Андрій Сенченко: Конечно. Мы предлагаем в этом случае применить процедуру прощения. В чем она заключается? Там не все так просто. Суть этой процедуры в том, чтобы заменить наказание, предусмотренное той или иной статьей Уголовного кодекса для гражданина Украины, реально совершившего преступление, но средней или небольшой тяжести, и заменить тюремный срок на временное ограничение его прав. При этом мы говорим о том, что это индивидуальная процедура, ничего огульного, и второе – она добровольная. То есть, по нашему предложению это должно выглядеть следующим образом. После деоккупации выделяется определенный период - мы считаем, что с учетом нагрузки на суды это может быть от трех до шести месяцев - когда гражданин, за которым есть грех, обращается в украинский суд с заявлением о совершении им преступления, то есть, по сути, – с явкой с повинной. И второе, что он заполняет в суде, – это прошение о прощении.
Прошение к украинскому государству. Суд на основании четких критериев, какие преступления подпадают процедуру прощения, принимает решение о прощении от имени государства Украина. И человек получает это решение. Но сама процедура прощения подразумевает замену наказания по соответствующим статьям УК на временное ограничение его прав. Каких? Речь идет о 10 годах (и это дискуссионный временной отрезок) лишения права на государственную службу, на военную службу, на работу в правоохранительных органах, в судебной системе и органах местного самоуправления.
Второе – лишение на такой же срок права заниматься преподавательской деятельностью. Согласитесь, если человек, допустим, на Донбассе, побывал в незаконных вооруженных формированиях, а потом пойдет учителем в школу, то, наверное, наше общество это точно не примет. И третье ограничение - на 10 лет человек лишается права участия в выборах в любой форме: голосовать, быть избранным, участвовать в организации избирательных комиссий, в организации выборов в составе избирательных комиссий. Таковы наши предложения.