Организация общества на основе неравенства полов
Исламские священнослужители, правящие Ираном, утверждают, что Иран представляет собой базовую модель исламского общества и государства. Эта модель может быть охарактеризована двумя основными чертами: 1) управление на основе репрессий и насилия; 2) общество, основанное на неравенстве пола, религии, подкрепляемое расширяющимся социальным разрывом.
Уголовная система в таком обществе является одним из основных инструментов администрирования. В этой статье мы ограничимся четырьмя аспектами Исламского Уголовного Кодекса, известными как:
___
Настоящая статья рассматривает следующие основные вопросы:
Теоретическая основа Исламского Уголовного Кодекса, как социальная модель, основанная на половом неравенстве, главными элементами которой являются:
убеждение, что женщины являются менее полноценными людьми, чем мужчины;
вера в социально-семейный порядок, при котором мужчины выступают опекунами женщин, а женщины подчиняются мужчинам;
вера в неравное распределение прав и наказаний между женщинами и мужчинами.
Исламский Уголовный Кодекс основан на насилии в самой примитивной форме, он не только санкцианирует государственное насилие, но и поощряет насилие мужчин по отношению к женщинам как в семье, так и в обществе.
Исламский Уголовный Кодекс породил огромную несправедливость по отношению к иранским женщинам, женщины в ответ выступают против режима всеми возможными способами, и одержали несколько побед. Не будет преувеличением сказать, что иранские женщины нанесли наибольшее поражение религиозному режиму в области «общественной нравственности и целомудрия», и его символа — исламской хиджаба. Своим сопротивлением женщины, по сути, сделали невозможным полное исполнение исламского закона.
Каковы эти исламские законы, которые юридически оправдывают половой апартеид, из-за которых женщины не только превратились в граждан второго сорта, эдаких «полу-людей», но, порой, само их существование игнорируется? Кто-то сказал, что иранские женщины сумели добиться равенства с мужчинами лишь в области наказаний, как то: быть высланными из страны, быть заключенными в тюрьму, подвергаться пыткам и быть убитыми.[1] В действительности, в Исламском Уголовном Кодексе женщина имеет менее завидное по сравнению с мужчиной положение, на женщину возлагается большая ответственность, и ей выносят более тяжелые наказания.
Наказания
Статья 49 освобождает от наказания детей. Приложение 1 к этой статье определяет ребенка, как субъекта, не достигшего половой зрелости. Однако, согласно гражданскому праву Ирана, половая зрелость у мальчиков наступает в 15 лет, а у девочек в 9 лет (статья 1210, приложение 1). Девочки становятся уголовно наказуемыми на шесть лет раньше мальчиков. Это особенно бросается в глаза, поскольку в правах наследования, опеки над детьми, брака, развода, собственности, свидетельства в суде и т. д., исламский закон относится к женщине как к менее дееспособному субъекту, нуждающемуся в опеке со стороны мужчины. Но когда дело доходит до наказания, тогда исламский закон относится к женщине как к более дееспособному, чем мужчина, субъекту, и налагает на женщин более тяжелые наказания. Согласно исламскому закону, у женщины меньше прав, чем у мужчины, но она подвергается большим, чем мужчина, наказаниям.
Представьте ситуацию, когда в краже обвиняется мальчик 14 лет и девочка 9 лет. По исламскому закону девочке отрубят четыре пальца правой руки за первое преступление (статья 201), за повторное преступление ей отрубят левую ногу, а за третье и четвертое преступление её посадят в тюрьму. Мальчик будет освобожден без наказания.
Вторая книга Исламского Уголовного Кодекса посвящена «Ходуд» — наказаниям, степень которых определяется по шариату (статья 13). Статья 134 этой книги гласит: «Если две обнаженные женщины обнаружены под одним покрывалом без уважительной причины, то они будут наказаны не менее, чем 100 ударами плетью. Если они повторят этот акт, то каждая из них получит по 100 ударов плетью». Не существует эквивалента этого закона для мужчин.
«Казф» означает обвинение некоего субъекта в супружеской измене или содомии. Обычное наказание за «казф» составляет 80 ударов плетью (статья 139), если обвиняемый — отец или дед по отцовской линии, то он получит меньшее наказание (статья 149), мать, однако, не имеет такой привилегии.
Половой апартеид лежит и в основе наказаний за преступления категории «Кесас». Кесас — наказание по принципу возмездия, при котором его мера адекватна степени преступления («око за око»).
Статья 209 гласит, что если мужчина намеренно убил женщину, то, прежде чем он получит наказание категории Кесас, семья женщины должна выплатить убийце половину размера компенсации за ******** («Диа» — денежный штраф). Таким образом, жизнь женщины оценивается вдвое меньше, чем жизнь мужчины, и наказание мужчине за ******** женщины не такое же, как для женщины за ******** мужчины, если только семья убитой женщины не заплатит убийце половину компенсации. То есть, мужчина еще и получает подарок за совершенное преступление.
Четвертая книга Исламского Уголовного Кодекса посвящена «Диа» — штрафам и компенсациям, она также сильно заражена половым апартеидом. Отношение «два к одному» применительно к мужчине и женщине пронизывает расчеты всех компенсаций.[2] Порой, стоимость женщины опускается даже ниже половины.
Еще один пример неравенства связан с убийством ребенка. Если убийцей ребенка является отец или дед по отцовской линии, то наказание категории Кесас («око за око») к нему не применяется, они лишь должны выплатить компенсацию наследникам умершего (категория Таазир). Аналогичное преступление со стороны матери рассматривается как обычное ********, и карается наказанием категории Кесас (статья 202). Таким образом, исламский закон отдает право собственности на жизнь детей и внуков отцовской линии, но не материнской.
Половое неравенство начинается уже в утробе матери. Статья 487, посвященная штрафам за аборты, гласит, что после того, как душа вселяется в плод, полный штраф выплачивается за аборт мальчика, половина штрафа — за аборт девочки, и три четверти — если половую принадлежность плода невозможно определить. Так как душа, по-видимому, вселяется в плод на втором месяце, то уже с этого возраста исламское право начинает половую дискриминацию человека, то есть, за семь месяцев до его рождения.
Пятая книга Исламского Уголовного Кодекса посвящена Таазират и профилактическим наказаниям. Статья 16 определяет Таазират как «наказание, мера которого не может быть определена на основе шариата и приговор выносит сам судья, а наказание предусматривает такие меры, как лишение свободы, штраф и розги.» Профилактические наказания указаны в статье 17, они «определяются правительством для поддержания общественного порядка и соблюдения государственных норм и правил. К этим наказаниям относятся: лишение свободы, денежные штрафы, закрытие места работы, конфискация лицензий, лишение социальных прав, ограничение места проживания и т.д.»
В главе 17 законов Таазират, посвященной преступлениям против личности и детей, говорится: «Если мужчина обнаружит свою жену во время прелюбодеяния с другим мужчиной, и если он знает, что это происходит с согласия женщины, то в такой ситуации он имеет право ***** их обоих. Если это происходит без согласия женщины, то он имеет право ***** только мужчину. Позволяется также избиение и нанесение травм.» (статья 630). Этот закон не только разрешает ******** прелюбодейки, но и поощряет его. Однако не существует аналогичного права для женщины.
Статья 638 посвящена преступлениям против «скромности и общественной морали». В дополнении к статье говорится, что «женщины, которые появляются в обществе без покрытия, в соответсвии с нормами шариата, могут быть наказаны лишением свободы на срок от 10 дней до 2 месяцев, или денежным штрафом в размере от 50000 до 500000 риалов». Важно отметить, что до 1997 года наказание за недостаточное внимание к дресс-коду составляло 74 удара плетью. Благодаря давлению со стороны женщин это наказание было облегчено.
Неравенства полов не ограничивается исламским уголовным законодательством, аналогичная дискриминация имеет место и в законах Исламских Революционных Трибуналов.[3]
Женщина и исламский судебный процесс
Положение женщины в качестве свидетеля на суде представляет еще один вид дискриминации. Статья 74 говорит, что для доказательства супружеской измены, которая наказывается поркой или забиванием камнями до смерти, «необходимо свидетельство четырех мужчин, или трех мужчин и двух женщин». Статья 75 дополняет: если прелюбодеяние заслуживает только порки, тогда «необходимо свидетельство двух мужчин, или четырех женщин». Эти статьи рассматривают женщину как к полу-человека.
Для доказательства других преступлений, таких как гомосексуализм, сводничество в целях прелюбодеяния или гомосексуализма, употребление алкоголя, лесбиянства, борьба против исламского режима и коррупции [4] — необходимы свидетельские показания только мужчин. Свидетельства женщин, даже если они и подтверждается свидетельствами мужчин, в расчет не принимаются. Разное отношение к свидетельским показаниям мужчин и женщин в суде является исламским нововведением, которого не было в дореволюционных законах.
Закон идет еще дальше, он может покарать женщину лишь за дачу свидетельства. Статья 79 говорит, что «свидетельство одной или нескольких женщин не доказывает прелюбодеяние. Более того, подобное свидетельство наказывается штрафом если ведет к казни». Представим себе ситуацию, когда вооруженные люди напали на группу женщин, чтобы ограбить и изнасиловать их. Женщины, которые стали свидетелями или жертвами этого преступления не только не имеют права свидетельствовать в суде, но будут наказаны 80-ю ударами плетью если посмеют дать показания.
Еще один способ доказать преступление — дать клятву. Здесь женщины также проигрывают. Статья 248 гласит, что умышленное ******** подтверждается «50-ю клятвами (на Коране). Тот, кто дает клятву, должен быть родственником убитого и быть мужского пола.» Если у убитого нет родственника-мужчины, то тогда могут быть приняты свидетельства женщины, которая поклянется на Коране 50 раз.
Даже профессиональные знания и опыт женщин оцениваются в половину по сравнению с мужчинами. Статья 495 говорит, что «в случае разногласий между подсудимым и потерпевшим по поводу компенсации за потерю зрения, необходимость выплаты компенсации может быть доказана свидетельством двух окулистов-мужчин, или одного окулиста-мужчины и двух окулистов-женщин». Если нет ни одного окулиста-мужчины, то окулисты-женщины свидетельствовать не могут. Здесь мы видим не просто проблему неравных прав, здесь, даже, профессиональные знания людей разных полов оцениваются по-разному. После исламской революции женщины — специалисты в области права были полностью удалены из правовой системы. Отсутствие женщин в гражданских и уголовных судах означает, что женоненавистничество последовательно претворяется в жизнь, и, порой, усугубляется мужчинами — адвокатами и судьями, большинство из которых являются священниками.
Исламское право способствовало развитию культуры насилия в отношении женщин, особенно внутри семьи, и вылилось в насилие по отношению к детям.[5] Тот факт, что мужчины получают мягкие наказания за насилие по отношению к женщинам, несомненно, способствует росту насилия. Женщин безнаказанно убивают даже за подозрение в прелюбодеянии. Забивание камнями до смерти за супружескую неверность, хотя, теоретически, применимо для обоих полов, на практике применяется, в основном, для женщин.
Наши газеты полны сообщений об убийствах жен, сестер и дочерей. Наши семьи превратились в институт насилия. Последствия этих законов выражаются в постоянной деградации положения женщины в семье и в обществе. Возможно, рост числа самоубийств женщин является своеобразным выходом из состояния отчаяния. Многие врачи-психиатры в Иране высказались по этому поводу.[6]
Сопротивление
Следует отметить, что общественное мнение не приняло исламские законы пассивно. Даже суды не выполняют их в полном объеме. После 20 лет пребывания у власти, в течении которых одним отрубали конечности, а других забивали камнями, исламские клерикалы стараются проявлять меньше усердия. Они боятся общественного недовольства. Люди стали выходить на демонстрации (как например в Санандай), протестуя против практики забивания камнями.
В этом сопротивлении женщины в первых рядах. Большинство религиозных женщин, даже те, которые поддерживают правительство, в этом противостоянии находятся рядом со светскими женщинами. В течение 20 лет женщины пытались нарушать правила, касающиеся одежды (хиджаба). Отчеты говорят, что только в 1993 году более 100000 женщин были арестованы и наказаны за нарушение законов хиджаба. Женщины скорее готовы принять наказание, которое до 1997 года составляло 74 удара плетью, чем позволить исламским клерикалам отбросить общество назад, во времена мракобесия и женоненавистничества.
Массовое присутствие женщин на выборах президента в мае 1997 года, а затем на выборах в муниципальные советы усилило оппозицию режиму. Настойчивость женщин привлекла на их сторону как светских, так и религиозных людей и даже некоторых священнослужителей.
Увы, есть женщины, в том числе и в меджлис (парламенте), которые поддерживают анти-женские законы. В прошлом году два таких закона были приняты меджлис. Первый закон запрещает использование женского вопроса в газетах, в качестве «инструмента», обостряющего конфликт между полами. Этот закон направлен на запрет освещения в прессе проблем женщин. Другой закон устанавливает полное половое разделение в области здравоохранения. Этот закон, в условиях страны, в которой мало врачей-женщин, нанесет неизбежный вред здоровью женщин.
Уступки, сомнения и трюки
Под давлением снизу правящий режим вынужден был пойти на ограниченные уступки. В Исламском Уголовном Кодексе были сделаны некоторые изменения. Например, с 1997 года наказание за недостаточный хиджаб было изменено с 74 ударов плетью на краткий срок лишения свободы или штраф. Были смягчены законы Таазират с целью приблизить их к правовым системам, практикуемым за пределами Ирана. Были изменены законы в семейном праве и опеке над детьми, были отменены некоторые поправки, внесенные после исламской революции, и восстановлены некоторые реформы шахского периода.
Исламский Уголовный Кодекс противоречит Международной Декларации по Ликвидации Дискриминации Женщин и Международной Декларации Прав Человека. Он также вызвал протесты исламских юристов — как шиитов, так и суннитов.
По этой причине Исламский Уголовный Кодекс никогда не обсуждался всем парламентом. Первоначально он был ратифицирован в 1982 году Правовой Комиссией Парламента и утвержден Советом Стражей на период в 5 лет. Затем он был пересмотрен тем же комитетом в 1991 и 1997 годах, и с благословения Совета Стражей утвержден на период в 10 лет.
Законы Исламского Уголовного Кодекса соответствуют обществу, находящемуся на стадии варварства. Этот Кодекс санкционирует такие наказания, как отрубание рук и ног, забивание камнями, вырывание языка, выкалывание глаз и прочие зверства, абсолютно неприемлемые в цивилизованном обществе.
Автор статьи: г-жа Зохра Аршади была практикующим юристом в Иране до ее принудительной высылки в Европу. В настоящее время Зохра Аршади живет во Франции, она принимает активное участие в борьбе за права женщин, и особенно женщин Ирана.