у місячний термін довести прийняте рішення до відома органу місцевого самоврядування, трудового колективу чи об'єднання громадян за місцем проживання громадянина;
- у разі визнання заяви чи скарги необгрунтованою роз'яснити порядок оскарження прийнятого за нею рішення;
- не допускати безпідставної передачі розгляду заяв чи скарг іншим органам»
.

Согласно ст. 20 Закона 393, ответ на ваше обращение (заявление, жалоба и т.д.) должен быть направлен в ваш адрес в срок не позже месяца с момента его получения. Если ваше обращение не требует дополнительного изучения, то тогда ответ на него дается в течении 15 дней.
Если же месячного срока недостаточно для того что бы подготовить ответ на ваше обращение, то срок его рассмотрения может быть продлен до 45 дней о чем вас должны письменно уведомить.

Обращаю ваше внимание на некоторые моменты.
Ни один орган, предприятие или организация не имеет права отказать вам в рассмотрении вашего обращения, если оно оформлено в соответствии с требованиями Закона (ст. 7 Закона 393).
Если вы ошиблись и направили обращение не туда, то его обязаны в пятидневный срок переслать за принадлежностью тому органу, в компетенцию которого входить решения вопросов, указанных в вашем обращении, а не тупо возвращать его вам (ст. 7 Закона 393). О факте пересылки вас обязаны уведомить.
Если в вашем обращении недостаточно информации для того что бы ответить на него по сути, вам его обязаны вернуть в течении тех же 5 дней с соответствующими разъяснениями, а не отказывать в его рассмотрении или вообще ничего не отвечать.

Итак, исходя из норм закона мы как граждане Украины имеем право обращаться письменно по любым вопросам к любым органам власти, к организациям, предприятиям и т.д. и т.п.

О нюансах жалобного дела и самой схеме направления обращений я расскажу в следующий раз.

Некоторые жалобы и заявления распространяются не нормы Закона 393, а нормы специальных законов. Например все заявления связанные с:
- уголовными делами рассматриваются с учетом норм уголовно - процессуального кодекса Украины;
- привлечение к административной ответственности рассматриваются с учетом норм Кодекса Украины о административных правонарушениях
- отменой решений налоговых инспекций о наложении штрафом и начислению налогов рассматриваются с учетом требований Налогового кодекса Украины;
- и т.д.
 
Мммм...
В воздухе запахло рекламой :)
 
Я не голословна, я действительно чувствую этот запах :D:іржач:
 
Где-то тут был в юрветке Доктор... :пиво:
 
Нести ***ню в массы? Учить добрых, хороших людей этому? Уволь, это не для меня...

Тоесть по вашей логике пускай злые имеют добрых как сами хотят?
Нет уж увольте. На мой взгляд добро должно быть с кулаками.
 
Тоесть по вашей логике пускай злые имеют добрых как сами хотят?
Они это регулярно делают и так (в разных позах); а твои советы вредны, поскольку дают людям неправильный посыл - они дают людям ложную веру. На самом деле защитой гражданских прав должны заниматься специально обученные люди. Это догма...
Нет уж увольте. На мой взгляд добро должно быть с кулаками.

Может лучше с мозгами и деньгами?
 
На самом деле защитой гражданских прав должны заниматься специально обученные люди. Это догма...
С этого и надо было начинать. :D

Может лучше с мозгами и деньгами?

С мозгами да. Деньги вторичны.
 
С этого и надо было начинать. :D
Ёба, а я с колядки начал что-ли?

С мозгами да. Деньги вторичны.

Не люблю лицемеров... Когда хорошие спецы начнут работать за апплодисменты - вернемся к этому разговору (если доживём).
 
Ёба, а я с колядки начал что-ли?

Не люблю лицемеров... Когда хорошие спецы начнут работать за апплодисменты - вернемся к этому разговору (если доживём).

С херни вы начали.
Есть проблема. Ок.
Есть два варианта ее решения.
Первый, попытаться самому.
Второй, обосратся и побежать искать специалиста.

Это как отремонтировать кран. Даже если ты гуманитарий можно это сделать самому. Будет долго.
Можно сбегать к сантехнику. Будет быстро. Но придется расстаться с денежкой.

Если есть время, вопрос не спешный, а денег особо нет почему бы не ремонтировать кран самому?

Так и с этим вопросом.
Не устанавливаю телефон? В подъезде не горит свет? соседи работают перфоратором в 11 ночи?
Да можно позвать юриста который напишет за вас челобитную. Но с таким же успехом это можно сделать и самому если отвлечься от телика или игры в танчики.
И я не понимаю вашей позиции в этом вопросе.
 
И я не понимаю вашей позиции в этом вопросе.

Да моя позиция простая, как мычание: каждый человек должент заниматься своим делом - слишком много сутяг, со своими *****скими жалобами и по-тупорылому написанными исками появляются благодаря таким как ты. Потом эти люди годами тыняются корридорами судов и др. организаций, со своими дебильными бумажками, твёрдо уверенные в своей правоте и ебут мозг себе и людям...
 
Да моя позиция простая, как мычание: каждый человек должент заниматься своим делом - слишком много сутяг, со своими *****скими жалобами и по-тупорылому написанными исками появляются благодаря таким как ты. Потом эти люди годами тыняются корридорами судов и др. организаций, со своими дебильными бумажками, твёрдо уверенные в своей правоте и ебут мозг себе и людям...

Ну раз мы перешли та ты...
Вот ты говоришь о тупорылых исках и жалобах написаных профанами. Так?
За последние 3 месяца я видел несколько сотен заявлений и жалоб написаны по тупому с ошибка и опечатками но написаны они были юристами цельной юридической фирмы.
Это шо за фигня по твоему?
На месте их хозяина я б им давно под **** ногой дал. Но нет же работают.
И даже по образованию юристы. Большинство.
Так что мил человек тупорылось не зависит от наличия или отсутствия образования. Включая юридическое.
 
Ну раз мы перешли та ты...
Вот ты говоришь о тупорылых исках и жалобах написаных профанами. Так?
За последние 3 месяца я видел несколько сотен заявлений и жалоб написаны по тупому с ошибка и опечатками но написаны они были юристами цельной юридической фирмы.
Это шо за фигня по твоему?
На месте их хозяина я б им давно под **** ногой дал. Но нет же работают.
И даже по образованию юристы. Большинство.
Так что мил человек тупорылось не зависит от наличия или отсутствия образования. Включая юридическое.

вы создайте юр. фирму. а затем будете ставить себя на место директора.
 
Назад
Зверху Знизу