Единственным конкурентом Ободзинского по
сборам был в те времена Муслим Магомаев. Но у него, к примеру, 8 концертов
в Запорожье давали за 7 дней 89% заполняемости зала, а Ободзинский давал 14
концертов за 10 дней при полных аншлагах (приходилось продавать даже
"входные"). Из города в город вслед за своим кумиром кочевали поклонницы.
"Слушай, - говорил Ободзинский, - я от этих девок устал уже. Но ведь
жалко их. У них и денег на билеты нет. Ты уж их посади".
Первая же пластинка Валерия Обдзинского, которая вышла в конце 60-х, сразу
же стала раритетом. Было продано 13 миллионов экземпляров, государство
заработало на них около 30 миллионов, а певец - 150 рублей. И тем не менее
коммерческий успех не смог сдержать недовольство властей. Ободзинского
стали все чаще критиковать за раскованное поведение на сцене, за "западный"
репертуар, за отсутствие песен гражданской тематики. В 1971 году министр
культуры СССР отдает приказ соответствующим инстанциям запретить концерты
непокорного артиста в пределах РСФСР. (Если бы не подобные приказы и
распоряжения этих чинуш, их имен никто и никогда не вспомнил бы. Но в
биографии Ободзинского они запечатлены: товарищ Попов, товарищ Фурцева,
товарищ Лапин - вот те, кто "помогал" губить талант, подталкивая его к
бездне...)
Целый год Валерий не пел в Москве, пока не вмешался его высокопоставленный
поклонник - заведующий отделом культуры ЦК КПСС Шауро. Количество
недоброжелателей росло. Узнав, что в Театре эстрады запланированы концерты
Ободзинского в течение целого месяца, возмущенный начальник городского
управления культуры потребовал сократить количество выступлений: мол, у нас
столько концертов даже Райкин не дает, а тут какой-то Ободзинский со своим
пошлым репертуаром!
Один эпизод, уже ставший легендой. Однажды апрелевский завод "Мелодия"
посетила мадам министр культуры Фурцева. Поинтересовалась в одном цехе, что
печатают? "Пластинку Ободзинского". Зашла в другой с тем же вопросом и
услышала тот же ответ. "У вас что, весь завод на одного Ободзинского
работает?" - возмутилась грозная Екатерина. - "Что вы! На втором этаже мы
печатаем классику", - ответил директор. Но когда и на втором этаже министр
обнаружила в работе тираж пластинки Ободзинского, она просто наложила на
нее запрет. А могли бы еще несколько десятков миллионов заработать...
В годы активной борьбы с семитизмом председатель Гостелерадио СССР Лапин
лично контролировал количество появления на экране лиц еврейской
национальности. К таковым он относил почему-то и Ободзинского (хотя по
происхождению он был наполовину украинцем, наполовину поляком). Увидев в
одной из передач Ободзинского, тов. Лапин потребовал: "Градского уберите!"
- "Но это не Градский, а Ободзинский", - попытались объяснить начальнику.
-- "Тем более уберите! Хватит нам одного Кобзона!" - был непреклонен
чиновник. Так и непонятно, имел ли он в виду всего одного Кобзона на всю
эстраду СССР или же намекал на сходство артистов, но тем не менее в фондах
телевидения сохранилась всего одна запись выступления Ободзинского на
памятном новогоднем "Огоньке" в 1967 году. Но вернемся к настоящему Ободзинскому. Учитывая отношение властей и стиль
поведения певца, вовсе неудивительно, что он так и остался заслуженным
артистом Марийской ССР. Одним из немногих деятелей культуры, поддержавших
Ободзинского, был композитор Никита Богословский, написавший в "Советской
культуре" хороший отзыв о его концерте. В 1974 году на экраны вышел фильм
"Золото Маккены", в котором Валерий Ободзинский спел знаменитого
"Стервятника", а в 1976 году начался закат его карьеры: он запил после
15-летней завязки. Приходилось отменять концерты, укладывать его в психушку
и конвоировать в концертный зал, чтобы не напился. Болезнь усугублялась с
каждым днем. Певец начал заговариваться, называть себя святым или Господом
Богом, он мог внезапно прекратить гастроли и уехать. В конце концов, от
него ушла жена. В 1986-м он прекратил концертную деятельность. Поползли
слухи о его смерти.
А между тем, Ободзинский жил в Москве во времянке на галстучной фабрике,
работал сторожем и... пил. Там его и нашла давняя поклонница Анна Есенина,
которая приютила Валерия Владимировича в своей маленькой квартирке,
заботилась о нем и все-таки убедила возобновить творческую деятельность: в
1992-м, во многом благодаря стараниям Анны, вышла аудиокассета Ободзинского
с песнями Александра Вертинского. В сентябре 1994 года в концертном зале
"россия" состоялось первое после восьмилетнего перерыва выступление певца.
В зале был аншлаг, Ободзинскому устроили овацию. Артист выступил еще в
нескольких городах России, однако попытка наладить гастрольную деятельность
при помощи некоего предприимчивого дельца потерпела неудачу: были
разоблачены его бизнесовые махинации. В одном из своих интервью в 1993 году
Валерий Владимирович сказал: "Я не верю в дружбу. Человек говорит за глаза,
что вы мерзавец, а потом вы входите, он с вами целуется..."
Валерий Ободзинский умер 26 апреля 1997 года в Москве. Накануне, словно
предчувствуя кончину, он признался Анне Есениной в любви. Во время
отпевания в храме священник сказал, что смерть накануне Пасхи означает, что
с человека сняты все грехи... Москонцерт выделил на похороны 5 миллионов
рублей, дирекция ЦДРИ предоставила помещение для панихиды, проститься с
кумиром пришли около 300 человек, в том числе Иосиф Кобзон и Лев Лещенко.
Похоронили певца на Кунцевском кладбище. (c) Посилання видалено