Впрочем, на поверку оказывается, что деньги получены отнюдь не от более эффективной работы топ-менеджмента, а за счет экономии на модернизации оборудования и сокращении фонда оплаты труда. Например, люди работали по 3-4 дня в неделю, и их отпуска были неоплачиваемыми. При этом в интервью гендиректор УЗ пафосно заявляет, что эти деньги железнодорожники «добровольно положили на алтарь антикризисной борьбы».
На этом фоне верхом цинизма стало то, что УЗ даже не прикрывает теневые схемы вывода денег из компании. Например, в конце прошлого года газета «Дело» сообщила, что пять неизвестных структур выиграли тендер на поставку для «Укрзализныци» дизтоплива на полмиллиарда гривен. При этом, крупные операторы рынка, такие как ТНК-ВР, Лукойл, «Укртатнафта» не то, что не предлагали свои услуги, их искусственно отсекли от участия в конкурсе.
Дело в том, что на законодательном уровне запрещено госкомпаниям делать предоплату за поставки продукции, тогда как у крупных компаний это обязательное требование. Поражает воображение названия выигравших тендер фирм: «Барвы 2007», ДГС, «НК Полюс», «Статус бизнес групп», «Надійність» Всеукраинской общественной организации инвалидов «Взаємодопомога» (каждая из них получила контракт на около 100 млн. грн.). При этом структуры должна были предоставить банковские гарантии выполнения договора, что, естественно, без серьезной «крыши» невозможно.
Аналогичные схемы практикуются и при проведении тендеров на закупку железнодорожного оборудования (крепления верхнего строения пути, стрелочные переводы и запчасти к ним) через ГП «Укржелдорснаб». Но это, так сказать, «традиционные» схемы вывода денег из монополии. Собственно, «благодаря» ним расходная часть монополии всегда была очень раздута и всегда превышала доходную часть, из-за чего УЗ постоянно сидела в убытках.