Вот собственно вынашиваю планы построить завод по производству Украинской игрушки. Ассортимент намечается около тысячи различных видов в нескольких группах, от простых деревянных наборов, различных конструкторов до различных сложных, вплоть до радиоуправляемых и электронных приборов, типа лазерных гравёров.
Заинтересован в помощи в виде Вашего мнения, что следует учесть, какие проблемы могут быть, будет или не будет тема живучая и почему. Ну и какие игрушки следует освоить в первую очередь , за каких потребителей стоит бороться в первую очередь, как организовывать маркетинг и сбыт. Физическую, организационную или даже финансовые содействия не прошу, вроде пока не нуждаюсь хотя в некоторых случаях и не отказался бы.
Идея Влада Петрова, безусловно, заслуживает поддержки. Я, лично, целиком и полностью «за». Это, что называется, на эмоциональном уровне. Однако, будучи экономистом, я просто не могу закрыть глаза на целый ряд, мягко так скажем, факторов, весьма неблагоприятной среды «окружающей бизнес действительности».
Лучше всех ситуацию знает сам Рынок. Вот давайте его и спросим, что он говорит по этому поводу?
По официальным данным, в 2016 г. в Украине насчитывается 6 273 035 домохозяйств, имеющих детей до 18 лет. В этих домохозяйствах насчитывается 7 614 000 детей от 0 до 17 лет и 8 633 161 человек – взрослых членов семей.
Понятное дело, что окончательное решение о покупке детям игрушек принимают взрослые члены домохозяйств, то есть 8 633 161 человек.
Иными словами, вот эти 8 633 161 человек и являются тем самым Рынком, который определяет, сколько будет куплено игрушек и по какой цене.
Интересно узнать: а что же думает этот Рынок по поводу покупки игрушек?
У нас нет возможности лично пообщаться с каждым из членов этого Рынка и выяснить их мнение о покупках игрушек. Но у нас есть возможность всё-таки «залезть в голову» почти всем членам этого Рынка и выяснить, какие факторы заставляют большинство из них принимать те или иные решения. То есть, в полном соответствии с древней заповедью («Судите не по словам их, а по делам их») мы вполне можем понять не только, что они на самом деле думают, но и что и почему делают.
Итак, фактор первый. В 1991 году в Украине насчитывалось 13 225 700 детей в возрасте от 0 до 17 лет. А сейчас, в 2016-ом их стало только 7 614 000. Падение почти двукратное (до 57,57% от количества детей 1991 года). О чём это говорит? О том, что люди детородного возраста явно предпочитают не повышать рождаемость, а снижать. И она действительно стабильно снижается уже на протяжении четверти века из года в год (в среднем, приблизительно на 1,7% за год). Следовательно, при таких темпах снижения количества детей, в ближайшие 10 лет их станет примерно на 17% меньше. Или, вместо нынешних 7 614 000 детей от 0 до 17 лет их станет около 6 319 620 (это без учёта отрицательного влияния других факторов (вроде массовой эмиграции населения в другие страны), приблизительно 47,8% от общей численности детей 1991 года, а с учётом этих факторов, их может оказаться порядка 40% от количества 1991 года).
Фактор второй. Если в 1990 году в Украине доля детей рождённых женщинами, не находящимися в браке, составляла 11,2%, то с 2004 по 2015 год этот процент колеблется в пределах 20,4 – 22,1%. Иными словами, каждая пятая семья в Украине (из числа имеющих детей) является неполной. А это означает, что при одной работающей маме-одиночке такая семья имеет низкие доходы. Такие мамы теперь вынуждены ежедневно делать мучительный выбор между килограммом творога (или другой еды) для своего ребёнка и игрушкой, которая, зачастую, стоит намного дороже килограмма творога или литра молока.
