Статус: Офлайн
Реєстрація: 18.08.2005
Повідом.: 1070
Реєстрація: 18.08.2005
Повідом.: 1070
Как писать аранжировки? Ч. I (БФ)
Добавлено 23.10.2012 - РАД СООБЩИТЬ, ЧТО ВЫПУЩЕН ВИДЕОКУРС ПО АРАНЖИРОВКЕ! Подробнее на Посилання видалено
АРАНЖИРОВКА как она есть.
Этот кратенький курсик по аранжировке я решил настрочить в помощь страждущим людям, которые пытаются научиться аранжировке. Дело это тонкое, без хорошего слуха и музыкальной (ну хоть какой-то) базы не разобраться. Я не говорю о том, что надо идти в училища-консерватории, но минимум музшколу надо за плечами иметь. Да и врождённые данные не мешают (если их самому развивать, то можно и без музшколы, но не рекомендую...). Итак, какие стили тут рассматриваются? Да почти любые. Я изложу принципы аранжировки, которые можно применять в равной степени в компьютерной аранжировке, в аранжировке для стандартной рок-группы, для других составов. Поэтому никаких описаний программ вы тут не увидите. Только лукавые мудрствования. Но в догонку - я говорю о музыке, которую воспринимают довольно широкие слои населения. Об экпериментальной или академической музыке я тут не говорю, и не ищите даже
Если решились - поехали!
Аранжировка, что ж это такое? Можете полазить по разным словарям/энциклопедиям. Вкратце - это раскладывание для разных инструментов какой-то музыки. Сочинённой самим аранжировщиком или кем-то другим. Предположим, есть мелодия и гармонии к ней (т.е. аккорды, цифровка - кому как удобно величать). Аранжировщик, учитывая мелодию и гармонии делает аранжировку для, допустим, рок-группы, пишет партии для бас-гитары, ритм- и сологитары, прикидывает ударную партию, партию клавишных. В группах аранжировка становится групповым занятием, каждый придумывает свою партию сам (в идеале), а компьютерный аранжировкщик придумывает все партии сам. От того, насколько аранжировщик (-ки) владеют знаниями, обладают опытом (в том числе, слуховым) и будет зависеть качество аранжировки, её "интересность" и т.д.
С чего бы начать разговор непосредственно об аранжировке?
Конечно, с основных понятий, которые будут преследовать нас на протяжении всего рассказа.
Это МЕЛОДИЯ, ГАРМОНИЯ (ЗАПОЛНЕНИЕ) и БАС. Не скажу, что это все необходимые понятия, но именно они формируют ФАКТУРУ в аранжировке. Фактура - это совокупность всего основного, что есть в аранжировке (да и в музыке вообще). Чтобы не говорить каждый раз - "мелодия, гармония, бас и ритм" (и т.д.) мы говорим "ФАКТУРА".
Мелодия может быть очень высоко или, наоборот, проводиться у бас гитары, гармония и "верха" будут её дополнять в этих случаях совершенно по-разному, а значит фактура в целом будет меняться. Гармонию можно излагать аккордами или переборами (арпеджио) на гитаре - значит фактура тоже поменяется. Надеюсь, понятно
Отдельно - РИТМ. Именно ритм во всех элементах фактуры играет суперважную роль. О нём говорить пока не буду много - минимум, интуитивно все знают что это такое (что такое - знаем, объяснить не можем. Но этого достаточно).
Добавлено через 49 секунд
Мелодия. Соляки
Итак. Что нужно делать с мелодией, когда создаёшь аранжировку? Не мешать мелодии! Если она проводится в голосе, то практически сё подчинено именно ей, всё крутиться и вертиться вокруг неё. Если мелодия совсем невзрачная, к ней можно добавить небольшой подголсок или какие-то обыгрывания в спомогательных голосах. И не следует забивать мелодию подголосками! Лучше проводить подголоски во время длинных нот в самой мелодии. Мелодия застыла - а вы дополнили её подголоском (продолжили, ответили ей). Причём,лучше писать подголосок или ниже или выше самой мелодии, желательно другим инструментом, тембром, чётко проводя границы - это мелодия, а вот это подголосок!
