Статус: Офлайн
Реєстрація: 18.03.2008
Повідом.: 451
Реєстрація: 18.03.2008
Повідом.: 451
драматические страницы истории УГКЦ
Общепринятое мнение таково, что Уния в Украине и Белорусии насаждалась исключительно насильно, а простой народ всегда тянулся в лоно православия и жаждал объединения с рускими православными братьями, под омофор РПЦ, которая всегда хотела освободить своих братьев от гнёта униатских "иезуитов", кардиналов и неограниченной власти Папы. Хочу немного остановиться на некоторых подробностях таких "воссоединений", и "возвращений", не афишируемых в школьных учебниках по истории.
"Наше славное и героическое прошлое, кровь мучеников св. Унии сегодня не дают нам права молчать об исторической несправедливости, учиненной по отношению к нашей Церкви и народа. Народ никогда не покидал своей св. Веры. Церковь для нашего народа была источником веры, надежды, культуры, науки. В разных исторических эпохах наш народ имел лозунг – “Бог, Церковь и Украина” – это было одно целое и нераздельное для нашего порабощенного народа. Имеем ли мы право забывать, или вычеркивать из памяти нашей Церкви те трагические и печальные исторические факты отмены св. Унии, “воссоединение” греко – католиков с православием, переход униатов на латинский обряд? Эта историческая правда не должна вызывать в наших сердцах ненависти, мести, вражды, а должна взывать нас к ревностному духовному труду, к миссии, к пожертвованиям материальным, чтобы возродить то, что имеет право на существование. К этому взывают:
Полоцкие мученики. В так называемой Северной войне, когда россия и Польша воевали со Швецией, Петр І, как союзник Польши, ступив на украинские земли (которые были под Польшей), начал преследование Унии. В г. Полоцке, в кафедре св. Софии, 11 июля 1705 г., царь Петр І, собственноручно, убивает нескольких монахов, и священника, которые стояли возле престола во время богослужения
Этот акт насилия вошел в историю как “полоцкая трагедия”. По приказу царя был заключен униатский епископ в Луцке – Дионизий Жабокрицкий, которого подвергали пыткам и “обращали” в православие (1709 г.), а, после, когда не смогли покорить его, осудили и вывезли на Соловки, где он, в скором времени, умер смертью мученика
Мученики Правобережной Украины и Волыни, которые к середине XVIII ст. приняли св. Унию, и за это святое дело заплатили дорогой ценой. Когда объединился Станислав Август Понятовский (1764-1795 гг.) с российской царицей Екатериной ІІ, началась открытая акция отмены Униатской Церкви, несмотря на противодействие ей папского нунция в Варшаве.
1768 год. Записан он в истории нашей Церкви не чернилом, а кровью мучеников. Уманская *****, которую учинила Москва (через своих агентов), спекулируя между украинцами лозунгом: “униаты – это предатели веры и народа”, разожгла религиозный фанатизм, который привел к страшной бойне. В самой “уманской резне” погибло несколько тысяч священников, монахов и верных Униатской Церкви, “преступлением” этих мучеников было то, что они не хотели отречься веры своих отцов. Разрушены униатские василианские монастыри в Богуславе, Лисянце, Манкивцах и Умани. Тюрьмы в Бердичеве, Умани, Белой Церкви и в других городах не могли уместить “упорствующих” священников. Их заковали в кандалы, держали в голоде и холоде, били, издевались разными способами. В самой только бердичевской тюрьме томилось 68 униатских священников, известных в истории, как “бердичевские исповедники” (1772–1773 г.г.).
1793 год. По распоряжению царицы Екатерины ІІ – основана “Миссионерская коллегия”, которая должна была начать акцию “воссоединения” униатов с Православной Церковью. Во главе “миссии” был поставлен Минский епископ Виктор Садковский, который получал ежегодно от государственного казначейства 20 тысяч рублей, а для успешного проведения “миссии” – имел в своем распоряжении вооруженные отряды. Хотя некоторые историки утверждают, что возвращение к православию (в этот период) шло от низов, но это противоречит истине.
