Re: Шо там у *****ов?
Немного истории асвабадителей.
60 лет назад, в 1952 году, в СССР наблюдался резкий всплеск преступности военнослужащих, причем при полном попустительстве армейского командования. Руководитель историко-архивной службы ИД "Коммерсантъ" Евгений Жирнов разбирался в этой аномалии.
"Учинили массовый грабеж населения"
Сообщения о том, что происходило на улицах советских городов в 1952 году, по количеству упоминавшихся в них воинских званий и номеров частей напоминало фронтовые сводки. Практически каждый день в столицу приходили сведения с мест об очередных драках солдат с населением городов и сел, грабежах, виновными в которых оказывались солдаты и матросы, и даже изнасилованиях и убийствах, в которыхобвинялись военнослужащие.
Милицейское руководство едва ли не еженедельно информировало о ситуации кураторов правоохранительных структур — членов Политбюро Берию и Маленкова. А кроме того, регулярно отправляло сводки о преступлениях военнослужащих в Военное и Военно-Морское министерства СССР, на которые в 1950 году разделили Министерство вооруженных сил.
В сводке о преступлениях военнослужащих, подготовленной 26 мая 1952 года говорилось:
"27 апреля с. г. на окраине города Ельца Орловской области старший сержант воинской части N71293 Саввин изнасиловал проходившую по дороге местную жительницу Родионову.
28 апреля с. г. в городе Барановичи БССР около кинотеатра "Октябрь" солдат воинской части N54952 Криулин, будучи в нетрезвом состоянии, напал на местную жительницуАнанько и, зажав ей рот, изнасиловал, одновременно снял у нее с руки часы".
Однако куда более удивительным, чем частотность и массовость преступлений солдат, оказалась реакция военного и государственного руководства. Все выглядело так, будто ничего особенного не происходит. Из Военного министерства поступали вялые отписки о принятых мерах и наказанных виновниках. Но ситуация ничуть не менялась.
Не исключено, что невозмутимость армейского руководства объяснялась тем, что по сравнению с событиями, происходившими во второй половине 1945 года, все преступления солдат семь лет спустя выглядели сущей мелочью. Тогда руководители НКВД союзных республик и управлений НКВД областей наперебой докладывали в Москву о куда более страшных преступлениях солдат-победителей.
"Из Закарпатской Украины,— говорилось в сообщении в Москву наркома внутренних дел Украины Василия Рясного,— конным порядком в район Станислава двигался кавалерийский корпус генерал-майора Баранова. В ночь на 4 октября военнослужащие при продвижении через Тяченский округ в селах, лежавших на пути, учинили массовый грабеж местного населения. В селе Дубовое ограблению подверглось 197 хозяйств. Представителями Народной Рады Закарпатской Украины учтены следующие предметы,изъятые у крестьян: овец 55, кур 66, кукурузы 26 центнеров, фруктов 11 центнеров. Кроме этого, изъято большое количество одеял, подушек, мужской и женской одежды и белья, а также деньги".
В ноябре 1945 года молдавский нарком внутренних дел Михаил Маркеев докладывал о положении в Молдавии:
"22 сентября... военнослужащий воинской части 26766 Дауров К. Г. в пьяном состоянии ворвался в сельсовет и устроил там дебош. Гражданку Щербакову, пытавшуюся вывести его из помещения сельсовета, Дауров затащил во двор, где после нескольких нанесенных ей ударов изнасиловал... 29 октября в селе Яловенах Кишиневского района военнослужащие 53 отдельной роты связи Коликов Н. А. и Карижанский П. И. убили местного жителя Бутяну за то, что последний не дал им вина".
Но по сравнению с тем, что военные делали в Прибалтике, те два разбоя, 40 грабежей и 15 убийств, которые зафиксировали в октябре и начале ноября в Молдавии, были сущей мелочью. В докладе и справках, отправленных осенью 1945 года уполномоченным НКВД-НКГБ СССР по Литве Ткаченко, говорилось:"Значительная часть офицерского, сержантского и рядового состава почти во всех частях округа систематически пьянствует, грабит и убивает граждан, обворовывает квартиры и хозяйства, творит другие бесчинства над населением, в массовом порядке нарушает революционную законность... В апреле военнослужащими 3-й воздушной армии, следовавшими из гор. Науместис Шакяйского уезда, убит милиционер Шакяйского УО НКВД Шлизаускас, у которого похищен автомат и велосипед...
