⚠ Тільки зареєстровані користувачі бачать весь контент та не бачать рекламу.
...
Когда в США принимался этот акт поддержки населения и бизнеса на два с лишним триллиона долларов, его обсуждение начиналось где-то с 620 млрд. И за неделю, когда в Конгресс сбежались все лоббисты, представители всех отраслей, крупных компаний, профсоюзы начали считать, какие потребуются пособия по безработице и так далее, эта сумма выросла до 3,2 трлн. Я думаю, что этого недостаточно, и скоро еще один такой пакет будет. За одну неделю 20–27 марта баланс федерального резерва увеличился примерно на 570 млрд долларов – это больше, чем все валютные резервы России. То есть сколько нужно – столько дадим, главное, чтобы не было спада, нищеты и проблем.
В России ситуация противоположная, все пляшут от имеющихся резервов. Резервный фонд невелик, скажем прямо. На 1 марта было 123 млрд долларов, это ниже 10 процентов ВВП. А пакет, выделенный американцами, больше 10 процентов американского ВВП. То есть мы заведомо будем выдавать намного меньше.
Уже объявлено, что бюджет потеряет примерно три триллиона в этом году от низких цен на нефть, соответственно, их можно уже не считать. Остается 5–6 трлн, поэтому если отдать оттуда еще пару, получится, что половина резервов уже ушла на первой фазе кризиса.
...
– То есть Кремль переложил ответственность за принятие решений на бизнес и местные власти?
– Он на себя просто не взял ответственность. Американцы ведут себя, исходя из той логики, что они берут на себя вину за происходящее. То есть губернатор распорядился закрыть все рестораны, после чего все сотрудники ресторанов могут получить 80 процентов своей зарплаты. Потому что губернатор объявил о закрытии, и власть ответственна за последствия этого распоряжения. В России никто не берет на себя ответственность. Просто говорят: "Закроем рестораны", и все. Главный вывод из речи путина, что мы можем только собирать с вас деньги, но ничего вам не обещаем.
– Зато Трамп практически анонсировал восстановление цен на нефть…
– Да, эти разговоры начались после его твита, в котором он сообщил, что россия и Саудовская Аравия могут договориться. Но его твитов за последнее время было уже бесчисленное количество на самые разные темы, и все американские сайты заполнены рассказами о том, сколько глупостей он наговорил за последнее время по самым разным вещам – от эпидемии до экономики. Возможно, он действительно разговаривал с бен Салманом, и они выразили друг другу озабоченность, и Трамп сказал, что ему бы хотелось, чтобы ребята сократили производство на 10 млн баррелей. ОПЕК и россия сейчас добывают около 43 млн баррелей в сутки. Сократить 10 млн – значит, потерять четверть производства, в российском случае около 2,5 млн баррелей в день, хотя до этого мы не хотели сокращаться даже на 350 тысяч. Цены на российскую нефть в Европе сильно упали, и ее почти не берут. Саудиты, скорее всего, законтрактовали уже большие объемы своей нефти на европейском рынке и вряд ли от них откажутся, иначе попадут под серьезные штрафы. И, видимо, фактически сделка будет выглядеть так, что сократятся все, кроме саудитов. Вряд ли на это кто-то пойдет. Да и зачем это России? Она не хотела сокращать производство, чтобы выдавить с рынка американских производителей. А теперь мы должны будем сократить производство на 2,5 млн баррелей, чтобы нефть поднялась на 30 процентов. Выручка останется примерно той же, а для американских производителей открываются новые возможности. Зачем?! Я думаю, пройдет еще месяц-полтора в этой изнурительной борьбе, пока мировая экономика не поймает какой-то тренд. Если в конце апреля карантин будет отменен, производство пойдет вверх, тогда будет иметь смысл наложить ограничения на объем добычи и на этом рынок ********. А до этого, я боюсь, даже если сделка состоится, ничего существенного она не изменит: цены на нефть сначала подрастут, а потом поползут вниз.