Re: Эзотерика
Меркурий
После Александра Великого главным центром западной философии на многие века стала Александрия. Там же зарождалось и христианство, там же и египетский бог Тот превратился в Гермеса, и там же выдающиеся еврейские философы пропагандировали свою Тору.
Не смотря на то, что трактаты «Герметического свода» хоть и были составлены несколько позже «Текстов пирамид» и «Книги мертвых», но все-таки, они в полной мере, отражают философские взгляды жрецов древнеегипетских храмов. Именно к этим, логически безупречно изложенным, и благодаря этому понятным, без всяких дополнительных комментариев, текстам, увековечившим Речи Гермеса Триждывеличайшего, мы и обращаемся в своих поисках истин.
Ведь Гермес это не просто Бог знаний, Гермес – это самоназвание клана древнеегипетских жрецов эллинского периода, носителей знаний Бога полученных от Его прямого посланца– Гермеса или Меркурия. Поэтому Герметический свод – это системная философия жречества, а не фантазии того или иного философа древности.
Так, например, Ямвлих в своей работе «О египетских мистериях» утверждает:
Бог Гермес, повелитель слов, с древности справедливо почитается всеми жрецами за общего. Он единственный стоит также во главе истинного знания о богах, один и тот же повсюду. Наши предки приписывали ему открытия собственной мудрости, подписывая именем Гермеса все свои сочинения
Но все мифические боги это персонифицированные законы, которые управляют всем мирозданием. Не существует отдельного закона вне других законов - все законы плавно перетекают друг в друга и в своем единении есть всеобщий Закон Бога - Истина.
Поэтому нельзя рассуждать примитивно и линейно ни об одном из Богов как бы они не были представлены в легендах и религиях людей.
Так, все планетарные боги в том числе и Гермес, это не люди и не физически существующие планеты солнечной системы. Все они принципы, напрямую влияющие на создание объективной реальности и в том числе на телесного человека.
Они все властвуют над элементарными духами являющимися непосредственными исполнителями, которых можно упрощенно представить как «рабочих» создающих формы. Планетарные боги это Элохимы упомянутые в первой главе Библии.
Они не есть Бог и даже не относятся к разряду высших богов, но они стоят непосредственно над нами и мы от них зависимы через свою телесную природу.
Гермес это посредник между Богом и Человеческим разумом. Все знания которые получило человечество передается именно через него – он вобрал в себя и Свет Люцифера, и Огонь Прометея, и магию богоматери Изиды.
Латинское имя Гермеса бог Меркурий. О нем, в "Книге Тота" А. Кроули, сказано как о карте Таро Маг (Фокусник):
Меркурий - это в первую очередь носитель Жезла, испущенная и направленная Энергия. Следовательно, данная карта представляет Мудрость, Волю, Слово, Логос, посредством которого были сотворены миры. (См. Евангелие от Иоанна, глава 1.) Это символ Воли.
Коротко говоря, это Сын проявление замысла Отца в действии. Это мужское соответствие Верховной Жрицы. Творческий Меркурий имеет природу Солнца. Но Меркурий - это Путь, ведущий от Кетер к Бине, Пониманию; таким образом, он - вестник богов, символизирующий именно Лингам, Слово творения, звук которого - безмолвие.
Однако при этом Меркурий обозначает действие во всех его формах и фазах. Он - текучая основа всякой передачи действия и (в рамках динамической теории Вселенной) сама ее субстанция.
Также, будучи Словом, он, по логике вещей, является законом причинности, или необходимости и случайности, то есть тайным значением Слова, сущностью Слова и условием его произнесения. Вследствие этого, и, прежде всего, в силу своей двойственности, он символизирует одновременно истину и ложь, мудрость и глупость.
Своей внезапностью он опровергает любую утвердившуюся идею и ввиду этого кажется коварным. Будучи творцом, он не имеет совести. Если он не может достичь поставленных целей честными средствами, то добивается своего обманом. Именно поэтому легенды о юном Меркурии - это легенды о хитроумии. Понять его невозможно, ибо он - Бессознательная Воля. Там, где он располагается на Древе Жизни, третья сефира - Бина (Понимание) - еще не сформировалась, не говоря уже о ложной сефире - Даат (Знании).
Из вышесказанного явствует, что данная карта есть вторая эманация Венца и, следовательно, в некотором смысле, зрелая форма первой эманации - Дурака (связанного с буквой Алеф), или Единства. Эти идеи столь тонки и неопределенны и относятся к столь возвышенным планам мышления, что дать им четкую дефиницию невозможно.
Это даже и нежелательно, поскольку сама природа этих идей - в том, чтобы перетекать друг в друга. Можно лишь сказать, что любой конкретный символ обозначает легкий акцент на какой-либо частной форме многоликой идеи. Рассматриваемая карта подчеркивает творческий и дуалистический характер пути Бет. В традиционной колоде этот смысл скрывается под маской Фокусника.
В руке у него жезл с набалдашниками на обоих концах - возможно, связанный с двойной полярностью в электричестве, но также представляющий собою полый жезл Прометея, в котором тот принес огонь с небес. На столе или алтаре, за которым стоит Фокусник, располагаются остальные три элементальных орудия.
Представляемая здесь карта разработана главным образом на основе греко-египетской традиции, ибо в ходе взаимодействия греческой и египетской философских систем идея этого аркана была развита не в пример глубже, чем в любой другой традиции за все времена.
Индуистское представление о Меркурии как Ханумане, боге-обезьяне, до омерзения низменно. В культе его не обнаруживается ни одного из высших аспектов данного символа. Похоже, его приверженцы стремились в основном к тому, чтобы порождать временные инкарнации этого божества, для чего каждый год женщин племени отправляли в джунгли. Кроме того, о нем не сложено ни одной сколько-нибудь глубокой или духовной легенды. Нет сомнений, что Хануман - это не более чем Обезьяна Тота.
Главная примета Тахути, или Тота, египетского Меркурия, - голова ибиса. Ибис символизирует сосредоточение, ибо когда-то полагали, что эта птица постоянно стоит без движения на одной ноге. Совершенно очевидно, что это - символ созерцательного духа. Не исключено также, что он неким образом связан с основной мистерией Эона Осириса - тщательно охранявшимся от непосвященных тайным знанием о том, что для рождения детей необходимо участие мужчины.
В данной своей форме Тот держит в руке жезл феникса, символизирующий воскресение посредством деторождения.
В левой руке у него Анх, изображенный как ремень сандалии - то есть средство передвижения по мирам, способность к которому есть отличительный признак божества. Однако по форме своей Анх (crux ansata) в действительности представляет одну из разновидностей Розы и Креста, и этот факт, быть может, не настолько уж и случаен, как пытаются внушить нам современные египтологи, озабоченные попытками ниспровергнуть фаллическую школу археологии.
В другой своей форме Тот представлен прежде всего как Мудрость и Слово. В правой руке он держит стило, в левой - папирус. Он - вестник богов; он передает их волю иероглифами, понятными только посвященным, и записывает их деяния; однако уже в древнейшие времена было замечено, что употребление речи или письма влечет за собой, в лучшем случае, двусмысленность, а в худшем - ложь. Поэтому Тота стали изображать в сопровождении обезьяны-кинокефала, дело которой - искажать Слово божества, высмеивать, подделывать и обманывать.
В философских терминах это можно выразить так: Проявленность предполагает иллюзию. Данное положение встречается в индуистской философии, где рассматриваемый аспект Тахути именуется Майей. Также оно обнаруживается в центральном и характеристическом образе буддийской школы махаяна (по существу тождественной учению о Шиве и Шакти).