26 июня (2012г.) председатель Луганской облгосадминистрации Владимир Пристюк заявил о том, что в скором будущем флагман городской промышленности – завод «Лугансктепловоз», около ста лет являвшийся главным бюджетообразующим предприятием города, наверняка будет перепрофилирован для выпуска другой продукции.
“Что же касается “Лугансктепловоза”, он оказался в ситуации, когда спасти предприятие может только изменение профиля производства”, — процитировала луганского губернатора пресс-служба ОГА.
Информация о глобальных переменах на крупнейшем в Восточной Европе заводе железнодорожных локомотивов буквально всколыхнула коллектив предприятия и стала шоком для всех горожан. «Луганстепловоз» имеет долгую и славную историю и является, по сути, одним из символов города.
Лугансктепловоз был основан еще в 1896 году. В советское время неоднократно реконструировался и расширялся, превратился в индустриального монстра, настоящую гордость советского тяжпрома. Двадцать лет назад численность работников завода доходила до 38 тысяч человек. Сегодня составляет лишь около 6 тысяч, причем собственники уже заявили о том, что вновь планируют масштабные сокращения, и в следующем году на заводе останется лишь 4 тысячи рабочих. Похоже, многострадальная история некогда мощного завода уверенно близится к печальному финалу.
Последние годы выдались для Лугансктепловоза особенно тяжелыми. Предприятие несколько раз меняло собственника, и в конце концов было продано в 2010 году российскому «Трансмашхолдингу» за ничтожные 50 млн долларов (реальная цена, по оценкам экспертов, составляла несколько миллиардов). Приход инвестора, казалось, должен был положить конец экономическим проблемам на производстве, однако положение на заводе не улучшилось. Не помогла и власть, обещавшая поначалу загрузить производственные мощности завода заказами для «Укрзализныци», но так и не воплотившая свои планы в жизнь. Отечественным локомотивам Борис Колесников (по словам последнего – правительство Ю. Тимошенко) предпочел корейские «Хендаи», и «Луганстепловоз» продолжил свое печальное пике.
Итогом многолетней деградации производства и стало недавнее заявление губернатора Пристюка, по сути означающее фактическую ликвидацию крупнейшего предприятия. К сожалению, губернатор не уточнил, какую продукцию будет выпускать одряхлевший завод после перепрофилирования производства. Впрочем, если исходить из потребностей рынка, чутко реагирующего на реформы украинского правительства, наиболее выгодно будет наладить на «Лугансктепловозе» выпуск тележек-кравчучек, совковых лопат и гробов.
Перед выборами в 2010 году местные регионалы обещали, придя к власти, помочь заводу преодолеть последствия экономического кризиса. Просили поддержать Януковича, гарантировав, что не забудут своих избирателей. И вот теперь, по злой иронии судьбы, предприятие погибает именно тогда, когда у власти находятся «свои» выходцы из восточных областей, регулярно клявшиеся в любви к Донбассу.
Вместо помощи, луганские регионалы не нашли ничего лучше, как «сбагрить» неудобный завод и забыть о нем. «Лугансктепловоз», флагман украинского машиностроения и лицо региона, наскоро и дешево продали российскому олигарху, причем решение о такой продаже пролоббировал не кто иной, как Александр Ефремов – экс-губернатор и нынешний куратор Луганской области в бело-голубой команде. Вместо заказов завод получил шиш, и сегодня первое официальное лицо области, человек Ефремова – Владимир Пристюк, не стесняясь, в открытую говорит о возможной скорой ликвидации производства. Любопытно, что перед каждыми выборами Александр Ефремов традиционно играет на региональном патриотизме луганчан, которых призывает поддерживать «по нутру своих» политиков из Донбасса. Однако же реальные деяния лидера парламентской фракции ПР отнюдь не соответствуют патриотической риторике экс-губернатора, а напротив – достойны самого беспощадного ненавистника и оккупанта.
Работники «Лугансктепловоза», встреченные автором у проходной, по понятным причинам говорить на камеру отказались. Грядущее сокращение штата завода на 25%, само собой, не добавляет им решимости. Однако в неофициальной беседе в выражениях луганчане не стеснялись.
« - Ефремов и его сподвижники – горстка предателей. Никто со времен немецкой оккупации не принес Луганску столько вреда, сколько они. Все скупили, разграбили, уничтожают на корню все, что только можно. Эти пристюки и ефремовы – просто могильщики. Мародеры», - рассказал один из сотрудников завода, пожелавший остаться неизвестным.
« - Наш завод уничтожается планомерно. Все делается абсолютно сознательно. Не верите – гляньте на другие заводы, что с ними стало. Что осталось от Пархоменко, от эмалевого. «Лугансктепловоз» просто больше, поэтому так сразу его было не задавить, так эти давят по-тихому, постепенно. Есть четкий план уничтожения луганской промышленности, чей-то заказ» - прокомментировал ситуацию его коллега Юрий, также попросивший не проводить съемку.
Приведенные выше слова были самым корректным, из того, что мне довелось услышать от рабочих у проходной. В ответ на просьбы прокомментировать ситуацию на заводе, люди либо отмалчивались, либо отвечали нецензурно.
Обвинения в сознательном уничтожении промышленности Луганска звучат гротескно лишь на первый взгляд. Экс-губернатор Ефремов и в самом деле сыграл немаловажную роль в их кончине, и сегодня тому есть масса документальных свидетельств.
Останки промышленности Луганска - в самом деле имеют угнетающее зрелище. Цеха умерших заводов выглядят так, как будто по ним работала артиллерия. Уродливые развалины бросаются в глаза, когда просто едешь мимо в маршрутке или идешь по тротуару пешком. В период губернаторства Ефремова регион пережил катастрофический спад производства и фактически превратился в одну из самых бедных и депрессивных областей Украины. Печально, что вина экс-губернатора в этом не только косвенная, но и прямая – структуры Ефремова целенаправленно банкротили государственные предприятия, ввергая их в долговую кабалу.
В 1998 году ЗАО «Фонд», где Ефремов являлся одним из учредителей, стал монополистом по поставкам газа на предприятия области и продавал топливо на шахты и заводы по цене многократно превышающей рыночную. Предприятия, под давлением админресурса покупавшие газ у Ефремова, накапливали долги и в последствии становились либо собственностью его и его партнеров, либо превращались в руины. Так были закрыты и уничтожены десятки шахт, исчез с лица земли завод «Луганскэмаль», перешедший в собственность ЗАО «Фонд», превращен в развалины коксохимический завод в Стаханове, загнанный в безнадежные долги.