О "БОЕВОМ ГОПАКЕ". На бузовском форуме один компетентный товарищ выложил гипотезу возникновения этого чуда.
Я тут намедни с Олом беседовал (оказывается, мы старые знакомцы ), так что по отношению к нему повторюсь: гопак действительно и выдумка, и новодел! НО... смотря что мы под этим понимаем
Слово "гопак" очень древнее, действительно уходит корнем своим в индоевропейские времена. "Гопи" - пастух, Кришна, их покровитель, - "Гопала". Спасибо за еще одно значение "гопак" как "защита" - тогда "гопи" не просто пастухи, а именно защитники стад от врагов. Сильно!
А вот танец "гопак" в таком виде, как мы его представляем, не существовал вплоть до 1-й трети 20 в. Что было до этого? А были те самые народные "гопки" ("скакати догори гопки", "в гопки піти", "танцювати гопки". А слово "гопак" в применении к этим гопкам употреблялось как синоним только в некоторых регионах, в частности на Полтавщине. Что из себя представляли гопки? А спросите в селах - вам тут же и продемонстрируют, даже сейчас, в начале 3-го тысячелетия Начнут топать ногами, кричать "гей", "ух" или "(г)оп", потом пойдут в присед, иногда подпрыгивать. Особенно хорошо это получается, когда войдешь в раж (для этого некоторые принимают на грудь - так, чтобы кровь разогналась). На любой свадьбе или более-менее массовой гулянке до сих пор танцуют эти самые "гопочки" - да так, что аж земля ходором ходит! Вот это и есть тот самый настоящий народный гопак-гопки! Раньше, правда, и коленца в нем более мудреные были - сейчас подзабыли.
А вот ИСКУССТВЕННО выделить прыжки из этих "гопок" в отдельный танец сумели украинские хореографы - вот их фамилии: Репин (постановка "Полтавский гопак", Свирский (постановки "Гопак", "Ползунец", "Метелица" и уже во 2-й пол.20 в. - Ким Василенко. Они же и название "гопак"закрепили как раз за этой хореографической обработкой народного танца. Это Свирский искусственно разделил дикие гопки на "гопак" (прыжки вверх) и "ползунец" (танец в присядках). Кстати, Василенко отмечает, что до него в народе употреблялось названий коленцев и фигур в гопках что-то около полусотни. А сейчас терминов в украинской хореографии около тысячи! И вся эта терминология придумана как раз уже хореографами! Например, придуманы танцорами названия для такого элемента как "тынки" - у В.Пилата они являются чуть ли не базовыми и означают ударами ногами. По таким вот чертам видно, с каким материалом работал Владимир Пилат - а работал он не с народными танцами, а как раз с СОВРЕМЕННОЙ СЦЕНИЧЕСКОЙ ХОРЕОГРАФИЕЙ! Т.е. из искусственных танцев искусственно же создал искусственный "боевой гопак"!
Поэтому запорожцы не могли владеть "боевым гопаком", потому как в те времена и сценического-то гопака просто не существовало!
А что было? Можно привести кучу источников, но если коротко резюмировать, то эти "гопки" есть вариация того самого танца "трепак"-"дропак", родственного и русской плясовой, и "лявонихе". В зависимости от уровня, где танцуют, вычленяют (в народе, опять же) собственно "трепак" - "треплют ногами"; "тропак" (дропак) - от "тропать", т.е. топать ногами (топотуха, "дам лыха закаблукам, закаблукам лыха дам!" - степ, чечётка); "гопки" - присядки и прыжки ("ой гоп, пидскочыла, аж обсцасына видскочыла" ); "гоцки", "гоцак" - т.е. прыжки вверх. Ну и сами названия некоторіх коленец, что само по себе тема отдельная
Так что нужно всегда подразделять, что именно под словом гопак мы понимаем - сценический танец или же традиционный. Вот традиция того самого, народного гопака, и присутствует в "спас-гопаке", но уж никак не в "боевом гопаке"
Тільки зареєстровані користувачі бачать весь контент у цьому розділі