13 ноября, в четверг, весь тибетский буддизм отмечает большой праздник Лха Баб Дучен "Схождение Будды Шакьямуни с Небес Тушиты на Землю", один из четырех главных дней в Буддизме, когда заслуга от практики и всех добротедельных поступков увеличивается в 10 000 000 000 раз.
Харьковская Сангха Ранджунг Еше собирается для коллективной практики Будды Шакьямуни сегодня, 13 ноября, в Планетарии в 19.00. Желающие, пожалуйста приходите. )))
Тільки зареєстровані користувачі бачать весь контент у цьому розділі
Пусть тот, кто стремится к избавлению от полного страха и трудно пересекаемого моря следующих одна за другой жизней, посредством заповедей, преподанных вдохновенными мудрецами, воздаст за это почтение этим Учителям, слава которых безукоризненна, добродетели которых неисчерпаемы, как океан, и благожелательность которых охватывает всех существ прошлого, настоящего, и будущего, повсюду во вселенной.
Ла Баб Дучен отмечается на 22-й день девятого лунного месяца тибетского календаря (и в 2014 году приходится на 13 ноября). Это день, когда Будда сошёл с мира богов на землю. Чтобы дать Учение богам мира желаний и отплатить за доброту своей матери, высвободив её из сансары, Будда Шакьямуни отправился на Небеса Тридцати Трёх [богов], Траястримша. Это считается одним из восьми великих деяний Будды. Согласно буддийской традиции, в этот день особенно благоприятно совершать добродетельные поступки, молиться и практиковать.
После смерти мать Будды Шакьямуни переродилась богиней на небесах Траястримша под управлением брахманского бога Индры. По достижении просветления Будда отправился туда преподавать Абхидхарму своей матери и другим небесным обитателям, и через три месяца он решил вернуться к своим ученикам и последователям. Его схождение с небес произошло в городе Санкашья, в современном штате Утар Прадеш, Индия.
В Дхармапада-Атхакате повествуется, что когда Будда был готов вернуться, Индра соорудил для нисхождения три лестницы. Они соединяли вершину горы Меру, где находятся небеса Траястримша, с земной сферой людей возле города Санкашья. Будда спускался по средней лестнице, сделанной из драгоценностей; правую, золотую, использовал Индра; а левую, серебряную, – Брахма. Индра и Брахма здесь изображены как сопровождающие слуги Будды.
Самое важное послание, которое олицетворяет схождение с Траястримши, передано во время прибытия Будды в Санкашью, где собрались толпы людей, с нетерпением ожидающих возвращения Будды. Каждый желал поприветствовать великого Учителя. Согласно китайским преданиям, среди них была монахиня по имени Утпали, которая дала обет первой поприветствовать Будду по его возвращении с небес. Но обычная монахиня не могла соперничать с могущественными королями, принцами и их окружением, которые заняли лучшие места возле лестницы. И всё же, благодаря своей преданности Утпали превратилась во вселенского монарха, сопровождаемого семью сокровищами и самыми отборными войсками, и тем самым обеспечила себе наилучшее место и выполнила обет. Она первой поприветствовала Будду, после чего обрела свой прежний облик. Распознав преданность Утпали, Будда предсказал её грядущее просветление. Таким образом, это событие представляет архетип того, как Будда предсказывает чьё-то просветление.
Тільки зареєстровані користувачі бачать весь контент у цьому розділі
Повествование, представленное на тханке, начинается с верхнего правого угла. Здесь изображается, как Будда проповедует на небесах Траястримша. Он сидит с перекрещенными ногами, его правая рука поднята в мудре благословения, варада, его левая рука в мудре дарования учения, витарка. Перед ним четыре фигуры, преклонив колени, слушают Учение.
Под небесами, посреди великого океана возвышается гора Меру. Она состоит из четырех террас. Первая терраса – это дом носильщиков воды, вторая – дом подносящих гирлянды цветов, третья – дом всегда находящихся в состоянии блаженства и четвёртая, наивысшая – это дом четырёх королей-хранителей сторон света. Эта часть представляет не физическую структуру, а символизирует тайное место в сердце-уме каждого. Тайное место обозначено водой, украшено цветами, окружено собранием восторженных практикующих и хранителей-королей. Именно через этот процесс нужно пройти в буддийском ритуале.
