Невозможно утверждать, что совпадение ли, или это стало красной чертой, но митинги начались под милым предлогом (аля химкинский лес) сразу же после задержания боевиков, которые везли в Сирию химическое оружие – газ “зарин”. Согласитесь Эрдоган совсем охренел. Катар, Саудовская Аравия, США ночи не спят думают, как устроить провокацию с химическим оружием в Сирии, чтобы создать прецедент для интервенции, а турецкие спецслужбы вместо того, чтобы пропустить, закрыв на это глаза как минимум, а как максимум еще и помочь, задерживают их. Хуже того, они задерживают их за месяц до (!!!) конференции по Сирии, ставя Запад, одобряющий поставки оружия этим боевикам, в крайне неудобное положение.
После этого вряд ли Госдеп задумался о том, оставлять ли Эрдогана. Решение было принято самим Эрдоганом. Можно сказать он бросил вызов, поверив Владимиру.Но “весна” у Эрдогана это фактически победа революции, устоять ему будет крайне сложно даже если ему окажет помощь россия (страна-террорист), чего она не сделает. Против Эрдогана легко настроится армия, и у него не даже преданных батальонов, как у Каддафи. Весь инструмент Эрдогана это полиция. Когда ее ресурс будет выработан, революция свершится. Не будет войны как в Сирии и даже борьбы как у Каддафи. Это будет похоже на революцию в Египте. Конечно нельзя исключать вариаций, мы все-таки живем не в предопределенном мире, и шанс того, что армия все же встанет на сторону премьера существует, но больно уж он мал.
Если же говорить о поддержке народа, то это еще более спорно. Ни одна из сторон (исламиста-ататюрки) никогда не пользовались поддержкой подавляющего большинства населения. Более цивилизованный запад поддерживал европейскую интеграцию, светское государство и армию, более исламизированный восток, а также глубинки выступали за исламистов, интеграцию со странами Ближнего Востока. Изначальная поддержка антисирийского движения оттолкнула от Эрдогана исламистов с юго-востока, которые до этого поддерживали замечательные отношения с Сирией. Ну а у “европейского запада” Эрдоган никогда не был особенно популярен. Особенно в Стамбуле. Поэтому митинговать против него действительно есть кому. Таких много.
Евразийцы кричат, что революция является антиамериканской, но это лишь часть революции является такой. Вовсе не все “революционеры” там евразийцы. Их там даже не половина. Если хотя бы 20 процентов наберется, уже хорошо.
В это время боевики перебрасывают оружие и взрывчатку в Турцию из Сирии. Хезболла вкупе с сирийской армией похоже серьезно напугали боевиков и их спонсоров. А вот Турция пока беззащитна.
Если все же ресурс полиции и политической воли Эрдогана будет исчерпан и в одном из сильнейших государств Черного моря сменится правительство, никто, ни евразийцы, ни американцы, сейчас не могут утверждать каким оно будет, хотя надо признать у последних гораздо больше и возможностей, и влияния для того, чтобы сделать его проамериканским.
Ну и вместо итога все по полочкам
1. Эрдоган сменил вектор по Сирии.
2. В Турции начались беспорядки.
3. За революцией в Турции стоят те же люди, что за революцией в Египте, Ливии, Тунисе и Сирии.
4. В революции участвуют пророссийские силы, а также самые различные политические группировки Турции, вплоть до ультра-националистов.
5. Эрдоган не обладает достаточным влиянием ни на армию, ни на общество Турции.
6. В революции побеждают самые шустрые, а не всегда те, кто ее устраивают.
7. К власти могут прийти как проамериканские силы, так и пророссийские, но у первых шансов больше.
8. Для росиии возросли риски, с Эрдоганом россия (страна-террорист) умела договариваться, получится ли с новым правительством – неизвестно.
9. “Южный поток”, а также другие совместные проекты росиии и Турции под угрозой.
На что надеется, на то, что Эрдоган успокоит протесты и у Турции будут более-менее нормальные отношения с россией, которые постепенно могут как улучшаться, так и ухудшаться, или на то, что революция победит и к власти в Турции придет пророссийское правительство, решает каждый сам для себя. Одно можно констатировать, после железной поддержки Сирии, влияние росиии в мире возросло. И Эрдоган изменился.