Сергей Мамедов,
председатель
правления
Укргазбанка:
Защита прав кредиторов — это основная проблема для банков, без нее кредитовать невозможно. С сегодняшней системой защиты кредиторов невозможно и дальнейшее привлечение инвестиций в банковскую систему. Когда я встречаюсь с банкирами из Чехии, Польши, для них то, что происходит у нас с заемщиками, — это лучше детектива.
У нас был случай, когда мы рассматривали заявку одного корпоративного клиента. И я, общаясь с юристами одной компании, узнал, что там прорабатывали механизм, какие должны быть договоры, чтобы не вернуть банку кредит. И это уже отлаженный механизм работы.
Сегодня у заемщика нельзя забрать квартиру, если там прописаны дети. При этом не уточняется, что это должны быть его дети, и сколько у него может быть квартир. У нас есть случай, когда заемщик имеет пять квартир и там прописаны разные дети. Это смешно, но это факт.
Один наш клиент взял кредит на покупку крана. А потом через судебное решение продает — не кран, а запчасти от крана. На залог (кран. — Авт.) был наложен арест, а они его разобрали и по запчастям продали. В других странах залоги забирают намного быстрее. Например, в Турции — если два месяца, считают, что уже затянули. Самая актуальная проблема — признание договора недействительным. Я не я, корова не моя. Некоторые заемщики судятся с нами пять лет.
Потом все удивляются, почему процентная ставка по кредиту такая большая. Потому что она — это плата за риск. На уровне государства надо понимать, что платят за жуликов не банки, а другие клиенты. Процентная ставка растет, депозиты не отдают, страдают люди.
Подробнее:
⚠ Тільки зареєстровані користувачі бачать весь контент та не бачать рекламу.