Наблюдая за приматами, ученые выяснили причины конфликтов в человеческом обществе. Внутривидовые убийства встречаются в природе крайне редко. Какие-то животные настроены миролюбиво по отношению к своим соплеменникам, какие-то - более агрессивно, и потасовки внутри стаи нередки. Однако самым кровожадным животным, который без веской причины может убить себе подобного, по праву считается человек. Причинами беспрецедентной жестокости людей интересовались физиологи, психологи и социологи, которые на свой лад интерпретировали извечное стремление людей к войнам и конфликтам. Между тем совсем недавно зоологи из Университета Сан-Паулу, наблюдая за поведением приматов, неожиданно для себя выявили фундаментальные причины внутривидовых убийств, справедливые не только для обезьян, но и для высших приматов - людей.
Профессор Маурисио Талеби наблюдал за поведением нескольких видов обезьян, каждый из которых отличается по степени агрессивности, - жестокими и взрывными павианами, злопамятными макаками и миролюбиво настроенными мириками. Практически все серьезные конфликты в стаях павианов и макак случались из-за статуса и сопутствующих ему привилегий. Так, в среде павианов избиения происходили из-за попытки молодых самцов свергнуть иерархическую верхушку, состоящую из старейшин. Дело в том, что, как и в человеческом обществе, во главе стаи павианов стоят несколько пожилых самцов, обладающих самой большой властью и несущих ответственность за безопасность группы. Но более молодые самцы могут объединяться в союзы и нападать на вышестоящих особей, дабы изменить иерархическую пирамиду путем революции снизу. Именно в ходе этой революции в основном и случаются убийства среди павианов. Подобное поведение, характеризующееся агрессией по отношению к вышестоящим, как считают ученые, наблюдается в переходных этапах общественного развития, когда более молодые и сильные пытаются уничтожить порядок, существовавший до них.
У макак убийства напоминают больше прилюдные казни. Стоит самцу-доминанту начать наказывать одного из подчиненных, как другие спешат помочь, норовят унизить неугодного. Такое поведение вызывается переадресованной агрессией, накопившейся из-за страха перед доминантом. Она выплескивается на особь, которая в момент наказания оказывается "на дне". Интересно, что усерднее всех унижают жертву самые слабые особи. Это безопасно для собственной жизни и приносит эмоциональную разрядку. Таким образом, зоологи определили две причины агрессивного поведения приматов: жажда власти и потребность проявить накопившуюся агрессию.
Проследить еще за одной стратегией возникновения конфликта авторы исследования смогли на примере мириков - паукообразных обезьян, отличающихся небывалым пацифизмом. В стаях этих приматов за 15 лет наблюдений не выявлялось ни одного кровопролитного конфликта, ведь управление в стае мириков осуществляется на основе согласия большинства (настоящая демократия). Однако совсем недавно ученые стали свидетелями настоящей междоусобицы в стае мириков. Банда из девяти мириков напала на одного взрослого самца из своей же "трибы" и жестоко искусала его. Ученые говорят, что убийству предшествовали агрессивные нападки и что рост напряженности в группе наблюдался за 48 часов до решительного нападения.
Талеби и его коллеги выдвинули свою гипотезу причины этого внутривидового убийства. "Ключ к пониманию агрессии даже среди самых миролюбивых существ лежит в структуре группы и условиях обитания, - уверен руководитель исследования Маурисио Талеби. - Напряженную обстановку создала сезонная нехватка пищи и самок. А эскалация конфликта и его трагические последствия стали возможны из-за: семейственности мириков". Дело в том, что эти обезьянки живут в семьях, которые преобразуются в мощные группировки, отстаивающие интересы своего клана. Многократное превосходство нападавших гарантировало им минимальный риск и заведомую победу над конкурентом. Подобные убийства характерны для обществ, где в период благополучия царят мир и покой, но стоит членам данного социума ощутить недостаток ресурсов, как претендующий на них чужак будет уничтожен. А клановость и власть большинства дает стае возможность беспрепятственно расправиться с чужаком. Таким образом, избыток власти, дисбаланс в пользу большинства, старейших и сильнейших членов группы, в ситуации недостаточных ресурсов неминуемо приводит к внутривидовым убийствам у приматов, таких как мирики, павианы, макаки и... человек.
ЕКАТЕРИНА ЛЮЛЬЧАК
Групповое, "коалиционное" убийство себе подобных – редкое явление в животном мире. Оно характерно для ряда общественных насекомых (например, муравьев), а среди позвоночных отмечено лишь у нескольких видов: пятнистых гиен, волков, львов, африканских диких собак и некоторых приматов. Несмотря на редкость данного явления, интерес к нему очень велик, поскольку многие антропологи видят в нем истоки человеческой воинственности. Контекст смертоубийственных стычек может быть разным, но чаще всего встречаются три варианта: 1) прямое столкновение двух враждующих группировок; 2) коллективное нападение на чужака, вторгшегося на территорию группы; 3) попытка нескольких пришельцев сообща захватить власть в чужой группе.
Наибольшее внимание привлекают военные рейды шимпанзе, очень похожие на примитивные военные действия многих диких (или, как сейчас принято говорить, "традиционных") человеческих племен. Небольшие сплоченные группы шимпанзе иногда вторгаются на территорию соседней группы, преследуя единственную цель: поймать и избить, порой до смерти, какого-нибудь одиноко бродящего чужака. Не щадят при этом и детенышей.
Шимпанзе не страдают от избытка альтруизма, хотя бы и парохиального, поэтому "геройские" поступки им не свойственны: они предпочитают нападать только при подавляющем численном превосходстве. Дело иногда доходит до каннибализма: убитый "вражеский" детеныш может быть хладнокровно разорван на куски и съеден. Шимпанзе ценят белковую пищу, и непохоже, чтобы во время каннибальского пиршества они испытывали какие-то эмоции, кроме удовольствия от вкусной еды. По словам знаменитой исследовательницы поведения диких шимпанзе Джейн Гудолл, "животные, не относящиеся к группе, не только могут подвергнуться жестокой атаке, но и характер этой атаки может качественно отличаться от характера атаки при внутригрупповой агрессии. К жертвам нападения относятся скорее как к добыче, на которую шимпанзе охотятся; особей из других социальных групп уже не рассматривают как шимпанзе" (Гудолл, 1992).
Про войны шимпанзе написано много. Гораздо меньше известно про аналогичное поведение у других обезьян. Недавно антропологи из Мексики и Великобритании, в течение многих лет наблюдающие за паукообразными обезьянами в дремучих лесах полуострова Юкатан (Мексика), обнаружили, что самцы этих приматов, подобно шимпанзе и "традиционным" Homo sapiens, периодически совершают военные набеги на чужую территорию (Aureli et al., 2006). Ученые зарегистрировали семь таких рейдов, и хотя ни одного группового убийства наблюдать не удалось, многие особенности поведения налетчиков говорят о том, что целью набегов является если не убийство, то по крайней мере устрашение иноплеменников...
Эволюция альтруизма. Эволюция человека. Обезьяны, нейроны и душа