Блин, чего все Китая боятся? Сейчас надо начинать бояться с момента прихода товара в Украину
)
Все нюансы по закупке и общению с китайцами можно понять из общения с любым знакомым вменяемым импорт-менеджером, который работает с Китаем + ваш опыт, здравый смысл и отношения с поставщиком.
Транспорт - вообще не проблема. Экспедиторов в Украине несколько сот, а те, которые входят в ТОП-10, или даже в ТОР-15, друг от друга по ставкам отличаются незначительно. Я сам экспедитор так что знаю о чем говорю
Основной вопрос для начинающего - выбор брокера. Сейчас кризис, так что даже незначительным клиентам будут рады и должны все подробно объяснить лучше чем на форуме.
Дальше определиться с условиями поставки - CIF или FOB.
Если CIF - отправитель всю головную боль и затраты по доставке контейенера до Одессы/Ильичевска взял на себя. Для начинающего это плюс.
Если везете первый раз и на СИФе, то экспедитора, который проэкспедирует контейнер в порту и вывезет его из Одессы/Ильичевска в Харьков пусть нанимает брокер. Да, он заложит на транспортировке не 200 долл, а 400, но вам не надо будет стыковать между собой брокера и экспедитора, разбираться с простоями, хранением, демерреджем и т.п.
Единственный минус при CIF - если коносамент ордерный, отправитель теоретически может вас кинуть и отдать оплаченный вами груз другому получателю в Украине. Сейчас этого практически не бывает, но преценденты были. А ЧПшники на себя груз как правило не возят, только по ордерному коносаменту, чтобы можно было растаможить контейнер на брокера, а не на себя.
Если условия поставки FOB - то здесь уже важен экспедитор. Отправитель отдал груз китайскому агенту выбранного вами экспедитора и на этом его отношение к грузу закончилось. Единственное его действие после отгрузки - получить от вас оплату и выслать на вас пакет документов после оплаты. В этом случае вы кроме затрат на территории Украины (как при CIF) еще оплачиваете океанский фрахт.
При FOBе издаются два коносамента:
- "домашний" - в нем указан реальный отправитель и реальный получатель. Отправитель после вашей оплаты высылает его вам
- "линейный" - в нем отправителем указан китайский агент выбранного вами экспедитора, а получателем - украинский офис экспедитора. Его вы вообще не видите, но реально на этапе морской перевозки собственником груза считается экспедитор.
Т.е. даже если домашний коносамент ордерный, то отдать без вашего ведома груз не вам, а какому-то другому получателю экспедитор не позволит и о любых проблемах вы сразу узнаете от экспедитора, который в вас как клиенте заинтересован. Т.е. чтобы отправитель вас смог "кинуть" и отдать ваш груз кому-то другому, в схеме должен участвовать еще нанятый вами украинский экспедитор и его китайский агент, что нереально.
По вопросу - везти на себя или издавать ордерный коносамент - из практики практически все небольшие компании, котрые не хотят растамаживать груз на себя, делают ордерный (в графе "получатель" указывается не ваша компания, а "to the order", на обороте коносамента отправитель ставит свою печать). К ордерному коносаменту прилагается ордерное письмо от отправителя, в котором уже указывается какой именно компании отправитель поручает выдать груз. Пока контейнер плывет, вы окончательно выбираете брокера, он говорит какую из его компаний указать в ордерном письме получателем, Т.е. по ордерному коносаменту брокер в Одессе ваш груз растаможит на себя, а потом два варианта:
1) вы платите брокеру нал за растаможку, он по фиктивному договору и ТТН доставляет его вам из Одесского/Ильичевского порта на ваш склад и вы дальше решаете как его легализовать.
2) брокер делает договор купли-продажи вашего товара в Украине, ставит в договор согласованную с вами цену, оплата в гривне, все акты дает и т.п., но он возьмет за это еще 3-4,5% от цены указанной в договоре купли-продажи.
Если не касаться вопросов качества товара, соответствия того что вы заказывали тому, что реально отгрузил вам отправитель, то единственная реальная проблема у нас в Украине:
пока контейнер 30 дней плывет из китая в нашей стране могут поменяться или ставки пошлины, или индикатив, или правила сертификации, или все вместе...
Свежий пример: в сентябре растаможка контейнера с 24 тоннами композитных панелей стоит меньше 8000 долл, в октябре (прошлая пятница) - 10 000, а в этот вторник по новому индикативу уже 12000. А вы заказали контейнер из расчета 8000 за растаможку, в пятницу оплатили брокеру из расчета 10000, а за день до вывоза узнали что должны доплатить еще 2000... А вашему будущему покупателю груза цену дали в гривне, да еще по курсу НБУ
Или, не дай бог, ваш покупатель сделал 50% предоплаты , а по остатку расчитывал расплатиться с вами из кредитных денег...
как в этой ситуации что-то планировать - не представляю.. а еще сегодня президент подписал указ об антикризисных мерах с предложениями по ограничению импорта.. скоро узнаем что конкретно он предлагает ((