Первое “восоединение” (1794–1796 г.г.). Царица уничтожала не только Униатскую Церковь, а все, что было связано, с так называемым, украинским “сепаратизмом”: “мазепинство”, Колиивщина (1768 г.), Запорожская Сечь (1775 г.). Можно ли называть такой жестокий метод, которым пользовалась “Миссионерская коллегия” при обращении к “прадедовской” вере, добровольным? На приходы приходили царские агенты “миссионеры” и уговаривали население к переходу в православную веру, а когда верные их не слушали и они не имели успеха, то на помощь направлялось войско, полиция и “миссионерские” отделы православного духовенства. Звонили в звоны и созывали народ к храму, а униатского священника вывозили из села. Когда проповеди и призывы православных священников о “возвращении к вере отцов” не давали желаемого результата, тогда солдаты клали людей на землю возле церкви или на кладбище, били палками, рвали волосы и применяла другие *****.
А если хоть один (из истязаемых людей) давал свое согласие, тогда все село переписывали на “царскую” веру. Последствия такого насильнического “воссоединения” были весьма печальными для Униатской Церкви. На территории Правобережной Украины (Подолье, Киевщина, Волынь) более 5 тысяч униатских приходов принудительно переписаны на православие, а в целом, за 25 лет правительственного «обращения» униатов на православие (1772–1796 гг.) (во время царствования Екатерины ІІ), УГКЦ утратила 9 316 приходских церквей, 145 монастырей, и более 8 млн. верных. Лишь смерть царицы остановила акцию насильного “воссоединения униатов”.
Второе “воссоединение” униатов при царе Николае І (1825–1855 гг.). Жертвой такого воссоединения стали епископства в Вильне, Полоцке, Бресте и Луцке. Отличительной особенностью ІІ “воссоединения” было то, что оно проходило под лозунгом “очищения обряда”, которое и привело к апостазии веры. Жаль, что история ничего не научила тех, которые сегодня, таким же образом, проводят очищение обряда. Тогда это привело к утрате веры, а к чему приведет теперь? Не известно, а может последствия будут такие же печальные, как и тогда? На протяжении 10 лет российские “миссионеры” в рясах и в полицейских и военных формах упразднили все монастыри, забрали школы, завели российские богослужебные книги, уничтожили униатские издания, молитвенники и книги и т.п. Сотни священников и монахов арестованы, высланы в Сибирь или в другие места ссылки.
Третье “воссоединение” униатов (1875–1876 гг.). Наступление московского православия началось с того времени, когда были уничтожены монахи - василане. Далее, жертвой преследования стали: семинария, школы и обряд Холмщины. После 30 лет систематической травли и преследований, указов, запретов, ограничений (1840–1870 гг.), российская власть приступила к насильническому уничтожению Унии на Холмщине и окраинах Подляшья. Это преследование св. Унии можно считать тяжелейшим и жесточайшим по сравнению с двумя предыдущими. Священников, которые не соглашались на переход в православие, вывозили в ссылку. В 1871 г. было устранено из приходов 74 священника, которых вывезли в глубь России, а еще 66 священников сами оставили свои приходы, выехав из Галичины. После 1875 г. более 140 униатских священников было устранено из приходов. К людям применялось жестокое физическое насилие. Лишь в 1875 г. из Сидлецкого воеводства вывезено в Сибирь 140 униатов, с Белой Подляской – 120 чел. В 1876 г. в ссылке в Сибири насчитывалось свыше 600 униатов из Подляшья. В 1880- их гг. вывезено свыше 1000 униатских семей из этого края в разные области центральной и северо-восточной России.
Людей, которые не подчинялись, российские солдаты без милосердия подвергали пыткам. В Пратулине, Дрелове, Докдове, Кодне и т.д. пролилась мученическая кровь невинно убиенных. На людей накладывали высокие контрибуции, их выгоняли нагих на мороз в с. Чоломии, били до смерти в с. Ламазах и Рудно, насиловали женщин, чтобы их мужей заставить подписать переход на православие.