Можно расцвечивать мелодию с помощью гармонии, но для этого надо знать что делать. Естественность прежде всего. Если вы пытаетесь помочь мелодии за счёт гармонии меняя аккорды кажую секунду, то вы переусердствовали. Нам нужна естественность, логичность (пускай и во всей её сложности), но не надуманность!
Надо сказать, что коренится мнение, что мелодия может быть только вверху, выше всех. Неправда это! Мелодия может быть и в басах (вспомните "Полёт Валькирий" Вагнера), в середине, ну и вверху, конечно. Если вы пишете инструментальную композицию (вдруг ещё и длинную), то лучше не забывать о том, что мелодия может кочевать из регистра в регистр. А ещё лучше не забывать. что её можно выключать и оставлять только аккомпанемент или т.н. общие формы движения. Главное не наоборот. Бывает, что музыка - сплошные общие формы движения, а мелодии нет... Для популярной (претендующей на запоминаемость) музыки это неприемлемо, для экпериментальной, андеграундной, академической - в порядке вещей, но я же рассказываю не о них!
Отдельный разговор про соляки. Если вы уверены, что вы Хендрикс или Мэй, или Рихтер или Гилельс - забудьте про всё - вы неизлечимы. Суть соляка (в роке, джазе и т.д.) не только показать мастерство играющего, но и быть уместным. Если вы всегда "поливаете" по блюзовой гамме до воспламенения пальцев - угомонитесь. Лучше медленно и ровно сыграйте гамму на две октавы! Мастерство - это не "быстро" (конечно, если для вас мастерство - это больше, чем дешёвые понты). Мастерство - в первую очередь "медленно и уместно". Допустим, длинные ноты с хорошо контролируемым звуком. Ну, это я увлёкся. "Снимать" чьи-то соляки - это хорошо, но придумать свои - ещё лучше. Попробуйте придумать ЗАПОМИНАЮЩИЙСЯ соляк, напевный, "длиннонотный"! Если получится - попробуйте и в быстрых соло не летать по объезженным и давно обгаженным всеми вокруг оборотам! А ещё не забывайте про то, что есть основная мелодия. Отдельные её фрагменты, органично ввёрнутые в соло - это уже работа с материалом, почти искусство! Или переработанная мелодия, разукрашенная всякими "импровизациями". Вот это оно! Хотя, если всё, что касается соляков, не про вашу музыку - делайте как хотите, я не заставляю
Гармония. Аккорды
Очень скучно бывает люди пользуются последовательностями аккордов. Ну сплошные трезвучия. К примеру, у клавишника фоном играются скрипки. Трезвучие Am-Dm-E-Am. ТРЕЗВУЧИЯ!!! Ну не свойственно так играть струнным, никакой плавности нет! Есть же такие штуки как ****таккорды, квартсекстаккорды, применяя которые можно избежать оторванности аккорда от аккорда (как при игре только трезвучиями). Ту же последовательность можно сыграть так - Am (ля до ми - трезвучие) - Dm (ля ре фа - квартсекстаккорд) - E (соль диез си ми - ****таккорд) - Am (ля до ми - трезвучие). Будет гораздо плавнее и естественнее, и всё под пальцами, рядышком, скакать не надо. А как красиво будет это звучать перебором на гитаре! Да и на фортепиано тоже! А можно ещё красивее, круче, если добраться до септаккордов и их вариантов, а то и нонаккордов (страх какой...)!!! А ещё можно использовать ноты не из аккордов - неаккордовые (как те же задержания, самый распространённый вариант - sus4). А ведь вариантов гораздо больше. Учитесь, читайте книжки, прислушивайтесь. Хотя, снова, если всё это не про вашу музыку - я не заставляю, я только рекомендую
Продолжение следует...
