Как сейчас настроены в Вашем кругу?
- Если бы мне надо было охарактеризовать настроения среди моего окружения одним словом, то это было бы "ожидание". Это странное состояние постоянного ожидания. Сначала мы ждали, что силовые структуры освободят админздания и все закончится. Потом - что ВСУ освободит город. Затем, что перемирие и переговоры дадут результат. Потом опять надеялись на армию. И все время назначали даты увольнения: август 2014-го, Новый год, весна 2015-го.
Теперь уже надеемся просто на чудо и что оно произойдет где-то в апреле. Поймите, жить здесь без надежды на освобождение невозможно. Но порой она почти умирает, ведь желание решить конфликт не видно ни у одной из сторон. Тогда совместными усилиями реанимируем ее, так поддерживаем друг друга. Понимаю, что сбоку эта надежда, скорее всего, представляется иллюзией. Однако если согласиться с этим, то надо признать, что освобождение не состоится никогда. Что Украина потеряет свою территорию, а я - свой дом и все, что создала на этой земле. И потери эти не через какие-то объективные, неотвратимые причины, а за то, что не смогли защитить свое, через собственную слабость, трусость. Я не могу этого признать, потому что не смогу жить с этим дальше. Поэтому лучше уже самообман, что дает силы и цель держаться.
Трудно сказать, почему в нашем воображении возникают конкретные даты освобождения. Это всегда бывает спонтанно, причем в разговоре мы вдруг, не сговариваясь, можем назвать конкретный месяц. Возможно, из-за того, что желание освобождения у всех чрезвычайно сильное, а пределы психической выносливости примерно одинаковые. Люди моего круга здесь остаются преимущественно за жилье или родственников, которых не могут оставить. Боятся, что оставленное жилье ограбят или заберут, а там учителю не заработать на квартиру. Это и держит.