В центре тханки изображен Будда, спускающийся с небес с Индрой и Брахмой. Правой рукой Будда выполняет мудру варада, его левая рука в жесте дарования учения. Слева Брахма несёт чаури, или опахало, справа Индра с зонтом. Обычно те, кто несёт чаури или зонт, являются слугами или свитой высокопоставленного лица. Присутствие Индры и Брахмы в качестве сопровождения Будды свидетельствует о его превосходстве над брахманскими богами. Другие, менее значительные слуги держат разные подношения, среди которых колесо, раковина, яства и цветы лотоса.
В верхнем левом углу тханки изображены парящие небесные существа, рассыпающие подношения, празднуя схождение Будды. Многочисленные сокровища появляются в небе как знаки особо благоприятного события.
У основания тройной лестницы изображена группа из десяти человек, ожидающих Будду. Фигура напротив лестницы, скорее всего, монахиня Утпали. Она облачена в королевские одеяния, роскошно украшенные узорами. В правой руке у неё цветок лотоса, а левая рука протянута для приветствия Будды. Другие фигуры, желающие поприветствовать Будду, держат разнообразные подношения, включая зонт, веер, колесо, драгоценный камень, кимвал (блюда), цветы лотоса и поднос с фруктами. Два слона, вероятно, принадлежащие к царской свите, изображены позади этих фигур.
В честь этого великого момента и в знак почтения священному месту Санкашья, внизу по центру тханки на лотосовом троне изображена ступа с тремя ступенями. Многочисленные подношения расположены со всех сторон ступы, символизируя почтение людей к этому святому месту.
В нижнем правом углу изображён сидящий на троне Будда. Обе руки его в жесте благословения, варада. Две фигуры с подношениями преклонили перед ним колени. Безо всякого сомнения, фигура с обритой головой в монашеском одеянии является монахиней Утпали, вернувшейся в свой прежний, настоящий облик. Сцена изображает момент получения монахиней Утпали предсказания Будды о её просветлении. Она указывает на то, что просветления достигнут все принявшие прибежище, включая женщин.
Над сценой предсказания изображена ступа с трёхликой восьмирукой фигурой Ушнишавиджаи. Её главная правая рука в жесте благословения, варада, главная левая рука в мудре бесстрашия абхая (жесте защиты). Также она держит стрелу и чётки в средней и верхней правой руках, и вазу, лук и кувшин с водой в своих нижней, средней и верхней руках соответственно. Ушнишавиджая – это победоносная ушниша, и здесь она представлена как мать всех будд.
В день схождения с небес Траястримши Будда совершил ещё одно чудо. Стоя на драгоценной лестнице, он посмотрел вверх, и миры богов (Девалока) и миры Брахмы (Брахмалока) раскрылись. Потом он опустил свой взор, и проявились миры адских мучеников. В то время небесные миры, ады и мир людей во всей Вселенной были видны друг другу.
Это событие именуется раскрытием миров Буддой. Миры, которые он отворил в то время, – это небеса (Девалока), ады (Ямалока) и земля (Манушьялока). Девалока – это все небесные миры, начиная с Брахмалоки. Манушьялока – мир людей. Ямалока, низшие миры – все адские миры до самого низшего ада авичи.
Когда Будда спускался с небес, он глянул вверх, и все миры, начиная с мира людей и до наивысшего небесного мира озарились светом. Когда он посмотрел вокруг во все направления вселенной, она стала ясной и беспрепятственной. И когда он опустил свой взгляд, свет проник в адские миры.
В этот самый момент существа всех трёх миров могли видеть друг друга. Люди видели богов, боги видели людей, боги и люди видели адских мучеников, а те видели богов и людей. И все могли видеть Будду, во всем великолепии спускающегося с Траястримши.
В комментариях к Дхармападе, составленных Буддагхошей, говорится: «В этот день, когда существа всех миров видели друг друга, не было никого, кто бы не хотел быть буддой». Патхамасамбодхи уточняет: «В то время среди всех богов, людей и животных, вплоть до самых маленьких красных и чёрных муравьёв, которые видели Будду, не было никого, кто не желал бы достичь просветления».
Просветление – это состояние Будды. Если же обращаться к более земной интерпретации раскрытия Буддой всех миров, то эту историю можно растолковать следующим образом: в тот день Будда даровал Учение, которое пришло послушать великое множество людей. И все они смогли увидеть результаты хороших и плохих поступков: в результате плохих существа страдают, что представлено адами, а в результате хороших действий существа обретают счастье – небесные миры, и наличие морали – это то, что отличает людей от животных…
Источник:
Тільки зареєстровані користувачі бачать весь контент у цьому розділі