Добавлено 23.10.2012 - РАД СООБЩИТЬ, ЧТО ВЫПУЩЕН ВИДЕОКУРС ПО АРАНЖИРОВКЕ! Подробнее на Посилання видалено
АРАНЖИРОВКА как она есть.
Этот кратенький курсик по аранжировке я решил настрочить в помощь страждущим людям, которые пытаются научиться аранжировке. Дело это тонкое, без хорошего слуха и музыкальной (ну хоть какой-то) базы не разобраться. Я не говорю о том, что надо идти в училища-консерватории, но минимум музшколу надо за плечами иметь. Да и врождённые данные не мешают (если их самому развивать, то можно и без музшколы, но не рекомендую...). Итак, какие стили тут рассматриваются? Да почти любые. Я изложу принципы аранжировки, которые можно применять в равной степени в компьютерной аранжировке, в аранжировке для стандартной рок-группы, для других составов. Поэтому никаких описаний программ вы тут не увидите. Только лукавые мудрствования. Но в догонку - я говорю о музыке, которую воспринимают довольно широкие слои населения. Об экпериментальной или академической музыке я тут не говорю, и не ищите даже

Аранжировка, что ж это такое? Можете полазить по разным словарям/энциклопедиям. Вкратце - это раскладывание для разных инструментов какой-то музыки. Сочинённой самим аранжировщиком или кем-то другим. Предположим, есть мелодия и гармонии к ней (т.е. аккорды, цифровка - кому как удобно величать). Аранжировщик, учитывая мелодию и гармонии делает аранжировку для, допустим, рок-группы, пишет партии для бас-гитары, ритм- и сологитары, прикидывает ударную партию, партию клавишных. В группах аранжировка становится групповым занятием, каждый придумывает свою партию сам (в идеале), а компьютерный аранжировкщик придумывает все партии сам. От того, насколько аранжировщик (-ки) владеют знаниями, обладают опытом (в том числе, слуховым) и будет зависеть качество аранжировки, её "интересность" и т.д.
С чего бы начать разговор непосредственно об аранжировке?
Конечно, с основных понятий, которые будут преследовать нас на протяжении всего рассказа.
Это МЕЛОДИЯ, ГАРМОНИЯ (ЗАПОЛНЕНИЕ) и БАС. Не скажу, что это все необходимые понятия, но именно они формируют ФАКТУРУ в аранжировке. Фактура - это совокупность всего основного, что есть в аранжировке (да и в музыке вообще). Чтобы не говорить каждый раз - "мелодия, гармония, бас и ритм" (и т.д.) мы говорим "ФАКТУРА".
Мелодия может быть очень высоко или, наоборот, проводиться у бас гитары, гармония и "верха" будут её дополнять в этих случаях совершенно по-разному, а значит фактура в целом будет меняться. Гармонию можно излагать аккордами или переборами (арпеджио) на гитаре - значит фактура тоже поменяется. Надеюсь, понятно

Отдельно - РИТМ. Именно ритм во всех элементах фактуры играет суперважную роль. О нём говорить пока не буду много - минимум, интуитивно все знают что это такое (что такое - знаем, объяснить не можем. Но этого достаточно).
Добавлено через 49 секунд
Мелодия. Соляки
Итак. Что нужно делать с мелодией, когда создаёшь аранжировку? Не мешать мелодии! Если она проводится в голосе, то практически сё подчинено именно ей, всё крутиться и вертиться вокруг неё. Если мелодия совсем невзрачная, к ней можно добавить небольшой подголсок или какие-то обыгрывания в спомогательных голосах. И не следует забивать мелодию подголосками! Лучше проводить подголоски во время длинных нот в самой мелодии. Мелодия застыла - а вы дополнили её подголоском (продолжили, ответили ей). Причём,лучше писать подголосок или ниже или выше самой мелодии, желательно другим инструментом, тембром, чётко проводя границы - это мелодия, а вот это подголосок!
Можно расцвечивать мелодию с помощью гармонии, но для этого надо знать что делать. Естественность прежде всего. Если вы пытаетесь помочь мелодии за счёт гармонии меняя аккорды кажую секунду, то вы переусердствовали. Нам нужна естественность, логичность (пускай и во всей её сложности), но не надуманность!
Надо сказать, что коренится мнение, что мелодия может быть только вверху, выше всех. Неправда это! Мелодия может быть и в басах (вспомните "Полёт Валькирий" Вагнера), в середине, ну и вверху, конечно. Если вы пишете инструментальную композицию (вдруг ещё и длинную), то лучше не забывать о том, что мелодия может кочевать из регистра в регистр. А ещё лучше не забывать. что её можно выключать и оставлять только аккомпанемент или т.н. общие формы движения. Главное не наоборот. Бывает, что музыка - сплошные общие формы движения, а мелодии нет... Для популярной (претендующей на запоминаемость) музыки это неприемлемо, для экпериментальной, андеграундной, академической - в порядке вещей, но я же рассказываю не о них!

Отдельный разговор про соляки. Если вы уверены, что вы Хендрикс или Мэй, или Рихтер или Гилельс - забудьте про всё - вы неизлечимы. Суть соляка (в роке, джазе и т.д.) не только показать мастерство играющего, но и быть уместным. Если вы всегда "поливаете" по блюзовой гамме до воспламенения пальцев - угомонитесь. Лучше медленно и ровно сыграйте гамму на две октавы! Мастерство - это не "быстро" (конечно, если для вас мастерство - это больше, чем дешёвые понты). Мастерство - в первую очередь "медленно и уместно". Допустим, длинные ноты с хорошо контролируемым звуком. Ну, это я увлёкся. "Снимать" чьи-то соляки - это хорошо, но придумать свои - ещё лучше. Попробуйте придумать ЗАПОМИНАЮЩИЙСЯ соляк, напевный, "длиннонотный"! Если получится - попробуйте и в быстрых соло не летать по объезженным и давно обгаженным всеми вокруг оборотам! А ещё не забывайте про то, что есть основная мелодия. Отдельные её фрагменты, органично ввёрнутые в соло - это уже работа с материалом, почти искусство! Или переработанная мелодия, разукрашенная всякими "импровизациями". Вот это оно! Хотя, если всё, что касается соляков, не про вашу музыку - делайте как хотите, я не заставляю

Гармония. Аккорды
Очень скучно бывает люди пользуются последовательностями аккордов. Ну сплошные трезвучия. К примеру, у клавишника фоном играются скрипки. Трезвучие Am-Dm-E-Am. ТРЕЗВУЧИЯ!!! Ну не свойственно так играть струнным, никакой плавности нет! Есть же такие штуки как ****таккорды, квартсекстаккорды, применяя которые можно избежать оторванности аккорда от аккорда (как при игре только трезвучиями). Ту же последовательность можно сыграть так - Am (ля до ми - трезвучие) - Dm (ля ре фа - квартсекстаккорд) - E (соль диез си ми - ****таккорд) - Am (ля до ми - трезвучие). Будет гораздо плавнее и естественнее, и всё под пальцами, рядышком, скакать не надо. А как красиво будет это звучать перебором на гитаре! Да и на фортепиано тоже! А можно ещё красивее, круче, если добраться до септаккордов и их вариантов, а то и нонаккордов (страх какой...)!!! А ещё можно использовать ноты не из аккордов - неаккордовые (как те же задержания, самый распространённый вариант - sus4). А ведь вариантов гораздо больше. Учитесь, читайте книжки, прислушивайтесь. Хотя, снова, если всё это не про вашу музыку - я не заставляю, я только рекомендую

Продолжение следует...
Останнє редагування: