Перевод конференции
Маск: Половина миссий должны будут приземляться на баржу на воде, это все миссии на ГПО/ГСО или за пределы земной орбиты.
Вопрос: Будет ли эта первая ступень первой которую запустят в космос повторно?
Маск: Это вероятно, ступень вернут на берег, надеемся оставить ее на мысе Канаверал, а не везти на базу в Техас. План совершить десять пробных пусков двигателей на земле и если результаты будут хорошими надеемся повторно использовать ее для миссии в мае или июне, скорее в июне.
Вопрос: Т.е. вы планируете перезапустить ее через пару месяцев?
Маск: Да, но в будущем надеемся делать это через пару недель.
Вопрос: Это будет тестовый полет или вы планируете использовать ее для коммерческой миссии заказчика? Каковы ваши эмоции от успешного приземления?
Маск: Вчера мы говорили о шансах успешного приземления и консенсус был 2 к 1, т.е. мы думали, что более вероятно приземление будет успешным, мы устранили все причины предыдущих неудач и мы были уверены если приземление не удастся это будет по новой причине. Приземление на воду крайне тяжело, т.к. цель маленькая и постоянно двигается, думайте об этом как о посадке на авианосец по сравнению с аэродромом.
Вопрос: Итак вы думаете повторный пуск будет для коммерческого заказчика?
Маск: Да, мы думаем это будет коммерческий пуск, но мы еще обсуждаем.
Вопрос: Что это событие значит для будущего космонавтики и SpaceX?
Маск: Я думаю это следующий шаг на пути к звездам. Нам еще потребуется пара лет чтобы сделать процесс возврата ступени быстрым и эффективным, но мы доказали что это может работать. Возможно в будущем будут неудачи, но я уверен мы отточим процес и это превратится в рутину, где все что вам нужно сделать это почистить и заправить рактеу.
Вопрос: Какова была скорость и высота тупени когда начался процесс возврата?
Маск: Я не уверен. Для миссии на НОО это обычно сотня–другая километров высоты и скорость также ниже чем в предыдущей миссии (на ГПО). На самом деле для этой миссии мы могли бы приземлить ступень на землю, но этом не дало бы нам такой пользы (с точки зрения отработки процесса), маленькая польза от возврата на землю, большая польза от возврата на корабль.
Вопрос: Видно было что баржу качает на волнах. Каков максимальный угол наклонения при котором ракета может успешно приземлится? Можете расказать про то как вы планируете ускорить темп запусков?
Маск: Ну во–первых это корабль, а не баржа. В текущем приземлении отклонение было около 2–3 градусов, не так уж плохо. Максимум? Возможно мы легко могли бы его удвоить, возможно утроить, т.е 8–9 градусов, но это предел. Также не забывайте что баржа перемещается вверх–вниз, много факторов, это нелегко, как и посадка на авианосец. К 3–4му кварталу мы планируем делать пуски каждые 2–3 недели.
Вопрос: Пара уточнений. Вы уже говорили про закрепелние ракеты на барже болтами и колодками...
Маск: Да мы привариваем ракету, чтобы она не перевернулась, существует вероятность достаточно сильного ветра. Как только ракета успешно приземлилась, команда высаживается на баржу устанавливает стальные колодки на посадочные опоры и приваривает их к палубе.
Вопрос: Могли бы вы подробнее рассказать о процессе с того момента как ракета приземлилась и как она попадает в порт и т.д.?
Маск: Да, как собака которая села на автобус... Что делать дальше? Мы доставляем ракету в порт, затем устанавливаем крепление на место стыковки второй ступени где располагается механизм разделения ступеней, поднимаем краном и ставим на специальный помост на земле который соединяется с креплениями удержания ракеты на пусковом столе, теперь мы можем сложить посадочные опоры. Кран кладет ракету горизонтально и мы доставляем ее к месту пуска 39А, где мы проведем 10 тестовых пусков двигателей на земле у удостоверимся что ракета готова к повторному пуску.
Вопрос: Могли бы вы подробнее рассказать о вашем подходе когда вы включаете тесты приземления в реальные мисси по доставке грузов и спутников на орбиту, а не делаете отдельные тесты без полезной гнагрузки?
Маск: Я не могу не повторить насколько важна горизонтальная скорость ракеты при совершении попытки посадки, по сути вы не можете сделать корректный тест фактически не выводя ракету на орбиту земли. Теоретически мы могли бы установить болванку 120 тонн на первую ступень, но в этом нет никакого смысла, почему бы тогда не отправить полезный груз на орбиту.
Вопрос: Когда следующая посадка на землю?
Маск: Примерно через 3 месяца, третья миссия по счету от этого момента. Следующие 2 миссии — высокоскоростные пуски на ГПО это будут довольное тяжелые приземления на корабле.
Вопрос: Сколько раз вы сможете повторно использовать одну и ту же ступень?
Маск: Зависит от компонентов, некоторые части ракеты могут использоваться до 1000 раз, почти все компоненты ракеты должны выдержать 10–20 пусков, с некоторыми переделками вы можете дойти до 100 пусков.
Другие интересные моменты: Планируют пробовать возвращать композитный корпус (fairing) защищающий полезную нагрузку при пуске, т.к. его стоимость несколько миллионов долларов. Пилотируемый полет запланирован к концу 2017 года. Планы на Марс: сейчас не время для полного отчета, ждите речь Маска в сентябре этого года в Мексике на Международном Астрономическом Конгрессе — будет интересно.
(c)
⚠ Тільки зареєстровані користувачі бачать весь контент та не бачать рекламу.