Заключенных в РФ вербуют на фронт больше двух лет — даже обманом и угрозами. Как работает этот конвейер, рассказывают практикующие адвокаты На войну пытаются послать и тех, кого судят за поджог военкоматов
Уже около года подобные заголовки регулярно появляются на страницах российских независимых медиа. Широкое использование заключенных в боях как россией, так и — с этого года — Украиной стало одной из особенностей нынешней войны. При этом многим адвокатам, мнение которых вы прочитаете в этом тексте, кажется, что в РФ процесс привлечения фигурантов уголовных дел набирает обороты. Недавние поправки в российском законодательстве этому способствуют: заключать контракт можно не только подследственным и уже услышавшим свой приговор, но и тем, чье дело пока находится в суде. Таким образом, уйти на фронт теперь можно, находясь на любом этапе уголовного преследования.
Точно оценить, сколько человек российским властям удалось завербовать в колониях и СИЗО, сейчас невозможно. Однако «Медуза» побеседовала с адвокатами, чтобы выяснить, каким образом администрация агитирует заключенных отправиться на войну. Мы попытались понять, почему люди соглашаются подписывать контракт и какой срок в российской тюрьме может мотивировать человека идти на фронт.
Гастролеры к нам еще приедут
«У вас есть кто-нибудь, кто вас может с десяткой срока отсюда, с зоны, вытащить? Как вы думаете? Есть двое, кто вытаскивает. Это Аллах и Бог — в деревянном ящике. А я вас живыми забираю. Но не всегда живыми возвращаю» — так звучало выступление основателя ЧВК Вагнера Евгения Пригожина в одной из российских колоний — осенью 2022 года оно облетело российские и западные медиа. Тогда осужденным обещали помилование в обмен на полгода службы.
В июне 2024-го издания «Медиазона» и «Русская служба Би-би-си» опубликовали совместное расследование «Цена Бахмута», в котором сделали вывод, что структуры Евгения Пригожина смогли привлечь на фронт «не менее 48 тысяч человек» (для 43,8 тысячи заключенных журналисты смогли установить колонии, откуда те были призваны). Аналогичные цифры называл и сам Евгений Пригожин — в мае 2023 года в интервью медиатехнологу Константину Долгову основатель частной военной компании заявлял, что «выбрал 50 тысяч заключенных». Согласно документам ЧВК Вагнера, которые получили независимые журналисты, первые смерти заключенных на фронте датируются июлем 2022 года.
⚠ Тільки зареєстровані користувачі бачать весь контент та не бачать рекламу.