Гарднеры избрали принципиально новый путь, основываясь на том, что
речь не является необходимой составляющей языка. Они исследовали языковые
способности шимпанзе с помощью манипулирования зрительными символами, и
могли судить о пределах этих способностей по уровню овладения животными
символического, грамматически организованного языка, в котором слова
представлены в виде жестов пальцев и руки. Уошо за 4 года освоила 132 знака
и самостоятельно научилась их комбинировать в цепочки из 2-5 слов. Первые
такие комбинации были "Дай сладкий" и "Подойди открой". Позднее Гарднеры
работали и с другими шимпанзе и те из них, которые обучались с самого
рождения, учились значительно быстрее, чем Уошо. Эти замечательные работы
подробно описаны в книге Ю.Линдена "Обезьяны, человек и язык" (1981).
При общении с обезьянами на "человеческом языке" использовались и
другие модификации речи. Так, Д.Премак (1971) научил шимпанзе Сару, а
впоследствии и других обезьян, "читать" и "писать", используя пластмассовые
жетоны различной формы, которые символизировали слова. Они располагались на
вертикальной магнитной доске, и Сара могла отвечать на вопросы, помещая на
эту доску соответствующие фигуры. По своей конфигурации эти жетоны никак не
напоминали те вещи, которые они символизировали. Например, был знак
"яблока" (треугольник) и знак "фрукт вообще". Среди них были и знаки,
обозначающие совершенно абстрактные понятия, такие как, например, знак
"просьбы", знак условия ("если, то"), знак отрицания, знак, обозначающий
понятие "называется" и т.д., так что в целом запись на доске часто походила
на маленькую компьютерную программу. Сара освоила 120 символов - в основном
по собственной инициативе - могла выполнять команды и отвечать на вопросы,
используя комбинации из нескольких символов.
xttp://1001-referat.ru/tisicha/71/108745.html