Селяне греко-католики из Рудно два месяца прятались в лесах, так как в село пришли российские казаки, которые требовали от них отречения от Унии в письменной форме и, не получив такого согласия, начали карательную военную экспедицию. Селяне из Парчева и Корницы, простояв под оружейным прицелом российских солдат целую ночь на морозе, не подписали акт об отречении от Унии. Простой крестьянин Арсен Пикула из Дерла, несмотря на присутствие карательних отрядов в селе, вместе с односельчанами принимает клятву “во имя пратулинских мучеников”, что они “ни на шаг не отступят от веры”. Это грозит крестьянину Пикуле заточением и смертью. Иосиф Конюшевский принял смерть в огне, который поразил его хату, вместе с женой и двумя дочерьми. Иосафат Стусь из Рудно, который за верность Унии был выслан в Сибирь, три раза убегал из ссылки и только на третий раз ему удалось добраться до родного села. Вернувшись в родное село, он стает наставником молодежи, которую укрепляет в св. Унии. Схваченный русскими козаками, Стусь закончил свою жизнь под нагайками. В 1904 году 50 подляшских селян отправились в паломничество в Рим. Они шли в паломничество к вечному городу с еще живыми следами сабель и нагаек на своем теле от российских казаков. Перед аудиенцией у св. Папы Пия Х, крестьянин Андрей Блискош умер от острого воспаления легких. Папа отслужил за этого отважного “ангела-стража Унии” св. Литургию за душу мученика-униата в присутствии 50-ти его паломников. Таким жестоким, зверским образом, против воли мирного населения Холмщины и Подляшья, по трупам, невинно замордованного народа, пришел в эти края “триумф православного объединения”. В приходы были присланы батюшки из России, или местные москвофилы - вероотступники.
Последнее (?) “воссоединение" УГКЦ произошло во Львове на, псевдособоре 8–10 марта 1946 г. Перед началом “собора”, 28 мая 1945 г., была создана ”инициативная группа”, в которую вошли: о. доктор философии, протоиерей Гавриил Костельник, настоятель церкви Господнего Преображения во Львове, о. доктор Михайло Мельник, настоятель храма в Нижанковичах и генеральный викарий Перемышльськой (ныне - Пшемысль) диецезии, а также о. Антин Пельвецкий, настоятель Копычинецкого прихода, декан Гусятинского деканата Станиславовского диецеза. В то время УГКЦ имела необычайно огромное влияние не только на духовную, но и на национальную жизнь Украинского народа. По состоянию на 1943 год вместе с Мукачевской и Пряшевской епархиями и Лемковской апостольской администрацией, УГКЦ имела в своем распоряжении 4488 церквей, 203 монастыря, Богословскую академию, 5 духовных семинарий, 2987 священников, 1610 монахов и монахинь, 540 богословов, 35 издательств. Согласно спискам мандатной комиссии, в псевдособоре принимало участие 119 священников и 19 мирян. Но существует еще одна версия: в эти списки было занесено очень много фамилий уже умерших или арестованных священников. Конечно, были предатиеди и вероотступники, но были и непокоренные мужи Церкви Христовой. Униатских приходов, по состоянию на 1 ноября 1946 г., насчитывалось: в Тернопольской области – 136, Станиславовской – 54, Львовской – 48, Дрогобычской – 32. К тому ж, в тюрьмах находилось 1600 греко-католических священников, а несколько сотен – перешло в подполье, где и они продолжали выполнять свою пастырскую работу, но уже в других условиях.
28 августа 1949 г., в день Успения Пресвятой Богородицы, в Успенском монастыре на Чернечей горе, близ Мукачева, был провозглашен акт об “объединении” униатов Закарпатья с РПЦ. 18 священников умерло на допросах; 476 было вывезено в ссылку; 40 из них – погибло в концлагерях. Акцию по ликвидации УГКЦ в Закарпатье осуществлял, переведенный со Львова, архиепископ Макарий, будучи уже “обогащенным” львовским опытом уничтожения Унии, в Закарпатье он, активно поддерживал арест нашего духовенства.
1949 г. Московский патриарх назначает на Пряшевскую епархию епископа Алексея (Дехтерева), который, в марте 1950 г. организовал “Центральный Комитет по возвращению в православие”. 28 мая 1950 г. ЦК, поддерживаемый властью, объявил о полной ликвидации Униатской Церкви на територии Чехословакии. 12 января 1951 г. окружной суд в Братиславе осудил епископа П. Гойдыча к пожизненному заключению.
В Румынии, после войны, 20 тыс. украинцев греко-католиков образовали Марморошскую епархию. Когда в Бухарест (весной 1947 г.) прибыл Московский патриарх Алексей, то и на этих землях началась кампания по ликвидации ГКЦ. 1 октября 1948 г. созван съезд греко-католических священников, на котором 37 делегатов подписали заявление о ликвидации Унии. За несколько недель было арестовано 3 епископа и 2 тыс. священников, и таким образом, в юрисдикцию Румынской Православной Церкви передали 2536 греко-католических церквей и 1794 приходов.
Вследствие, так называемой, “самоликвидации” УГКЦ и “волеизъявления” ее верных, ликвидировано: 5 епархий, 2 апостольские администрации, арестовано 10 епископов, около 1400 священников и 800 монахов, 3 тыс. приходов передано под омофор РПЦ.
Самым главным врагом УГКЦ была Москва, которая безжалостно уничтожала св. Унию. Свою роль сыграли в этих “воссоединениях” разные вероотступники: Семашко, Зубко, Лужинский, Попель, Потий, Войцицкий, Дячан, Ливчак, Костельник, Мельник, Пельвецкий, которые помогали чужой Москве разрушать родную Церковь. На протяжении всей борьбы против св. Унии использовались те же самые составляющие, на основании которых УГКЦ изображали как: “польскую веру”, “иезуитскую интригу”, “унию, как измену церкви и своему народу”. И нужно признать, что все таки удалось русским и православию создать и распространить эту “славную легенду”, в которую поверили тысячи и тысячи украинцев. Каждое “воссоединение” Унии с Православной Церковью проходило под девизами : возвращения в лоно к праотцовской православной вере; очищения восточного обряда от влияния латинизации; если будет в Украине одна вера, то будет и сильная держава; православных больше, поэтому должны присоединиться к ним. К огромному сожалению, история повторяется: то, что говорили в XVII–XIX вв., говорится и пропагандируется и сегодня.о. Васыль Ковпак "Преследуемая Традиция"
Общепринятое мнение таково, что Уния в Украине и Белорусии насаждалась исключительно насильно, а простой народ всегда тянулся в лоно православия и жаждал объединения с рускими православными братьями, под омофор РПЦ, которая всегда хотела освободить своих братьев от гнёта униатских "иезуитов", кардиналов и неограниченной власти Папы. Хочу немного остановиться на некоторых подробностях таких "воссоединений", и "возвращений", не афишируемых в школьных учебниках по истории.
"Наше славное и героическое прошлое, кровь мучеников св. Унии сегодня не дают нам права молчать об исторической несправедливости, учиненной по отношению к нашей Церкви и народа. Народ никогда не покидал своей св. Веры. Церковь для нашего народа была источником веры, надежды, культуры, науки. В разных исторических эпохах наш народ имел лозунг – “Бог, Церковь и Украина” – это было одно целое и нераздельное для нашего порабощенного народа. Имеем ли мы право забывать, или вычеркивать из памяти нашей Церкви те трагические и печальные исторические факты отмены св. Унии, “воссоединение” греко – католиков с православием, переход униатов на латинский обряд? Эта историческая правда не должна вызывать в наших сердцах ненависти, мести, вражды, а должна взывать нас к ревностному духовному труду, к миссии, к пожертвованиям материальным, чтобы возродить то, что имеет право на существование. К этому взывают:
Полоцкие мученики. В так называемой Северной войне, когда россия и Польша воевали со Швецией, Петр І, как союзник Польши, ступив на украинские земли (которые были под Польшей), начал преследование Унии. В г. Полоцке, в кафедре св. Софии, 11 июля 1705 г., царь Петр І, собственноручно, убивает нескольких монахов, и священника, которые стояли возле престола во время богослужения
Этот акт насилия вошел в историю как “полоцкая трагедия”. По приказу царя был заключен униатский епископ в Луцке – Дионизий Жабокрицкий, которого подвергали пыткам и “обращали” в православие (1709 г.), а, после, когда не смогли покорить его, осудили и вывезли на Соловки, где он, в скором времени, умер смертью мученика
Мученики Правобережной Украины и Волыни, которые к середине XVIII ст. приняли св. Унию, и за это святое дело заплатили дорогой ценой. Когда объединился Станислав Август Понятовский (1764-1795 гг.) с российской царицей Екатериной ІІ, началась открытая акция отмены Униатской Церкви, несмотря на противодействие ей папского нунция в Варшаве.
1768 год. Записан он в истории нашей Церкви не чернилом, а кровью мучеников. Уманская *****, которую учинила Москва (через своих агентов), спекулируя между украинцами лозунгом: “униаты – это предатели веры и народа”, разожгла религиозный фанатизм, который привел к страшной бойне. В самой “уманской резне” погибло несколько тысяч священников, монахов и верных Униатской Церкви, “преступлением” этих мучеников было то, что они не хотели отречься веры своих отцов. Разрушены униатские василианские монастыри в Богуславе, Лисянце, Манкивцах и Умани. Тюрьмы в Бердичеве, Умани, Белой Церкви и в других городах не могли уместить “упорствующих” священников. Их заковали в кандалы, держали в голоде и холоде, били, издевались разными способами. В самой только бердичевской тюрьме томилось 68 униатских священников, известных в истории, как “бердичевские исповедники” (1772–1773 г.г.).
1793 год. По распоряжению царицы Екатерины ІІ – основана “Миссионерская коллегия”, которая должна была начать акцию “воссоединения” униатов с Православной Церковью. Во главе “миссии” был поставлен Минский епископ Виктор Садковский, который получал ежегодно от государственного казначейства 20 тысяч рублей, а для успешного проведения “миссии” – имел в своем распоряжении вооруженные отряды. Хотя некоторые историки утверждают, что возвращение к православию (в этот период) шло от низов, но это противоречит истине.
Первое “восоединение” (1794–1796 г.г.). Царица уничтожала не только Униатскую Церковь, а все, что было связано, с так называемым, украинским “сепаратизмом”: “мазепинство”, Колиивщина (1768 г.), Запорожская Сечь (1775 г.). Можно ли называть такой жестокий метод, которым пользовалась “Миссионерская коллегия” при обращении к “прадедовской” вере, добровольным? На приходы приходили царские агенты “миссионеры” и уговаривали население к переходу в православную веру, а когда верные их не слушали и они не имели успеха, то на помощь направлялось войско, полиция и “миссионерские” отделы православного духовенства. Звонили в звоны и созывали народ к храму, а униатского священника вывозили из села. Когда проповеди и призывы православных священников о “возвращении к вере отцов” не давали желаемого результата, тогда солдаты клали людей на землю возле церкви или на кладбище, били палками, рвали волосы и применяла другие *****.
А если хоть один (из истязаемых людей) давал свое согласие, тогда все село переписывали на “царскую” веру. Последствия такого насильнического “воссоединения” были весьма печальными для Униатской Церкви. На территории Правобережной Украины (Подолье, Киевщина, Волынь) более 5 тысяч униатских приходов принудительно переписаны на православие, а в целом, за 25 лет правительственного «обращения» униатов на православие (1772–1796 гг.) (во время царствования Екатерины ІІ), УГКЦ утратила 9 316 приходских церквей, 145 монастырей, и более 8 млн. верных. Лишь смерть царицы остановила акцию насильного “воссоединения униатов”.
Второе “воссоединение” униатов при царе Николае І (1825–1855 гг.). Жертвой такого воссоединения стали епископства в Вильне, Полоцке, Бресте и Луцке. Отличительной особенностью ІІ “воссоединения” было то, что оно проходило под лозунгом “очищения обряда”, которое и привело к апостазии веры. Жаль, что история ничего не научила тех, которые сегодня, таким же образом, проводят очищение обряда. Тогда это привело к утрате веры, а к чему приведет теперь? Не известно, а может последствия будут такие же печальные, как и тогда? На протяжении 10 лет российские “миссионеры” в рясах и в полицейских и военных формах упразднили все монастыри, забрали школы, завели российские богослужебные книги, уничтожили униатские издания, молитвенники и книги и т.п. Сотни священников и монахов арестованы, высланы в Сибирь или в другие места ссылки.
Третье “воссоединение” униатов (1875–1876 гг.). Наступление московского православия началось с того времени, когда были уничтожены монахи - василане. Далее, жертвой преследования стали: семинария, школы и обряд Холмщины. После 30 лет систематической травли и преследований, указов, запретов, ограничений (1840–1870 гг.), российская власть приступила к насильническому уничтожению Унии на Холмщине и окраинах Подляшья. Это преследование св. Унии можно считать тяжелейшим и жесточайшим по сравнению с двумя предыдущими. Священников, которые не соглашались на переход в православие, вывозили в ссылку. В 1871 г. было устранено из приходов 74 священника, которых вывезли в глубь России, а еще 66 священников сами оставили свои приходы, выехав из Галичины. После 1875 г. более 140 униатских священников было устранено из приходов. К людям применялось жестокое физическое насилие. Лишь в 1875 г. из Сидлецкого воеводства вывезено в Сибирь 140 униатов, с Белой Подляской – 120 чел. В 1876 г. в ссылке в Сибири насчитывалось свыше 600 униатов из Подляшья. В 1880- их гг. вывезено свыше 1000 униатских семей из этого края в разные области центральной и северо-восточной России.
Людей, которые не подчинялись, российские солдаты без милосердия подвергали пыткам. В Пратулине, Дрелове, Докдове, Кодне и т.д. пролилась мученическая кровь невинно убиенных. На людей накладывали высокие контрибуции, их выгоняли нагих на мороз в с. Чоломии, били до смерти в с. Ламазах и Рудно, насиловали женщин, чтобы их мужей заставить подписать переход на православие.
Селяне греко-католики из Рудно два месяца прятались в лесах, так как в село пришли российские казаки, которые требовали от них отречения от Унии в письменной форме и, не получив такого согласия, начали карательную военную экспедицию. Селяне из Парчева и Корницы, простояв под оружейным прицелом российских солдат целую ночь на морозе, не подписали акт об отречении от Унии. Простой крестьянин Арсен Пикула из Дерла, несмотря на присутствие карательних отрядов в селе, вместе с односельчанами принимает клятву “во имя пратулинских мучеников”, что они “ни на шаг не отступят от веры”. Это грозит крестьянину Пикуле заточением и смертью. Иосиф Конюшевский принял смерть в огне, который поразил его хату, вместе с женой и двумя дочерьми. Иосафат Стусь из Рудно, который за верность Унии был выслан в Сибирь, три раза убегал из ссылки и только на третий раз ему удалось добраться до родного села. Вернувшись в родное село, он стает наставником молодежи, которую укрепляет в св. Унии. Схваченный русскими козаками, Стусь закончил свою жизнь под нагайками. В 1904 году 50 подляшских селян отправились в паломничество в Рим. Они шли в паломничество к вечному городу с еще живыми следами сабель и нагаек на своем теле от российских казаков. Перед аудиенцией у св. Папы Пия Х, крестьянин Андрей Блискош умер от острого воспаления легких. Папа отслужил за этого отважного “ангела-стража Унии” св. Литургию за душу мученика-униата в присутствии 50-ти его паломников. Таким жестоким, зверским образом, против воли мирного населения Холмщины и Подляшья, по трупам, невинно замордованного народа, пришел в эти края “триумф православного объединения”. В приходы были присланы батюшки из России, или местные москвофилы - вероотступники.
Последнее (?) “воссоединение" УГКЦ произошло во Львове на, псевдособоре 8–10 марта 1946 г. Перед началом “собора”, 28 мая 1945 г., была создана ”инициативная группа”, в которую вошли: о. доктор философии, протоиерей Гавриил Костельник, настоятель церкви Господнего Преображения во Львове, о. доктор Михайло Мельник, настоятель храма в Нижанковичах и генеральный викарий Перемышльськой (ныне - Пшемысль) диецезии, а также о. Антин Пельвецкий, настоятель Копычинецкого прихода, декан Гусятинского деканата Станиславовского диецеза. В то время УГКЦ имела необычайно огромное влияние не только на духовную, но и на национальную жизнь Украинского народа. По состоянию на 1943 год вместе с Мукачевской и Пряшевской епархиями и Лемковской апостольской администрацией, УГКЦ имела в своем распоряжении 4488 церквей, 203 монастыря, Богословскую академию, 5 духовных семинарий, 2987 священников, 1610 монахов и монахинь, 540 богословов, 35 издательств. Согласно спискам мандатной комиссии, в псевдособоре принимало участие 119 священников и 19 мирян. Но существует еще одна версия: в эти списки было занесено очень много фамилий уже умерших или арестованных священников. Конечно, были предатиеди и вероотступники, но были и непокоренные мужи Церкви Христовой. Униатских приходов, по состоянию на 1 ноября 1946 г., насчитывалось: в Тернопольской области – 136, Станиславовской – 54, Львовской – 48, Дрогобычской – 32. К тому ж, в тюрьмах находилось 1600 греко-католических священников, а несколько сотен – перешло в подполье, где и они продолжали выполнять свою пастырскую работу, но уже в других условиях.
28 августа 1949 г., в день Успения Пресвятой Богородицы, в Успенском монастыре на Чернечей горе, близ Мукачева, был провозглашен акт об “объединении” униатов Закарпатья с РПЦ. 18 священников умерло на допросах; 476 было вывезено в ссылку; 40 из них – погибло в концлагерях. Акцию по ликвидации УГКЦ в Закарпатье осуществлял, переведенный со Львова, архиепископ Макарий, будучи уже “обогащенным” львовским опытом уничтожения Унии, в Закарпатье он, активно поддерживал арест нашего духовенства.
1949 г. Московский патриарх назначает на Пряшевскую епархию епископа Алексея (Дехтерева), который, в марте 1950 г. организовал “Центральный Комитет по возвращению в православие”. 28 мая 1950 г. ЦК, поддерживаемый властью, объявил о полной ликвидации Униатской Церкви на територии Чехословакии. 12 января 1951 г. окружной суд в Братиславе осудил епископа П. Гойдыча к пожизненному заключению.
В Румынии, после войны, 20 тыс. украинцев греко-католиков образовали Марморошскую епархию. Когда в Бухарест (весной 1947 г.) прибыл Московский патриарх Алексей, то и на этих землях началась кампания по ликвидации ГКЦ. 1 октября 1948 г. созван съезд греко-католических священников, на котором 37 делегатов подписали заявление о ликвидации Унии. За несколько недель было арестовано 3 епископа и 2 тыс. священников, и таким образом, в юрисдикцию Румынской Православной Церкви передали 2536 греко-католических церквей и 1794 приходов.
Вследствие, так называемой, “самоликвидации” УГКЦ и “волеизъявления” ее верных, ликвидировано: 5 епархий, 2 апостольские администрации, арестовано 10 епископов, около 1400 священников и 800 монахов, 3 тыс. приходов передано под омофор РПЦ.
Самым главным врагом УГКЦ была Москва, которая безжалостно уничтожала св. Унию. Свою роль сыграли в этих “воссоединениях” разные вероотступники: Семашко, Зубко, Лужинский, Попель, Потий, Войцицкий, Дячан, Ливчак, Костельник, Мельник, Пельвецкий, которые помогали чужой Москве разрушать родную Церковь. На протяжении всей борьбы против св. Унии использовались те же самые составляющие, на основании которых УГКЦ изображали как: “польскую веру”, “иезуитскую интригу”, “унию, как измену церкви и своему народу”. И нужно признать, что все таки удалось русским и православию создать и распространить эту “славную легенду”, в которую поверили тысячи и тысячи украинцев. Каждое “воссоединение” Унии с Православной Церковью проходило под девизами : возвращения в лоно к праотцовской православной вере; очищения восточного обряда от влияния латинизации; если будет в Украине одна вера, то будет и сильная держава; православных больше, поэтому должны присоединиться к ним. К огромному сожалению, история повторяется: то, что говорили в XVII–XIX вв., говорится и пропагандируется и сегодня.о. Васыль Ковпак "Преследуемая Традиция"
Останнє редагування:

