Матти Хуухтанен, Ассошиетед Пресс
Хельсинки — Титаны хай-тека — Майкрософт и Нокия объединились для совместного производства смартфонов, которые могли бы на равных конкурировать, например с продукцией Эппл и Гугл и таким образом ухватить свою удачу на рынке, который ими стремительно теряется.
Нокия, крупнейший мировой производитель мобильных телефонов, в пятницу обнародовала планы перейти на операционную систему для смартфонов компании Майкрософт и использовать ее, как основную платформу, планируя отвоевать долю рынка смартфонов и планшетов у Эппловского IOS и Гугловского Android.
Это решение ознаменовало значительную смену стратегии Нокии, которая раньше использовала в своих устройствах собственное программное обеспечение. Аналитики сходятся во мнении, что от соглашения больше выиграла Майкрософт, чем Нокия, положение которой Стивен Элоп, CEO, неофициально описал, как горящую нефтяную платформу, на которой "уже был еще один взрыв... подпитавший пылающий огонь, окруживший ее кольцом".
Представители Нокии заявили, что партнерство должно "создать экосистему, способную стать всеобъемлющей и глобальной".
Акции Нокии сразу возросли в цене на 9% (7.43 евро или $10.11) в полдень на хельсинской бирже.
Элоп, канадец по происхождению, перешел в Нокию с руководящего поста в Майкософт в прошлом году. Это первый руководитель Нокии, родом не из Финляндии и в настоящее время его задача — исправить ситуацию с потерями доли рынка компании в пользу североамериканских и азиатских конкурентов.
"Нокия в настоящее время находится в критическом положении, когда существенные изменения совершенно необходимы и жизненно важны, чтобы двигаться вперед", — сказал Элоп. Также он добавил, что компания стремится "вернуть лидерство на рынке смартфонов, усилить нашу платформу для мобильных устройств и оправдать инвестиции в ближайшем бущущем".
Позже, беседуя с аналитиками в Лондоне, он отказался назвать точные сроки представления Нокией нового смартфона, работающего под управлением Windows Phone. Вместе с тем, он сказал, что Нокия не собирается хоронить и их собственную операционную систему Симбиан или платформу Meego, находящуюся в стадии разработки.
Симбиан уже используется в 200 миллионах телефонов и согласно прогнозам аналитиков, к ним присоединятся еще 150 миллионов, добавил Элоп.
По результатам исследования компании Canalys, Андроид обогнал Симбиан и завоевал первое место, как платформа для смартфонов в четвертом квартале прошлого года.
CEO Майкрософт Стив Балмер заявил, что партнерство привнесет в команду "больше инноваций, больший охват рынка и масштабность".
"Мы должны, и мы будем более тесно сотрудничать в проектировании ... чтобы подготовить и совершить в ближайшем будущем революцию в области мобильных телефонов", — добавил он.
Главная задача — создать устройство такого уровня, который помог бы Windows Phone наравне конкурировать с IOS или Android.
Windows Phone 7, выпущенная в прошлом году, нуждается в популяризации среди пользователей и наработки базы программ (apps).
Нокия отметила, что их опыт в создании нового программного обеспечения с Майкрософт будет концентрироваться на работе с изображениями, в чем Нокия держит лидерство на рынке. Навигационные возможности нового смартфона станут изюминкой, также, как и поисковая машина Bing Майкрософта.
Нейл Маустон из лондонской Strategy Analytics отметил, что Майкрософт больше выигрывает от партнерства, объединившись с мировым лидером по производству мобильных устройств.
"В смысле охвата рынка, это — огромная победа Майкрософт", добавил он.
Для Нокии соглашение оставляет неясным будущее их платформы Симбиан. Мустон сказал, что он полагает, что в течение двух лет, она исчезнет и будет "полностью или по крайней мере почти заменена Windows Phone".
Оставаясь мировым лидером на рынке мобильных устройств, доля рынка Нокии снизилась с 41% в 2008 году до 31% в последнем квартале 2010.
Также она потеряла лидирующие позиции в области перспективных разработок, проиграв в жесткой конкуренции в нише дорогих устройств, практически исчезнув — с 3% долей — с крупнейшего мирового рынка смартфонов — рынка Северной Америки.
Эппловский iPhone стал стандартом для современного смартфона, а BlackBerry от Research In Motion — стандартом в корпоративном секторе. Недавно Гугловский Android стал полноценным вариантом для тех производителей устройств, которые хотели бы посоревноваться с iPhone.
"Сегодняшние разработчики, операторы и пользователи хотят устройство, привлекательное не только само по себе, но также имеющее богатый набор программ, сервисов и поддержку", — сказал Элоп.
Также он упомянул необходимость реструктуризации и увольнений, на которые Нокия вынуждена пойти, "чтобы сделать компанию более мобильной, чувствительной к нуждам рынка ... что потребует значительных изменений в методах работы." Однако в детали он не стал вдаваться.
Компания заявила, что представит новое руководство и организационную структуру, "направленную на быстроту, результативность и ответственность".
По словам Нокии, сегодня их продукцией пользуется 1.3 миллиарда пользователей и надеется, что широкое стратегическое партнерство с Майкрософт позволит привлечь еще один миллиард пользоватлей, привлекая их доступом в Интернет в растущих секторах рынка.
Юрки Али-Иркко из Исследовательского института Финской Экономики, характеризовал кооперацию Нокии с Майкрософтом неожиданной.
"Сила Майкрософта в сильной позиции в корпоративной сфере и области серверных решений, однако есть и слабость — похоже, пока Майкрософт не создала серьезную, ориентированную на конечных пользователей группу разработчиков, подобной той, что сформировалась вокруг Андроида или Эппл", — отметил Али-Иркко.
PS Посмотрим, поможет ли союз этой сладкой парочке или потянет их на дно еще быстрее.