Как Вы думаете, в пользу еды для своего ребёнка будет её выбор или в пользу игрушки? Ответ очевиден: еда важнее. А ещё ведь надо покупать для того же ребёнка одежду, обувь, лекарства, когда он болеет, оплачивать взносы в детский сад или в школу, если ребёнок уже школьник… Увы, игрушки и в этом выборе явно проигрывают. (Здесь мы видим, как деньги с рынка игрушек, активно перетекают на рынки детского питания, одежды, обуви, лекарств).
Фактор третий. Всё по тем же официальным данным на 1 июля 2016 г., в структуре расходов и сбережений населения Украины, покупка товаров и услуг составляла 90,8%, текущие налоги на доходы, имущество и иные уплаченные текущие трансфёрты – 9,1%, а сбережения – 1,2% (читается как минус 1,2%, то есть, лишних денег сегодня у населения нету).
Иначе говоря, не только матери-одиночки делают мучительный выбор между едой, одеждой, обувью, лекарствами для своего ребёнка и игрушками для него же, но и практически все остальные родители в Украине. Стало быть, в большинстве случаев, игрушки опять проигрывают. (Переток денег с рынка игрушек на рынки детского питания, одежды, обуви, лекарств, оказывается, намного большим, чем в первом случае).
А теперь следующий вопрос: как долго ещё игрушки будут проигрывать детской еде, одежде, обуви, лекарствам?
Абсолютно точно мы не можем ответить на этот вопрос. Однако, приблизительный ответ имеется. По состоянию на 1.07.2016 г., согласно всё тем же официальным данным, среднедушевой ежемесячный доход в Украине был равен 2737 гривнам. Или в долларовом эквиваленте – чуть больше $100 США. А согласно исследованиям известного маркетолога Игоря Качалова, существенный рост покупательной способности происходит при удвоении среднедушевого ежемесячного дохода (порядка $200 США). Следующий скачёк покупательной способности происходит во время нового удвоения среднедушевого ежемесячного дохода ($400). Далее, резко возрастает покупательная способность при $800 среднедушевого ежемесячного дохода и при $1600.
Вопрос: сколько лет необходимо для удвоения среднедушевого ежемесячного дохода со $100 США до $200, и с $200 до $400? Это зависит от скорости роста валового внутреннего продукта и целого ряда других факторов. На это может понадобиться и 5, и 10 лет, и 15, и 20. Исходя из опыта стран СНГ последних 25 лет, можно говорить «с осторожным оптимизмом» о 10 – 15 годах. Именно столько лет может понадобиться для того, чтобы родители в Украине смогли без больших колебаний покупать как еду, одежду, обувь и лекарства своим детям, так и многочисленные игрушки.
Короче говоря, Рынок Украины нам говорит о том, что продажи игрушек будут снижаться (или, как минимум, они не будут существенно возрастать) в ближайшие годы. Это порождает так называемое избыточное предложение игрушек на продажу уже существующими отечественными производителями, а также импортёрами их из-за рубежа. Выпуск большого количества игрушек ещё одним производителем этот Рынок просто «не переварит».
Я не случайно пишу слово Рынок с большой буквы. Рынок – это Бог предпринимательства. Этот Бог щедро вознаграждает тех, кто действует в полном соответствии с его волей и жестоко наказывает тех, кто идёт против его воли (вплоть до банкротства и потери имущества). Поэтому так важно уметь прислушиваться к воле Рынка, а также иметь чувство течения денежных ресурсов с одних рынков на другие.
Так что же делать? Отложить идею постройки фабрики игрушек в Украине на 10 или 15 лет, до того момента, пока среднедушевой ежемесячный доход не достигнет $200, а ещё лучше $400.
Ну, а до того времени, можно заняться выпуском других, более актуальных для населения товаров. Сейчас в Украине многие сотни товаров не выпускаются вовсе – только импортируются. Такая модель бизнеса называется импортозамещением. Вот на эту группу товаров у населения есть деньги: ведь они покупают импорт, значит, купят и отечественные аналоги, которые, по логике вещей, должны быть дешевле зарубежных.