Была проведена попытка небольшой разведки местности, в ходе которой сама разведка была уничтожена в районе городка Хаджин (практически рядом с месторождением Конико) ударом авиации коалиции, в сообщениях фигурировала фамилия полковника Сакара Аль-Ахмада. Полковник - ветеран обороны Дейр-эз-Зора, находился в городе с начала осады, местность знал отлично, что и стало поводом поручить ему разведывательную миссию. Авиаудар свидетельствовал о том, что коалиция и курды предельно внимательно следят за всеми передвижениями "партнеров" в районе плацдарма и будут жестко реагировать на любые "неконвенциональные" действия.
Тем не менее, решение уже было принято, операция началась в ночь с 7 на 8 февраля. Целью операции было взятие под контроль промышленной площадки и перерабатывающего терминала месторождения Конико. Судя по имеющейся информации, в ночь на 8 февраля выдвижение шло двумя колоннами. Первая колонна, подойдя к линии соприкосновения, вступила в контакт с курдами (среди которых по всей видимости, находились американские советники и специалисты), успела развернуться и начала артиллерийский обстрел позиций курдов из танков. Ориентировочно столкновение началось в 22 часа по местному времени. Приблизительно в этот момент начала выдвижение с плацдарма и вторая колонна.
Американцы в ответ на обстрел вызвали авиаподдержку, успев связаться с российским командованием. Наши военные сообщили им, что в районе нет российских военных, кто с кем воюет, они не в курсе. Авиация получила "добро" на работу по всем целям за пределами плацдарма. В итоге удары были нанесены как по спешившейся передовой группе, так и по колонне на марше. Отсюда и разнобой в информации. Передовая группа оказалась даже в относительно более лучшем положении, так как после уничтожения бронетехники коалиция перешла к работе по колонне, что дало возможность людям на передовой рассредоточиться и выйти из-под обстрела. Колонне повезло меньше, так как удары она приняла на марше, а потому и жертв было гораздо больше.
Спекулировать на числе жертв нет никакого смысла, но если вспомнить ситуацию мая 14 года, когда "дружеским" огнем были практически полностью истреблены два Камаза ополченцев и как раз на марше, то можно себе представить потери от гораздо более концентрированного огня авиации по гораздо большей колонне и тоже на подходах и на ходу.
Огонь был прекращен после звонка российских военных, связавшихся с коалицией примерно через два часа и попросивших прекратить боевые действия на предмет выяснения ситуации и вывоза тел убитых и раненых. Правда, столкновения продолжались и после - но уже в виде стычек курдов и пробивавшихся назад частников и приданных им про-асадовских наемников (то ли Фатимиюн, то ли собственно сирийцев). Окончательно бой прекратился примерно в 4 утра 8 февраля.
Однако ситуация не ограничилась показательным избиением 7-8 февраля. Курды практически сразу предприняли свое наступление на плацдарм, причем авиация коалиции продолжает оказывать им помощь. Целью теперь уже курдского наступления, без сомнения, является ликвидация плацдарма на левом берегу и уничтожение любых переправ с правого берега. Пока бои идут с относительно невысокой интенсивностью, но это, скорее, демонстрация перед последующим ультиматумом выйти с левого берега. Когда предъявят ультиматум - сказать сложно. Нам об этом, понятно, не скажет никто, будем снова восстанавливать по последствиям.