Про банную культуру Средневековой Европы
Европеец, житель крупного города в средние века мог воспользоваться услугами общественных бань, на которые выделялись средства городской казны.
Художник Мемо ди Филипуччо на фреске «Супружеская ванна» (1320 год) изобразил мужчину и женщину в деревянной кадушке. Судя по обстановке в помещении с драпировками, это не простые горожане.
«Валенсийский кодекс» XIII века предписывает хождение в баню раздельно, по дням, для мужчин и женщин, выделяя ещё субботу для евреев. В документе установлена максимальная плата за посещение, оговорено, что со слуг она не взимается. Обратим внимание: со слуг. Значит, определённый сословный или имущественный ценз уже существует.
Что касается водопровода, то российский журналист Гиляровский описывает московских водовозов уже в конце XIX – начале ХХ века, черпающих воду в свои бочки из «фантала» (фонтана) на Театральной площади, чтобы доставить её в дома. И такая же картина наблюдалась и раньше во многих европейских городах. Проблема вторая – стоки. Вывоз огромного количества отработанной воды из бань требовал определённых усилий или вложений. Поэтому общественная баня была удовольствием не на каждый день. Но люди мылись, говорить о «немытой Европе», в отличие от «чистой» Руси, конечно же, нет оснований. Русский крестьянин топил баню раз в неделю, а характер застройки русских городов позволял иметь баньку прямо во дворе.
На великолепной гравюре Альбрехта Дюрера «Мужская баня» изображена компания мужчин с пивом у открытого бассейна под деревянным навесом, а на гравюре «Женская баня» - моющиеся женщины. Обе гравюры относятся к тому самому времени, в которое по заверениям некоторых наших сограждан «Европа не мылась».
На картине Ганса Бока (1587 год) изображены общественные бани на территории Швейцарии – множество людей, причём, и мужчин, и женщин, проводят время в огороженном бассейне, посреди которого плавает большой деревянный стол с напитками. Судя по фону картины, бассейн открытый… Позади – местность. Можно предположить, что здесь изображена баня, получающая воду с гор, возможно, с горячих источников.
Не менее интересно историческое сооружение «Баньо Виньоле» в Тоскане (Италия) – там по сию пору можно купаться в горячей, насыщенной сероводородом воде естественного нагрева.
Баня в замке и дворце – огромная роскошь
Аристократ мог позволить себе собственную мыльню, подобно Карлу Смелому, который возил за собой ванну из серебра. Именно из серебра, так как считалось, что этот металл обеззараживает воду. В замке средневекового аристократа мыльня была, но далеко не общедоступная, кроме того, дорогая в использовании.
Появление мыла, похожего на современное – спорный вопрос, но существует свидетельство о Крескансе Давине Сабонериусе, который в 1371-м году начал производство этого продукта на основе оливкового масла. Впоследствии, мыло было доступно состоятельным людям, а простолюдины обходились уксусом и золой.
На банную культуру повлияла эпидемия чумы. В результате число общественных бань существенно сократилось. Но люди не перестали мыться - уже в своих домах, дав начало уже не банной, а ВАННОЙ культуре. И в периоды кульминации эпидемий народ переходил на обтирания тела антисептиками. Например - уксусом или отварами трав.