Статус:
Offline
Реєстрація: 26.02.2007
Повідом.: 204509
Адреса: Харків
Реєстрація: 26.02.2007
Повідом.: 204509
Адреса: Харків
- 🔴 17:02 Повітряна тривога в Харків.обл.
- #1
Urban-Travel: Воложин
25.12.2018 23:57
Urban-Travel: Воложин
Я приехал в этот белорусский город, чтобы открыть в Доме культуры выставку пейзажного фото.* Воложин утопал в зелени, а яблони…
The post
Я приехал в этот белорусский город, чтобы открыть в Доме культуры выставку пейзажного фото.* Воложин утопал в зелени, а яблони разных сортов, растущие прямо на улицах, «ломились» от урожая* сочных вкусных плодов.
Прогулки по городу и живописным окрестностям навели меня на мысль, что его главная достопримечательность – это холмистый рельеф.*Старая мощеная брусчаткой дорога раньше вела в Вильнюс. Она петляет и извивается между деревьев как уж – культовое животное средневековых жителей Белой Руси.
Дороги обходят холмы с разных сторон, взбираются на их вершины. В некоторых местах старые дороги исчезают, в других – появляются новые, которые хозяева домов и усадеб прокладывают колесами своих внедорожников.
На одном из деревьев я нашел портрет-барельеф “Спящий тролль”, который изваяла сама Природа.
В роще стоит гигантский муравейник – наверняка в нем разместилась* целая страна этих трудолюбивых насекомых.
Высокий красивый цветок розового и сиреневого цвета на восьмиугольной ножке, *который в народе окрестили наперстком, напоминает дикую орхидею.
Вдоль дорог, как на нотных станах, сидят на проводах неугомонные ласточки.
Старожил и большой любитель лошадей Иван Михайлович Симонович рассказывал мне,* как в молодости он любил ночью ездить* по мощеной брусчаткой дороге «с ветерком и … с огоньком».* Ведь при хорошей скорости удары подков и металлических ободов колес высекали из камня целые фонтаны искр, которые так и неслись за бричкой.* Уроженка Воложина Марина Смолик* говорила *о своём отце-умельце, который смастерил парадную телегу с приставными резными креслами для поездок на ярмарку и любил катать на ней своих деток.* Свадебные кортежи во времена молодости нынешних старожилов* тоже были конные. Дуга упряжи украшалась полевыми цветами, а коню надевали парадный шаргун – ремень с множеством колокольчиков.
Вечера у воложинских озер, которые не уступят по красоте знаменитым альпийским озерам, были незабываемыми.
Особенно когда над ними, как* приманка для рыбаков по небу проплывали облака-карпы.
Некоторые кадры чем-то напоминали пейзажи импрессионистов.
А фантастические закаты были похожи картины Айвазовского.
Никита Кононов, житель экопоселения неподалеку от Воложина,* рассказал мне о своей жизни на природе.
– Почему Вы уехали из города? Какие события в жизни этому предшествовали, расскажите предысторию, свои занятия, жизненную концепцию?
– У меня был бизнес в Минске – продажа оргтехники, заправка картриджей, ремонт аппаратуры. Жесткого руководства и плотного рабочего графика не было, поэтому появилась возможность немного задержаться на даче, побыть на природе. Постепенно мне стало нравиться проводить больше времени здесь, так складывались обстоятельства и я оставался на понедельник и постепенно – пол-недели стал проводить в городе, а половину – на селе. Мне хотелось облагородить свой дом и участок. Было много физической работы и я стал большую часть времени проводить на природе, а в город выбираться редко. Бизнес перестал увлекать меня, а окончательный переезд произошел после разрыва отношений с первой супругой. Она не поддерживала моих увлечений природой, несмотря на то, что детям на свежем воздухе было хорошо и очень нравилось. Я нашел новых клиентов в Воложине, работал с ними. Но уже чувствовал, что городская жизнь уводит меня не в ту сторону. Труд на земле показался мне более честными, ведь в бизнесе часто многое *построено на обмане. Конечно, деньги и материальные блага в городе достаются легче. Зато на земле все честнее и естественнее. Здесь другой принцип, здесь природа помогает человеку.* И человек может обрести спокойствие и делать то, что нравится.
– Какие трудности приходилось преодолевать* после ухода из города?
– Первое, что надо было сменить – городской автомобиль на более проходимый, кроссовки на сапоги, калькулятор на лопату и топор, батарею центрального отопления на печку. Здесь надо добывать то, что в городе уже есть – тепло, воду.** Приезжаешь – в доме минус десять. Надеваешь тулуп, рубишь дрова, затапливаешь печь. Вот ты уже и немного согрелся. Затопил печку – в доме уже минус девять, немного отдохнул и топишь дальше. Кран не откроешь, вода сама не польется. Идешь к колодцу, наполняешь вёдра, несешь в дом. Но главная трудность – переформатировать самого себя, ведь в деревне – всё по-другому, начиная с отношений между людьми. В городе люди закрыты и общение формальное. В деревне все будто бы живут в одном доме, они как родственники, работает “сарафанное радио” и информация распространяется гораздо быстрее.* И когда появляется новый человек, он сразу оказывается в центре внимания. Тебя оценивают по твоим поступкам, по тому, что ты можешь сделать на земли и для нее. Это своего рода экзамен, который приходилось сдавать своим соседям и новым друзьям.
– Вы не жалеете о своем решении?
– Конечно, не жалею.* Ведь я* приобрел больше чем просто участок земли и дом. С лопатой и граблями я смог навести порядок в душе, убрал ненужные внутренние состояния. Когда физически трудишься, то ощущаешь, как становишься спокойнее.
– Чем, по Вашему мнению, отличается жизнь урбаниста и эскейпера, ушедшего жить на природу?
– Главное отличие – в городе доминирует стиль жизни, цель которого – не внутренняя гармония и духовный рост, а наполнение материальными благами.* А в деревне сама природа и земля подсказывает и учит, как радоваться малому и быть счастливому здесь и сейчас.
– Что Вы обрели, расскажите о свою философию жизни на природе?
– Главное – я обрел новый способ мышления.* В деревне пространство наполнено энергиями, и когда ты их начинаешь ощущать, то природа начинаешь с тобой общаться и заботиться о тебе. Ведь здесь проявлены все стихии – земля, вода, воздух, огонь, и ты с ними постоянно взаимодействуешь. Ситуация постоянно меняется и эта невидимая динамика становится видимой для тебя когда ты прожил хотя бы один цикл “весна-лето-осень-зима”.
– Как вы привыкали к новой жизни?
– Адаптация произошла довольно плавно и легко. Сначала я жил один. Я как будто бы вернулся домой, разбирался со своими мыслями и семейной историей.*** Моя новая жена Алеся приезжала в нашу деревню в гости, а потом продала свой дом и купила новый рядом с моим. Отношения на первых порах были дружеские, партнерские, мы помогали друг другу. Постепенно мы поняли, что мы семья и настоящие единомышленники.
– Какие занятия пришли у Вас на смену городским?
– Пришлось научиться делать своими руками все –* электрику, сантехнику, водопровод, отделку, стать садоводом и агрономом. Когда все умеешь, это очень вдохновляет. Ведь так люди жили раньше. И я полюбил столярничать, мастерить мебель, начал делать ландшафтный дизайн, увлекся баней. Рядом с моим участком течет речушка Буянка, она делает затейливый изгиб и впадает в Западную Березину. А к моим владениям примыкает полуостров на ней. Когда я приехал, это было непроходимое место, настоящие джунгли. Я несколько дней орудовал бензопилой, потом – граблями. Речушка приносила мусор, отходы – старую обувь, покрышки от автомобилей, пластиковую посуду. Я все убрал и сделал там зону отдыха, чтобы можно было полежать в тени деревьев, послушать птиц, отдохнуть от информационных потоков. Я почувствовал, что надо заботиться об истоках, благодаря которым живут большие реки.
– Вы видите смысл в выращивании овощей и фруктов своими руками?
– Конечно, я думаю это главное. Представляете, я ухаживаю за деревом, оно дарит плоды, и я могу ими поделиться, угостить друзей. Одно дело дать ребенку деньги на шоколадку, а другое – сливу, грушу, яблоко из своего сада. Я думаю, когда сад разрастётся, мои дети и внуки будут жить здесь и продолжать мое дело. Я не настаиваю на этом, а просто говорю, что можно жить в городе, а можно в деревне. А выбор остается за ними.
– Как изменилось Ваше меню? Какую часть семейного рациона дают выращенные продукты, покупные и собранные в лесу?
– Меню стало намного разнообразнее* – мы выращивает около 50 культур.* Выращенное своими руками и только что сорванное с дерева или грядки гораздо вкуснее и полезнее. Сад и огород дают процентов семьдесят семейного рациона. Собирательство тоже хорошо добавляет – процентов двадцать.* Из продуктов я покупаю только соль, масло, хлеб, сметану и сладости. А каша, приготовленная в печи не идет ни в какое сравнение со сваренной в мультиварке.* Практически круглый год у нас свежие витамины. Зимой –* морозостойкая петрушка – снег откинул и на салат нарубил. Потом начинается кленовый сок – он очень полезный и хорошо чистит почки. Потом – березовый сок. Он – не такой сладкий, из него мы делаем квас и пьем в чистом виде. Потом начинаются съедобные травы – сныть и крапива. В народе даже поговорка есть – “дожить бы до сныти”. Мы добавляем их в салат, варим борщ. Потом садим редиску, салатные однолетние травы. Дальше появляются ягоды – жимолость и клубника. Начинаем делать в блэндере коктейли, мой любимый сныть-клубника – пьешь его, и настроение поднимается. Почки и цветы, на самом деле – тоже съедобные, в городе этого как-то не знаешь. А летом и осенью такое изобилие, какое городским жителям и не снилось.
– Расскажите интересные детали из жизни на природе.
– Когда я вижу дым из трубы, у меня возникает внутреннее состояние тепла и покоя. Здесь я понял, что печка – это сердце дома, горожанину это сложно почувствовать. Однажды я уложил заболевшую дочь на сундук перед печкой, она смотрела на огонь и уснула, а через час проснулась здоровой.* Осенью я часто наблюдаю летящие в воздухе листики, которые крутятся вокруг своей оси на невидимой паутинке, как мандала. Это настоящее чудо. А зимой, когда река* замерзает, в солнечный день я ложусь на лед и слушаю музыку воды. Это как колыбельная, подо льдом она живёт, движется и поет. И* ты ощущаешь это всем телом.
– У Вас есть домашние животные?
– Конечно, наша любимица – коза Белка, очень веселая и пока не спешит* познакомиться с козлом поближе. Но уже* дает молоко круглый год.
– Как поменялся Ваш ритм жизни?
– Здесь ты живешь по солнцу, пока оно светит, ты трудишься, ушло – отдыхаешь.* И учишься быть счастливым у природы.
– Как с культурной жизнью, не скучно вдали от мегаполиса?
– В прошлом году мы с друзьями совместными усилиями превратили старое гумно в клуб и назвали его “Хата”. Это площадка для концертов, кинопоказов, выставок, ярмарок и праздников.* Здесь мы отмечаем старинные праздники солнцестояний и равноденствий – Коляду, Масленицу, Купалу и Богач. К нам часто приезжают друзья, мы проводим мини-фестивали, вечеринки, поем песни у костра. На* праздник посадки деревьев мы заложили новую большую дубраву и каждую неделю к нам приезжают люди из разных городов, чтобы посадить свое именное дерево. Сегодня там около 130 дубов, посаженых в виде круга, а всего их будет 555. Это был карнавал в масках из* природных материалов. Мы тусили и танцевали в летних образах из цветов и листьев весь вечер.
– О чем вы мечтаете?
– Есть мечта стать энергетически независимым. Недавно нашел рецепт сверхэкономичного отопления. Берешь 250 пустых банок из-под кока-колы, пробиваешь донышко, соединяешь силиконом, закрываешь стеклом,* в начало и конец присоединяешь два 12-вольтовых кулера. Это простейшая батарея – солнце греет банки, воздух в них становится теплым, а кулеры подают его в комнату. Хочу попробовать сделать себе такую штуку.
Я погостил в экопоселении и побывал на осеннем празднике урожая, который называется Богач. Фест проходил в Клубе «Хата», перед ним была установлена скульптура из осенних даров природы – тыкв, кабачков, капусты.
Праздник начался с хороводов, которые вела режиссёр народных обрядов Наталья Буглак. Гости взялись за руки и двигались вокруг скульптуры сначала просто по кругу, а потом по затейливым сложным траекториям-ручейкам. Потом все участники разбились на пары и исполнили танец взаимодействия стихий – воды, огня, воздуха, земли.**Для меня это было очень приятно, ведь я не водил хороводов с детства. «Праздник Богач – рассказала Наталья, – один из основных славянских праздников года. Он празднуется начиная с дней осеннего равноденствия (21-22 сентября).*В эти дни наши предки отдавали дань уважения земле и наполнялись ее энергией, играли в игры на тему урожая, желали друг другу богатства, добра и сил на будущий год. Богач праздновали в течение целой недели: чем лучше был урожай, тем продолжительнее праздник». *Программу продолжил спектакль «Яблонька» детского театра «Крылья Ангелов». В спектакле рассказывается история дружбы мальчика и дерева. Когда мальчик был маленьким, яблоня делилась с ним своими плодами, когда он вырос и стал строить жилище, она дала ему ветви для дома, когда мальчик захотел путешествовать, она дала ему ствол, чтобы он мог построить лодку.
После долгих странствий он уже старцем вернулся и нашел в саду старый пень. Когда он сел на него, перед ним прошла вся его жизнь и он ощутил абсолютное счастье.
На фестивале я показал выставку «Sur’Face», *тема которой была «лицо как сюрреалистическая картина и арт-объект».*Основая экаспозиция с портретами харьковчанок была у меня с* собой, а несколько новых кадров для выставки я сделал перед фестивалем. Это один из них.
Учитывая концепцию экопоселения, мы делали «сюрреалистические лица» только из природных объектов. И еще я презентовал игру «Будь богач», которую придумал накануне. Участникам игры предлагалось прослушать специально написанное стихотворение и выбрать понравившуюся «банкноту», вырезанную из белокочанной капусты и носить ее как сувенир в своем портмоне между купюрами.
Гости оценили юмор и взяли себе по «банкноте» на память. Также все желающие могли принять участие в посадке дубравы неподалеку. «Дуб* –* родовое дерево славян – рассказала Уля Кудина, одна из инициаторов посадки дубравы, – прошлой весной мы заложили молодую дубраву и теперь приглашаем горожан приехать: поклониться родной земле, испить воды из источника, посадить свое родовое дерево, поучаствовать в народных праздниках и обрядах».
Дальше был праздничный концерт, на котором представили свою программу* группы «Гутатели» и «Хата». Они исполнили народные обрядовые песни в завораживающей авторской музыкальной интерпретации с использованием необычайных инструментов таках как хэппи-драм, мелодика, губные гармошки, поющие чаши, джамбеи, караталы, металлофон. Экзотические звуки инструментов прекрасно вплетались в старинные славянские мотивы. По традиции праздника «Богач», все желающие могли рассказать о том, чему они научились в этом году. Художница Людмила Ивановна Кононова рассказала о том, как она осваивала искусство народной куклы и делала кукольных персонажей к рождественскому музыкальному спектаклю.
Концерт завершился музыкальной импровизацией с участием Александра Тананы (там-там), Насти Апанович (скрипка) и Гопала (фисгармония). Перед отъездом я задал пару вопросов организатору праздника Алесе Коржовой:
– Как давно вы празднуете праздник осеннего равноденствия?
-Мы уже второй год празднуем Богач. В прошлом году мы зажгли костер, водили хороводы, пели песни, играли музыку, делали пир из плодов осени. Гости делились своими планами и желаниями.* Мы делали обереги из двух колосков и восковой свечи, перевязанных красной нитью, которые должны были приносить удачу. Обереги хранились целый год в червоном куту дома и в трудный момент свеча зажигалась с просьбой к богу о помощи. В этом году праздник Богач получился очень душевным, особенно удался совместный концерт, где участники проявили свои творческие способности. Гости не хотели уезжать.
– Расскажите о своей жизненной философии.
-Я хочу жить в гармонии с природой, с соседями, дышать свежим воздухом, пить чистую воду, кушать натуральные продукты со своего сада и огорода, вместе с дузьями отмечать праздники, потому что они объединяют и дарят позитвный заряд на долгое время, заниматься творчеством и ремеслами – гончарстовом, шитьем одежды, вышиванием, вязанием.
Уезжая автостопом в Вильнюс, я навсегда сохранил в моем сердце воспоминания о днях, проведенных в Воложине.
The post
25.12.2018 23:57
Urban-Travel: Воложин
Я приехал в этот белорусский город, чтобы открыть в Доме культуры выставку пейзажного фото.* Воложин утопал в зелени, а яблони…
The post
Тільки зареєстровані користувачі бачать весь контент у цьому розділі
appeared first on
Тільки зареєстровані користувачі бачать весь контент у цьому розділі
.Я приехал в этот белорусский город, чтобы открыть в Доме культуры выставку пейзажного фото.* Воложин утопал в зелени, а яблони разных сортов, растущие прямо на улицах, «ломились» от урожая* сочных вкусных плодов.
Прогулки по городу и живописным окрестностям навели меня на мысль, что его главная достопримечательность – это холмистый рельеф.*Старая мощеная брусчаткой дорога раньше вела в Вильнюс. Она петляет и извивается между деревьев как уж – культовое животное средневековых жителей Белой Руси.
Дороги обходят холмы с разных сторон, взбираются на их вершины. В некоторых местах старые дороги исчезают, в других – появляются новые, которые хозяева домов и усадеб прокладывают колесами своих внедорожников.
На одном из деревьев я нашел портрет-барельеф “Спящий тролль”, который изваяла сама Природа.
В роще стоит гигантский муравейник – наверняка в нем разместилась* целая страна этих трудолюбивых насекомых.
Высокий красивый цветок розового и сиреневого цвета на восьмиугольной ножке, *который в народе окрестили наперстком, напоминает дикую орхидею.
Вдоль дорог, как на нотных станах, сидят на проводах неугомонные ласточки.
Старожил и большой любитель лошадей Иван Михайлович Симонович рассказывал мне,* как в молодости он любил ночью ездить* по мощеной брусчаткой дороге «с ветерком и … с огоньком».* Ведь при хорошей скорости удары подков и металлических ободов колес высекали из камня целые фонтаны искр, которые так и неслись за бричкой.* Уроженка Воложина Марина Смолик* говорила *о своём отце-умельце, который смастерил парадную телегу с приставными резными креслами для поездок на ярмарку и любил катать на ней своих деток.* Свадебные кортежи во времена молодости нынешних старожилов* тоже были конные. Дуга упряжи украшалась полевыми цветами, а коню надевали парадный шаргун – ремень с множеством колокольчиков.
Вечера у воложинских озер, которые не уступят по красоте знаменитым альпийским озерам, были незабываемыми.
Особенно когда над ними, как* приманка для рыбаков по небу проплывали облака-карпы.
Некоторые кадры чем-то напоминали пейзажи импрессионистов.
А фантастические закаты были похожи картины Айвазовского.
Никита Кононов, житель экопоселения неподалеку от Воложина,* рассказал мне о своей жизни на природе.
– Почему Вы уехали из города? Какие события в жизни этому предшествовали, расскажите предысторию, свои занятия, жизненную концепцию?
– У меня был бизнес в Минске – продажа оргтехники, заправка картриджей, ремонт аппаратуры. Жесткого руководства и плотного рабочего графика не было, поэтому появилась возможность немного задержаться на даче, побыть на природе. Постепенно мне стало нравиться проводить больше времени здесь, так складывались обстоятельства и я оставался на понедельник и постепенно – пол-недели стал проводить в городе, а половину – на селе. Мне хотелось облагородить свой дом и участок. Было много физической работы и я стал большую часть времени проводить на природе, а в город выбираться редко. Бизнес перестал увлекать меня, а окончательный переезд произошел после разрыва отношений с первой супругой. Она не поддерживала моих увлечений природой, несмотря на то, что детям на свежем воздухе было хорошо и очень нравилось. Я нашел новых клиентов в Воложине, работал с ними. Но уже чувствовал, что городская жизнь уводит меня не в ту сторону. Труд на земле показался мне более честными, ведь в бизнесе часто многое *построено на обмане. Конечно, деньги и материальные блага в городе достаются легче. Зато на земле все честнее и естественнее. Здесь другой принцип, здесь природа помогает человеку.* И человек может обрести спокойствие и делать то, что нравится.
– Какие трудности приходилось преодолевать* после ухода из города?
– Первое, что надо было сменить – городской автомобиль на более проходимый, кроссовки на сапоги, калькулятор на лопату и топор, батарею центрального отопления на печку. Здесь надо добывать то, что в городе уже есть – тепло, воду.** Приезжаешь – в доме минус десять. Надеваешь тулуп, рубишь дрова, затапливаешь печь. Вот ты уже и немного согрелся. Затопил печку – в доме уже минус девять, немного отдохнул и топишь дальше. Кран не откроешь, вода сама не польется. Идешь к колодцу, наполняешь вёдра, несешь в дом. Но главная трудность – переформатировать самого себя, ведь в деревне – всё по-другому, начиная с отношений между людьми. В городе люди закрыты и общение формальное. В деревне все будто бы живут в одном доме, они как родственники, работает “сарафанное радио” и информация распространяется гораздо быстрее.* И когда появляется новый человек, он сразу оказывается в центре внимания. Тебя оценивают по твоим поступкам, по тому, что ты можешь сделать на земли и для нее. Это своего рода экзамен, который приходилось сдавать своим соседям и новым друзьям.
– Вы не жалеете о своем решении?
– Конечно, не жалею.* Ведь я* приобрел больше чем просто участок земли и дом. С лопатой и граблями я смог навести порядок в душе, убрал ненужные внутренние состояния. Когда физически трудишься, то ощущаешь, как становишься спокойнее.
– Чем, по Вашему мнению, отличается жизнь урбаниста и эскейпера, ушедшего жить на природу?
– Главное отличие – в городе доминирует стиль жизни, цель которого – не внутренняя гармония и духовный рост, а наполнение материальными благами.* А в деревне сама природа и земля подсказывает и учит, как радоваться малому и быть счастливому здесь и сейчас.
– Что Вы обрели, расскажите о свою философию жизни на природе?
– Главное – я обрел новый способ мышления.* В деревне пространство наполнено энергиями, и когда ты их начинаешь ощущать, то природа начинаешь с тобой общаться и заботиться о тебе. Ведь здесь проявлены все стихии – земля, вода, воздух, огонь, и ты с ними постоянно взаимодействуешь. Ситуация постоянно меняется и эта невидимая динамика становится видимой для тебя когда ты прожил хотя бы один цикл “весна-лето-осень-зима”.
– Как вы привыкали к новой жизни?
– Адаптация произошла довольно плавно и легко. Сначала я жил один. Я как будто бы вернулся домой, разбирался со своими мыслями и семейной историей.*** Моя новая жена Алеся приезжала в нашу деревню в гости, а потом продала свой дом и купила новый рядом с моим. Отношения на первых порах были дружеские, партнерские, мы помогали друг другу. Постепенно мы поняли, что мы семья и настоящие единомышленники.
– Какие занятия пришли у Вас на смену городским?
– Пришлось научиться делать своими руками все –* электрику, сантехнику, водопровод, отделку, стать садоводом и агрономом. Когда все умеешь, это очень вдохновляет. Ведь так люди жили раньше. И я полюбил столярничать, мастерить мебель, начал делать ландшафтный дизайн, увлекся баней. Рядом с моим участком течет речушка Буянка, она делает затейливый изгиб и впадает в Западную Березину. А к моим владениям примыкает полуостров на ней. Когда я приехал, это было непроходимое место, настоящие джунгли. Я несколько дней орудовал бензопилой, потом – граблями. Речушка приносила мусор, отходы – старую обувь, покрышки от автомобилей, пластиковую посуду. Я все убрал и сделал там зону отдыха, чтобы можно было полежать в тени деревьев, послушать птиц, отдохнуть от информационных потоков. Я почувствовал, что надо заботиться об истоках, благодаря которым живут большие реки.
– Вы видите смысл в выращивании овощей и фруктов своими руками?
– Конечно, я думаю это главное. Представляете, я ухаживаю за деревом, оно дарит плоды, и я могу ими поделиться, угостить друзей. Одно дело дать ребенку деньги на шоколадку, а другое – сливу, грушу, яблоко из своего сада. Я думаю, когда сад разрастётся, мои дети и внуки будут жить здесь и продолжать мое дело. Я не настаиваю на этом, а просто говорю, что можно жить в городе, а можно в деревне. А выбор остается за ними.
– Как изменилось Ваше меню? Какую часть семейного рациона дают выращенные продукты, покупные и собранные в лесу?
