• Лови промокод з яким знижка 50 грн - promo50grn

Высшее образование: Путь к успеху или лишний груз?

Высшее образование является...

  • ... залогом успеха в жизни

    Голосів: 58 65.2%
  • ... потерянным временем в ВУЗе

    Голосів: 10 11.2%
  • ... нерешенным для меня вопросом (нужно оно мне или нет)

    Голосів: 21 23.6%

  • Кількість людей, що взяли участь в опитувані
    89
Статус: Offline
Реєстрація: 31.08.2004
Повідом.: 32226
Высшее образование: Путь к успеху или лишний груз?

Высшее образование: Путь к успеху или лишний груз?

18 мая 2005 | 12:15
Подробности
По материалам: Washington ProFile

Ныне считается аксиомой, что чем выше уровень образования в стране, тем лучше развивается ее экономика, ниже безработица и выше продолжительность жизни. Кроме того, хорошее образование населения позитивно воздействует и на иные сферы жизни общества, например, на качество государственного управления. Однако образование не является "абсолютным оружием", способным решить все экономические проблемы.

Год от года мир становится образованней. По оценкам ООН, за прошедшие десятилетия мир добился значительных успехов в борьбе с неграмотностью. Если в 1960 году 36% населения мира не имело даже базового образования, то к 2000 году их число уменьшилось до 25%, несмотря на то, что население мира за этот же период времени выросло вдвое (с 3 до 6 миллиардов). В индустриально развитых странах неграмотные составляют не более 1-2%. По данным Организации Экономического Сотрудничества и Развития\Organization for Economic Cooperation and Development, все больше людей получают высшее образование. В среднем, 32% трудоспособных людей (оценивалась возрастная категория 25-65 лет) ныне имеют законченное высшее образование. Наиболее значительна доля людей с высшим образованием в Канаде (43%), США (38%) и Японии (36%), наименее - в Мексике (6%), Турции и Португалии (по 9%).

Многие историки экономики (например, Ричард Истерлин\Richard Easterlin, опубликовавший статью на эту тему в журнале Journal of Economic History) считают, что промышленная революция, начавшаяся в 19 веке, набрала темп лишь благодаря реформам в системах образования стран мира. В большинстве европейских стран и в Северной Америке бесплатное начальное образование появилось около 200 лет назад и стало массовым лишь в конце 19 века. В начале 20 века у малоимущих появились шансы бесплатно получить высшее образование. При этом за пределами Европы и Северной Америки формально (то есть, с европейской точки зрения) образованных людей было ничтожно мало. Истерлин обнаружил связь между распространением образования в различных странах мира и началом экономического роста и установил, что, как правило, после проведения образовательной реформы требовалось 25-30 лет, чтобы в той или иной стране начала заметно расти экономика.

Артур Мэддисон\Arthur Maddison, автор исследования "Динамические Силы Капиталистического Развития"\Dynamic Forces of Capitalist Development, установил, что чем выше доля образованных людей в численности населения страны, тем выше темпы экономического роста. Он также вывел зависимость, согласно которой увеличение ассигнований на образование на 1% ведет к увеличению валового внутреннего продукта страны на 0.35%. В 2004 году Организация Экономического Сотрудничества и Развития\OECD пришла к выводу, что если для жителей определенной страны среднестатистический срок обучения увеличивается на год, это повышает валовый внутренний продукт данного государства на 3-6%.

Уильям Швеке\William Schweke, автор книги "Умные Деньги"\Smart Money, считает, что страны мира должны, прежде всего, инвестировать средства в "человеческий капитал". По его мнению, инвестиции в здравоохранение, образование и профессиональное обучение способны благотворно повлиять не только на производительность труда, но и существенно уменьшить остроту социальных проблем (таких, как алкоголизм, наркомания, преступность, бедность и пр.), которые тяжким бременем ложатся на национальные экономики. Американский экономист Хлое Хэйнс\Chloe J. Haynes, автор исследования "Образование и Экономическое Развитие"\Education and Economic Development, проанализировавшая опыт компаний, действующих в сфере информационных технологий, пришла к выводу, что подобная зависимость приобрела еще большее значение в эпоху электронной революции. Чем лучше образование, тем выше производительность труда наемных работников и менеджеров, тем более сложные задачи они способны решать и тем выше организация бизнесов.

Впрочем, увеличение числа образованных людей также порождает проблемы. К примеру, население США достаточно хорошо образованно и американцы с неохотой соглашаются на неквалифицированную работу. Эта тенденция, которая прослеживается также во всех индустриально развитых странах, привела к выводу многих промышленных предприятий в государства "третьего мира": де-факто предприниматели оказываются заинтересованы в необразованных сотрудниках, которым можно платить меньше.

Еще один парадокс в 2001 году обнаружили экономисты Алан Крюгер\Alan B. Krueger и Микаел Линдал\ Mikael Lindahl: они пришли к выводу, что благотворное влияние образования испытывают лишь страны, где население, в целом, малограмотно. В этом случае, образование действительно становится "мотором" экономического роста. Однако в "образованных" странах больше образования отнюдь не означает автоматического роста экономики. Одна из причин этого заключается в том, что на получение образования тратится слишком много времени и сил. В силу этого люди, которых можно считать "творцами идей", тратят энергию на зубрежку, а не на изобретательство. Рост числа образованных людей порождает еще одну проблему - очень многие выпускники ВУЗов обнаруживают, что полученные ими профессии не востребованы на рынке. Таким образом, можно считать, что львиная доля времени, денег и сил была ими потрачена впустую.

В 1974 году экономист Гарвардского Университета\Harvard University Джек Минсер\Jack Mincer, автор книги "Образование Зарплаты и Опыт"\Schooling, Earnings and Experience, впервые доказал на обширном статистическом материале, что получать образование материально выгодно, прежде всего, для самих учащихся. По его подсчетам, каждый лишний год обучения увеличивает доход человека, занятого вне сферы сельскохозяйственного производства, на 7%. По оценкам Министерства Образования США\Department of Education, в 1970 году среднестатистический молодой американец с дипломом бакалавра имел доход на 24% выше, чем человек, обладающий лишь дипломом средней школы. По состоянию на 1998 год, эта "премия" за высшее образование для мужчин возросла до 56%. Среди молодых американок она увеличилась с 82% в 1970-м до 100% в 1998 году. По данным газеты Los Angeles Times, в конце 1970-х годов зарплата выпускника американского ВУЗа на его первой работе на 25% превышала заработок выпускника школы, впервые устроившегося на работу. В 1980-е годы этот разрыв увеличился до 50%, в 2000 году - достиг 70%. По данным Министерства Труда США\Department of Labor, за период с 1997 по 1999 год (более свежие данные недоступны), американец с высшим образованием зарабатывал, в среднем, 52,2 тысячи долларов в год, без высшего образования - 30,4 тысячи долларов.

Житель США, закончивший лишь среднюю школу, тратил на поиски новой работы, в среднем, в два раза больше времени, чем выпускник ВУЗа. Опрос компании Public Agenda, проведенный среди американских старшеклассников, показал, что главной причиной, заставляющей их получать высшее образование являются именно карьерные соображения: большинство опрошенных считают, что с дипломом легче найти хорошую работу. В списке причин второе место занимают деньги, третье - возможность окончательно определиться с выбором жизненного пути. Кроме того, важной причиной поступления в ВУЗЫ старшеклассники назвали уважение, которое испытывают американцы к людям с высшим образованием.

В свою очередь, половина старшеклассников, отказавшихся поступать в колледжи и университеты, заявила, что они собираются зарабатывать деньги, не желая тратить время на учебу. Как показывает практика, отсутствие законченного высшего образования не является препятствием для личного обогащения. В рейтинге 500 богатейших людей планеты, подготовленном журналом Forbes, 33% позиций занимают люди, не получившие университетских дипломов. Более того, среднестатистический миллиардер без высшего образования "стоил" больше (2,27 миллиарда долларов), чем его образованный коллега (2,13 миллиарда долларов). Наиболее состоятельными недоучками ныне являются, например, создатель корпорации Microsoft Билл Гейтс\William H. Gates, бросивший Гарвардский Университет, его соратник Пол Аллен\Paul Allen покинул аудитории Университета штата Вашингтон\Washington State University, основатель компании Oracle Ларри Эллисон\Larry Ellison недоучился в Иллинойском Университете\University of Illinois, Майкл Делл\Michael Dell, создатель компьютерного гиганта Dell, некогда отказался тратить время на учебу в Университете Техаса\University of Texas Austin.
 
Лошадка, если тычитаеш эту тему, давай сразу договоримся не начинать снова этот диалог про ВО... :)
В прошлый раз у еня болели пальцы печатать...
 
Если говорить о таком высшем образовании какое сейчас на Украине, то я бы ответил вариантом 2.
Мне как-то пришлось поработать чуть больше года преподавателем (причем в 3х разных вузах). Впечатлений хватит на всю жизнь. Как от уровня знаний студентов, так и от уровня преподавателей, так и от общей постановки процесса обучения .... :(
 
не путь и не груз.
чаще всего это время перекантваться после школы и понять что тебе нужно.
 
А не проще в таком случае перекантовываться на какой-нить фирме? Заодно денежку будешь получать и с профессией знакомиться...
 
обычно не проще. после шоклы мало кто шарит в чем-то. может сейчас по другому.
а к 3-4 курсам обычно все студенты (особенно те кто не обременен поддержкой семьи) где-то да работает. Не знаю как у других, а нашим это никак не мешало закончить ВУЗ, как впрочем и сейчас ничего не мешает с дипломами работать грузчикам :)

и потом, ВУЗ не учит, ВУЗ учит учиться, приспосабливаться и т.д.
 
ВУЗ - отлично проведенное время :yahoo: :клас:
У меня хватало времени и учиться, и работать
 
Все зависит от ВУЗа.. в каком то ВУЗе - это потраченное время, в каком то время проводится с пользой...
Как то на первом курсе отец мне сказал такую фразу:"Высшее образование это не накопление знаний, это тренировка ума".. тогда я не понял смысл этих слов...
и лишь после окончания Академии я, оглянувшись назад, увидел разницу и полностью осознал смысл слов отца.
 
Лично меня ВУЗ научил не знаниям конкретно, а где и как их можно и нужно получать...
 
Плаксик, я молчу, молчу, да и второй раз уже не антиресно...
Я ответила на первый вопрос.
Потому, что мне ВО реально помогло.
 
В принципе, сейчас, оглядываясь на студенческие годы, конкретный минус вижу только один: все образовательные учреждениыя все таки "навязывают" стереотипы, штампы, потом от этих штампов отучится не так уж и просто. Ну и безусловно обучают некому идеалу, на практике все выходит не совсем так.
В целом и общем безусловно вышка развивает.
Ну и я вспоминаю свои студенческие годы в свободное от аудиторий время....ммммммм щастье ;)
 
а я вот не могу проголосовать ни за один из вариантов. залогом упеха являетса сам человек а не его образование. сказать что зря потратил время никак не могу. та и нерешеным вопросом не остаетса,т.к. полюбому нужно.
 
Слишко мало пунктов. Я не считаю ВО залогом успеха, но считаю, что ВО даёт ... скажем так: некий общий уровень.
 
Greedged сказав(ла):
Слишко мало пунктов. Я не считаю ВО залогом успеха, но считаю, что ВО даёт ... скажем так: некий общий уровень.
Вот именно- общий уровень. Я после института всё равно ещё и на курсы пошла, не хватило мне практических знаний в ВУЗе. А многие из моих знакомых работают вообще не по профилю своего образования.
 
VOLNA сказав(ла):
Вот именно- общий уровень. Я после института всё равно ещё и на курсы пошла, не хватило мне практических знаний в ВУЗе. А многие из моих знакомых работают вообще не по профилю своего образования.
Я тоже работаю не по профилю, НО!!! ВО дало общий, базовый уровень знаний в достаточно широком спектре + умение получать знания самостоятельно!
 
Greedged сказав(ла):
Я тоже работаю не по профилю, НО!!! ВО дало общий, базовый уровень знаний в достаточно широком спектре + умение получать знания самостоятельно!
Да я ж не спорю. Есть возможность-учитесь обязательно. Тем более, что студенческие годы- самый отвяз. Просто иногда бесят объявления."требуются...до 25, с ВО, и опытом работы". И где таких взять? Да и вообще обычно пишут-"ВО обязательно", а какое оно-пофиг, лишь бы корка была.
 
хм...
вроде ж с высшим люди, а не понимают, что ВУЗ дает базу.
ну нах, мне было учить политологию, социологию, религию и т.д.? для общего образования. В моей работе не по специальности это никак не помогло бы.

то что потом ваше направление/специализацию надо углублять курсами, так что об этом спорит?
 
Всем привет!

ИМХО в Вузе учат учится :) .. А вообще сложилась какая-то странная ситуация, вот на Укр. в частности, во многих областях деятельности, когда нужна в или 1.рабочая сила(исполнятели), или 2. очень квалифицированные спецы.Типичный выпоскник Вуза до второго еще не доучился, а для первого и учится не нужно.. Вот и получается, что вопросы всякие возникают - типа что это, ВО, нужно - или нет..

PS - Студенчество - лучшее время :)
 
Shantor Sherviz сказав(ла):
ИМХО в Вузе учат учится .. А вообще сложилась какая-то странная ситуация, вот на Укр. в частности, во многих областях деятельности, когда нужна в или 1.рабочая сила(исполнятели), или 2. очень квалифицированные спецы.Типичный выпоскник Вуза до второго еще не доучился, а для первого и учится не нужно..

Правильные слова!
Что же с этой ситуацией делать?
 
У зібравшихся тут є своє враження про укр освіту,
але вони не мають з чим порівнювати, тому оцінюють субєктивно.

Мені довелось працювати з випускниками забугорних університетів,
також я бував у деяких країнах Европи і Азії, і тому
з особистого досвіду можу сказати точно:

1. Cередня освіта в Україні - одна з найкращих в Европі.
У нас дають знання, причому всім і безплатно (так є по ідеї, і було в реалі 8 років тому коли я вчився).
Для порівняння, безплатна школа в Британії - просто місце де тримають дітей щоб вони по вулиці не ходили, там майже нічого не вчать.. бо вчителі самі нічого не знають. У кожній школі своя программа - відповідно до знань вчителів, напевно.
Там практично немає ніяких річних екзаменів.
Є також багато приватних шкіл - платних ( від 2500ГБП.рік)- там чогось можуть навчити. Тоді (у 18 років) появляється надія пройти A-level - урядові екзамени, після яких допускають до вищої освіти.
Багато хто не проходить, - тоді довчаються в А-коледжі (1-2 роки) поки не наберуться знань.

2. Знаю точно, що в Японії до седньої освіти приділяється більше уваги. Там по телевізору уроки проводять... і.е. Математики, біології..

3. Вища Освіта в Україні по багатьох предметах є дуже ВИСОКОЮ (фізика, математика, біологія, медицина...), а по відношенню якість/ціна - напевно найкращою.
Але по деяких предметах, типу економіки, - повністю безтолкова, бо унас ніхто не знає що то таке.
Знов, перша ВО - безплатна (по ідеї, і часто в реалі). - Таке щастя буває дуже рідко в
буржуазних країнах, і їм ще далеко, щоб таке досягнути.

4. якість/ціна - в Европейських університетах треба платити від 4000 до 30000Е в рік.
Хто платить? - в 80% батьки студентів, або самі студенти заробляють десь.
Деякі знаходять спонсорів, але таких мало.
а ще дехто бере кредит, і розом з дипломом отримує борг в пару десятків тисяч.
Якість: ... дуже різна, залежить від універу і від власних стараннь.
Але в середньому дуже поверхнева.

Попробуйте зловити освідченого молодого іноземця і влаштуйте йому екзамен. запитайте щось із шкільного курсу ( і.е. Де є річка Ніл? Хто і коли був перший космонавт? 28*13 = ?) - і все вам стане ясно.
 
Назад
Зверху Знизу