Re: Шо там у кацапов?
1992 г. Самолет ВВС США с 30 тоннами продовольствия в аэропорту Шереметьево-1. Фото: Станислав Панов, Александр Чумичев / Фотохроника ТАСС
Борт в помощь
30 лет назад Америка по воздушному мосту начала переброску продовольствия в Россию. Это была грандиозная акция.
282 транспортных рейса
Доставка гуманитарной помощи, известная как операция Provide Hope («Подай надежду»), началась 10 февраля 1992 года. В этот день 12 военно-транспортных самолетов ВВС США Lockheed C-5 Galaxy и Lockheed C-141 Starlifter, базировавшихся в Германии и Турции, доставили первую партию продовольствия и медикаментов в 12 городов бывшего СССР: Москву, Санкт-Петербург, Киев, Минск, Кишинев, Ереван, Алма-Ату, Душанбе, Ашхабад, Баку, Ташкент, Бишкек.
В ходе первой фазы операции, продлившейся до конца февраля, ВВС США совершили 65 вылетов и доставили 2274 тонны гуманитарных грузов. В операции участвовали не только самолеты Военно-воздушных сил США, но и гражданские лайнеры, зафрахтованные американским Министерством обороны. Первоначально помощь выделялась из запасов, оставшихся после войны в Персидском заливе.
Америку в оказании помощи росиии поддержали Германия, Великобритания и Япония.
Всего в рамках операции Provide Hope до августа 1993 года было выполнено 282 транспортных рейса и доставлено 7012 тонн грузов. «Юбилейный», 500-й борт прилетел в июне 1997-го.
«За молоко не пробивайте!»
Помощь пришла вовремя: даже в Москве наблюдался тотальный дефицит самых необходимых товаров. Проще говоря, нечего было есть.
Я это хорошо помню.
…В очередь за молоком встал в полседьмого — по счету где-то двадцатым. В восемь открыли магазин, толпа рванула к кассам, хвост за мной уже был человек в двести.
Кто-то впереди настаивал, что берет и больному соседу-инвалиду, кто-то предъявлял двухлетнего ребенка. «У всех сосед-инвалид!.. — ревела очередь. — У всех ребенок!..» В 8 ч. 10 мин. из-за прилавка закричали: «Кассы! За молоко не пробивайте!..»
А в марте в Москву залетел, как метеор, мой старый товарищ еще по «Московскому комсомольцу» начала 70-х, ныне же корреспондент влиятельной сан-францисской газеты, житель Калифорнии. Приехал со своим главным редактором.
«Старик! — едва поздоровавшись, закричал он в трубку. — У нас совершенно нет времени, а я обязательно должен познакомить тебя с шефом! Он ни бельмеса здесь не понимает, и ты должен ему все объяснить. Давай где-нибудь перекусим, а ты ему минут за сорок все расскажешь».
Встретились в кафе «У Маргариты» на улице Рылеева. Вчетвером (к нам присоединился политобозреватель ТВ Сергей Слипченко) мы действительно едва перекусили (вполне скромным) набором холодных закусок и запили их клюквенным морсом. Обошлись без кофе и попросили счет. Взяли с нас 2300.
Леня был несколько озадачен. А вот американец ничего не понял и сказал:
— Какая дешевая страна. Где бы мы в Америке на 20 долларов так поели.
— Между прочим, — ответил Слипченко, — моей месячной зарплаты хватает ровно на половину такого стола.
Калифорниец был шокирован, бережно свернул счет и спрятал в бумажник.
«Декабрьская Москва 1991 года — одно из самых тяжелых моих воспоминаний. Мрачные, даже без привычных склок и скандалов, очереди. Девственно пустые магазины. Женщины, мечущиеся в поисках хоть каких-нибудь продуктов. На безлюдном Тишинском рынке долларовые цены. Среднемесячная зарплата — 7 долларов. Всеобщее ожидание катастрофы.
Когда, даже сегодня еще, меня продолжают обвинять в безнравственной и безжалостной политике, больно ударившей по карману трудящихся, в жестких мерах, приведших к обесцениванию и без того «пустых» вкладов в сберкассах, на память мне всякий раз приходит эта страшная картина зимней Москвы. И я убежден, что делом самой высокой нравственности в тот момент было спасение людей от голода и холода…»
Это уже — из Гайдара Егора Тимуровича, из его книги «Дни поражений и побед».
ОТТО ЛАЦИС, ИЗ КНИГИ «ТЩАТЕЛЬНО СПЛАНИРОВАННОЕ САМОУБИЙСТВО» (2001)
За десять лет, с 1976-го по 1985-й, государственные капиталовложения в агропромышленный комплекс составили 600 миллиардов рублей — по реальному тогдашнему курсу черного рынка это составляло 150 миллиардов долларов, — и в итоге этих фантастических затрат прирост чистой продукции сельского хозяйства оказался нулевым. Советский Союз добывал железной руды всемеро больше, чем США. Чугуна выплавлял из этой руды втрое больше, чем США. Стали из этого чугуна — вдвое больше. Машин из этого металла производил — по стоимости — примерно столько же, сколько США. СССР производил зерноуборочных комбайнов в 12 раз больше, чем США, но собирал пшеницы меньше, чем США.
⚠ Тільки зареєстровані користувачі бачать весь контент та не бачать рекламу.
По ссылке много интересного.