Тема мне близка, расскажу и свою историю ))
Вводная.
Работать в ВУЗе ради зарплаты глупо и бессмысленно. Перспектив для каких-то качественных изменений в системе образования не предвидится, поэтому будет постоянный стресс и мысли "где взять денег". Зарплаты будет хватать только человеку с собственным жильем и без семьи (подразумевается жена+ребенок, а не родители). Вывод. Нужно совмещать преподавание с другим видом деятельности, причем морально быть готовым к тому, что преподавание будет отнимать до 50% Вашего времени принося не более 20% дохода.
Мой путь начинался так же банально, как и у большинства преподавателей. После окончания обучения предложили остаться на кафедре и поступить в аспирантуру. Зарплаты за 0.5 ставки ассистента + стипендии в аспирантуре мне хватало, хотя и жили втроем с друзьями на съемной квартире. Кроме того была относительно легальная подработка в виде написания контрольных и дипломов заочникам (в основном с других кафедр нашего ВУЗа и с других ВУЗов), но это была "сезонная" работа
. Первые 2 года работы на должности ассистента нагрузка (имеются ввиду дисциплины, которые ставили в отделе планирования обучения) была очень разношерстной. В основном, это второй преподаватель на лабораторных или практические занятия. Креативить что-то надобности не было, ведущий преподаватель давал материалы для лаб и практических занятий, оставалось время заниматься сторонними вещами, в том числе и диссертацией. Позже доверили читать лекции, причем нужно было поставить новый курс. В теме курса я ориентировался неплохо, но понимать и рассказывать - это разные вещи. Создание нового курса задача непростая, даже если материала по нему достаточно и в инете и в книгах, так как нужно выстроить структуру курса, составить слайды для презентаций, придумать задания на лабораторные и практические. В добавок к этой, можно сказать, творческой работе, есть еще и бюрократическая - рабочие программы и прочие бумажки. Времени это дело стало отнимать больше, но и морального удовлетворения было больше, я читал то, что было интересно мне. Тема курса была близка к диссертации, поэтому было чуть легче писать и курс и диссер. Как здесь уже писали, защита диссертации и получение степени особых материальных бонусов не приносят, это 15% надбавки к зарплате и право претендовать на должность доцента. Зарплата доцента чуть выше, чем у ассистента или старшего преподавателя, годовая нагрузка (в часах) чуть меньше, так что профит тут не очевиден )). Даже мои скромные материальные затраты на защиту (публикации, пара поездок в Киев, печать и рассылка автореферата, финальный банкет - на все про все около 3,5 тыс. грн.) еще не окупились (защита была в феврале прошлого года). В настоящее время ситуация следующая: работаю на должности доцента, 0.5 ставки. В нагрузке в основном то, что мне интересно читать. В этом семестре в среднем 3 пары в неделю, в следующем будет побольше. В этом семестре новый курс, поэтому еще около 4 часов в неделю трачу на подготовку лекций и заданий к практике. Оставшееся время позволяет мне зарабатывать деньги на содержание семьи.
Выводы:
1. Важно, чтобы преподавательская работа нравилась, иначе это постоянная депрессия. Чтобы она нравилась, нужно отстаивать нагрузку, иначе напихают всякой непотребщины. Например, у нас последние 2-3 года формируют группы из представителей Туркменистана. Ребята они неплохие, и я против них ничего не имею, но низкий базовый уровень подготовки и, в большинстве, низкая заинтересованность во что-то вникать демотивируют. Я спросил себя "Если это не надо вам, мне это тем более не надо, зачем я буду терять свое время?". Озвучив в деканате мысль, что ставить мне такую нагрузку насильно не стоит, могу бросить все и уйти, я эту проблему для себя решил.
2. Как здесь уже писали, проводить занятия нужно ответственно и качественно, студенты действительно чувствуют халтуру, и, если Вы работаете в ВУЗе не ради денег, отдачей будет уважение и то, что к Вам придут за советом как к специалисту. Хотя всегда есть определенное количество невменяемых, которые пришли посидеть 5 лет. Я всегда обещаю поставить тройки в конце семестра всем тем, кому курс не интересен, и не напрягать меня и остальных своим присутствием.
3. Преподавание действительно тренирует умение выступать перед аудиторией.
4. Каждый год работы в ВУЗе у Вас добавляется 20-50 новых знакомых. Некоторые из таких контактов бывают очень полезны (с некоторыми из бывших студентов мы потом совместно делали проекты, но тут тоже важен Ваш положительный имидж).
5. Преподавание - это еще и самообразование, проверенно на собственном опыте, иногда сам до конца не понимаешь некоторых вещей, пока не перескажешь их другим, возникшие в результате вопросы и дискуссии позволяют глубже понять суть вопроса.
Пожалуй на этом стоит остановиться )). Букв написал много, не все осилят ))