– Меню стало намного разнообразнее* – мы выращивает около 50 культур.* Выращенное своими руками и только что сорванное с дерева или грядки гораздо вкуснее и полезнее. Сад и огород дают процентов семьдесят семейного рациона. Собирательство тоже хорошо добавляет – процентов двадцать.* Из продуктов я покупаю только соль, масло, хлеб, сметану и сладости. А каша, приготовленная в печи не идет ни в какое сравнение со сваренной в мультиварке.* Практически круглый год у нас свежие витамины. Зимой –* морозостойкая петрушка – снег откинул и на салат нарубил. Потом начинается кленовый сок – он очень полезный и хорошо чистит почки. Потом – березовый сок. Он – не такой сладкий, из него мы делаем квас и пьем в чистом виде. Потом начинаются съедобные травы – сныть и крапива. В народе даже поговорка есть – “дожить бы до сныти”. Мы добавляем их в салат, варим борщ. Потом садим редиску, салатные однолетние травы. Дальше появляются ягоды – жимолость и клубника. Начинаем делать в блэндере коктейли, мой любимый сныть-клубника – пьешь его, и настроение поднимается. Почки и цветы, на самом деле – тоже съедобные, в городе этого как-то не знаешь. А летом и осенью такое изобилие, какое городским жителям и не снилось.
– Расскажите интересные детали из жизни на природе.
– Когда я вижу дым из трубы, у меня возникает внутреннее состояние тепла и покоя. Здесь я понял, что печка – это сердце дома, горожанину это сложно почувствовать. Однажды я уложил заболевшую дочь на сундук перед печкой, она смотрела на огонь и уснула, а через час проснулась здоровой.* Осенью я часто наблюдаю летящие в воздухе листики, которые крутятся вокруг своей оси на невидимой паутинке, как мандала. Это настоящее чудо. А зимой, когда река* замерзает, в солнечный день я ложусь на лед и слушаю музыку воды. Это как колыбельная, подо льдом она живёт, движется и поет. И* ты ощущаешь это всем телом.
– У Вас есть домашние животные?
– Конечно, наша любимица – коза Белка, очень веселая и пока не спешит* познакомиться с козлом поближе. Но уже* дает молоко круглый год.
– Как поменялся Ваш ритм жизни?
– Здесь ты живешь по солнцу, пока оно светит, ты трудишься, ушло – отдыхаешь.* И учишься быть счастливым у природы.
– Как с культурной жизнью, не скучно вдали от мегаполиса?
– В прошлом году мы с друзьями совместными усилиями превратили старое гумно в клуб и назвали его “Хата”. Это площадка для концертов, кинопоказов, выставок, ярмарок и праздников.* Здесь мы отмечаем старинные праздники солнцестояний и равноденствий – Коляду, Масленицу, Купалу и Богач. К нам часто приезжают друзья, мы проводим мини-фестивали, вечеринки, поем песни у костра. На* праздник посадки деревьев мы заложили новую большую дубраву и каждую неделю к нам приезжают люди из разных городов, чтобы посадить свое именное дерево. Сегодня там около 130 дубов, посаженых в виде круга, а всего их будет 555. Это был карнавал в масках из* природных материалов. Мы тусили и танцевали в летних образах из цветов и листьев весь вечер.
– О чем вы мечтаете?
– Есть мечта стать энергетически независимым. Недавно нашел рецепт сверхэкономичного отопления. Берешь 250 пустых банок из-под кока-колы, пробиваешь донышко, соединяешь силиконом, закрываешь стеклом,* в начало и конец присоединяешь два 12-вольтовых кулера. Это простейшая батарея – солнце греет банки, воздух в них становится теплым, а кулеры подают его в комнату. Хочу попробовать сделать себе такую штуку.
Я погостил в экопоселении и побывал на осеннем празднике урожая, который называется Богач. Фест проходил в Клубе «Хата», перед ним была установлена скульптура из осенних даров природы – тыкв, кабачков, капусты.
