В основе постного стола лежали и лежат христианские догматы о
греховности человека и исходящие из них религиозные принципы,
состоящие в том, что пища значительное время года не должна
включать мяса и жиров, которые, составляя радость жизни и
сообщая телу энергию и ****уальные побуждения, уместны лишь в
редкие праздники или могут распределяться ограниченно и скупо в
рабочие дни, то есть занимать гораздо меньшую часть календарного
года. Такой подход был связан с исторической, социальной иклассовой ролью Церкви, а также в значительной степени с
объективными историческими обстоятельствами: отсутствием условий
для длительного хранения мяса и животных жиров в странах
Средиземноморья, где возникло и распространялось христианство.
Жаркий климат вынуждал приурочивать "мясные дни" только к
периодам забоя скота, существовавшим с древнейших времен. Таким
образом, постный стол православной, монофизитской, коптской,
католической и других христианских Церквей определялся в своем
пищевом репертуаре с самого начала их деятельности исключительно
религиозно-природным календарем, где некоторые обязательные
религиозные предписания хотя и были искусственными, но делались
с постоянной оглядкой на реальные природные условия стран
Средиземноморья и Передней Азии.
Исключая из постного, то есть наиболее часто
употребительного, стола мясо, животные жиры, молоко, масло
сливочное и тому подобные скоропортящиеся продукты. Церковь в тоже время допускала ежедневно, то есть в пост, питание теми
животными продуктами, которые не нуждались в хранении и могли
появляться регулярно в свежем виде или же могли добываться
эпизодически небольшими, быстро реализуемыми для нужд питания
партиями в зависимости от конкретных потребностей. Такими
продуктами были рыба, креветки, раки и даже саранча (акриды), а
также все съедобные виды растений.
Многовековой опыт народов Средиземноморья подтверждал, что в
климатических условиях этого региона человек мог поддерживать
активное существование, питаясь большую часть года (примерно две
трети) рыбой, растительными маслами, плодами, ягодами, в том
числе такими питательными, как виноград, оливки, инжир, финики,
а меньшую часть года - мясной, молочной и яичной пищей. Для
средиземноморской и малоазийской географической зоны, не знавшей
практически зимы, это было нормально. Посты стали создавать
проблему для населения Средней и Северной Европы, с их более
суровым климатом, примерно 500-800 лет спустя после
возникновения христианства, когда оно стало распространяться
среди германских и славянских народов.