Праздник начался с хороводов, которые вела режиссёр народных обрядов Наталья Буглак. Гости взялись за руки и двигались вокруг скульптуры сначала просто по кругу, а потом по затейливым сложным траекториям-ручейкам. Потом все участники разбились на пары и исполнили танец взаимодействия стихий – воды, огня, воздуха, земли.**Для меня это было очень приятно, ведь я не водил хороводов с детства. «Праздник Богач – рассказала Наталья, – один из основных славянских праздников года. Он празднуется начиная с дней осеннего равноденствия (21-22 сентября).*В эти дни наши предки отдавали дань уважения земле и наполнялись ее энергией, играли в игры на тему урожая, желали друг другу богатства, добра и сил на будущий год. Богач праздновали в течение целой недели: чем лучше был урожай, тем продолжительнее праздник». *Программу продолжил спектакль «Яблонька» детского театра «Крылья Ангелов». В спектакле рассказывается история дружбы мальчика и дерева. Когда мальчик был маленьким, яблоня делилась с ним своими плодами, когда он вырос и стал строить жилище, она дала ему ветви для дома, когда мальчик захотел путешествовать, она дала ему ствол, чтобы он мог построить лодку.
После долгих странствий он уже старцем вернулся и нашел в саду старый пень. Когда он сел на него, перед ним прошла вся его жизнь и он ощутил абсолютное счастье.
На фестивале я показал выставку «Sur’Face», *тема которой была «лицо как сюрреалистическая картина и арт-объект».*Основая экаспозиция с портретами харьковчанок была у меня с* собой, а несколько новых кадров для выставки я сделал перед фестивалем. Это один из них.
Учитывая концепцию экопоселения, мы делали «сюрреалистические лица» только из природных объектов. И еще я презентовал игру «Будь богач», которую придумал накануне. Участникам игры предлагалось прослушать специально написанное стихотворение и выбрать понравившуюся «банкноту», вырезанную из белокочанной капусты и носить ее как сувенир в своем портмоне между купюрами.
Гости оценили юмор и взяли себе по «банкноте» на память. Также все желающие могли принять участие в посадке дубравы неподалеку. «Дуб* –* родовое дерево славян – рассказала Уля Кудина, одна из инициаторов посадки дубравы, – прошлой весной мы заложили молодую дубраву и теперь приглашаем горожан приехать: поклониться родной земле, испить воды из источника, посадить свое родовое дерево, поучаствовать в народных праздниках и обрядах».
Дальше был праздничный концерт, на котором представили свою программу* группы «Гутатели» и «Хата». Они исполнили народные обрядовые песни в завораживающей авторской музыкальной интерпретации с использованием необычайных инструментов таках как хэппи-драм, мелодика, губные гармошки, поющие чаши, джамбеи, караталы, металлофон. Экзотические звуки инструментов прекрасно вплетались в старинные славянские мотивы. По традиции праздника «Богач», все желающие могли рассказать о том, чему они научились в этом году. Художница Людмила Ивановна Кононова рассказала о том, как она осваивала искусство народной куклы и делала кукольных персонажей к рождественскому музыкальному спектаклю.
Концерт завершился музыкальной импровизацией с участием Александра Тананы (там-там), Насти Апанович (скрипка) и Гопала (фисгармония). Перед отъездом я задал пару вопросов организатору праздника Алесе Коржовой:
– Как давно вы празднуете праздник осеннего равноденствия?
-Мы уже второй год празднуем Богач. В прошлом году мы зажгли костер, водили хороводы, пели песни, играли музыку, делали пир из плодов осени. Гости делились своими планами и желаниями.* Мы делали обереги из двух колосков и восковой свечи, перевязанных красной нитью, которые должны были приносить удачу. Обереги хранились целый год в червоном куту дома и в трудный момент свеча зажигалась с просьбой к богу о помощи. В этом году праздник Богач получился очень душевным, особенно удался совместный концерт, где участники проявили свои творческие способности. Гости не хотели уезжать.
– Расскажите о своей жизненной философии.
-Я хочу жить в гармонии с природой, с соседями, дышать свежим воздухом, пить чистую воду, кушать натуральные продукты со своего сада и огорода, вместе с дузьями отмечать праздники, потому что они объединяют и дарят позитвный заряд на долгое время, заниматься творчеством и ремеслами – гончарстовом, шитьем одежды, вышиванием, вязанием.
Уезжая автостопом в Вильнюс, я навсегда сохранил в моем сердце воспоминания о днях, проведенных в Воложине.
The post
Тільки зареєстровані користувачі бачать весь контент у цьому розділі
appeared first on
Тільки зареєстровані користувачі бачать весь контент у цьому розділі
.
Тільки зареєстровані користувачі бачать весь контент у цьому розділі