18 июля в гор. Вильнюсе в час ночи мл. сержант Иванов, ефрейтор Лозовский и красноармеец Еремеев из воинской части 68533 ворвались в общежитие коммунального хозяйства Стройтреста Литовской ССР и под угрозой оружия изнасиловали находящихся там гр-нок Медскене, Довоноскайте и Веневечуте...
В ночь с 30 на 31 июля военнослужащими Матросовым и Деребезовым в г. Утены совершено 3 вооруженных грабежа и ************* несовершеннолетней девочки...
11 августа в 3 часа ночи к жителю дер. Пленскяй Мажейкяйскому Тенису заехали трое военных. Будучи пьяными, предложили Тенису раздеться и следовать с ними. Тенис был выведен на дорогу и расстрелян...
24 августа в г. Каунас пьяные патрули местного гарнизона на проспекте им. Сталина ограбили профессора Мардынкявичуса, забрали у него золотые часы, 1200 рублей, документы и скрылись...23 сентября в гор. Шауляе неустановленные пока два работника штаба 6-й гвардейской армии в чине майора и капитана, будучи пьяными, пристрелили на улице директора металлообрабатывающей фабрики члена ВКП(б) тов. Ковестскас и его заместителя Григолюнаса...
Подобных примеров можно было бы привести очень много. Кроме убийств, грабежей и издевательств ежедневно бывают сотни случаев воровства у крестьян фруктов, овощей и фуража, которые так уже вошли в привычку военных, что даже не считаются преступлением".
Похожая картина наблюдалась и в других частях СССР.
"За последнее время,— докладывал в Москву начальник УНКВД Хабаровского края Долгих,— в ряде городов Хабаровского края, особенно в Хабаровске и Благовещенске, значительно усилились хулиганские, а в ряде случаев бандитские, проявления со стороны военнослужащих. Возвращающиеся части из Манчжурии ведут себя крайне развязно, пьянствуют, занимаются хулиганством, бесцельной стрельбой, а в ряде случаев явным бандитизмом. Только за последние два с половиной месяца по краюзарегистрировано более 160 случаев бандитских, хулиганских и других проявлений, в том числе вооруженных налетов и грабежей 21, попыток к изнасилованию 6, 75 хулиганских проявлений и др. В результате бандитских и хулиганских проявлений убито граждан 15 человек, ранено 50.
В г. Благовещенске в ночное время опасно ходить из-за систематической бесцельной стрельбы. 10 Х с. г. случайной пулей убит командир МПВО, 11 сентября в поселке завода Горького двое военнослужащих при попытке изнасилования избили двух девушек--работниц завода, а затем, раздев их, скрылись. 12 сентября там же группа военнослужащих ворвалась в квартиру рабочего завода Мишина и изнасиловала его жену, а Мишина предупредили их не трогать, угрожая автоматом. В эту же ночь в том же районе группа пьяных офицеров изнасиловали граждан Симонову и Ковалеву — работниц завода.
13 октября с. г. на заводе Горького г. Хабаровска военнослужащие Мац (член ВКП(б)), Власов (член ВЛКСМ) в пьяном виде ворвались в клуб молодежи, открыли стрельбу, в результате убили одного бойца Красной армии, пять тяжело ранили. 20 октября с. г. около вокзала станции Хабаровска двое военнослужащих на площади открылистрельбу, убили старшего лейтенанта Аверьянова...
Значительней процент уголовно-бандитских и хулиганских проявлений падает на офицерский состав".
"Не ведут борьбы с позорными случаями"
В 1945 году обилие преступлений, совершенных военнослужащими, объяснялось "синдромом победителей". В докладе наркома внутренних дел Молдавии приводился следующий эпизод:
"Военнослужащими воинской части, расквартированной в Варварешты, был разобран тесовый забор, которымбыла обнесена часть монастыря, и без согласия настоятельницы забрали из монастыря мягкую мебель и несколько шерстяных ковров. На просьбу начальника Райотделения НКВД принять меры к виновным командир части сослался на "организационный период и что с подчиненными он сделать ничего не может, так как они прибыли с фронта с потрепанными нервами"".
А в сообщениях из Литвы рассказывалось, что командир 2-го Гвардейского стрелкового корпуса попросту ни во что не ставит местную власть:
"Начальник гарнизона г. Каунас, командир 2 ГСК генерал-майор Баксов самочинно ввел режим хождения в городе до 11 часов вечера. После 11 часов всех появляющихся в городе, в том числе и работников Горкома и Укома партии, забирают в комендатуру и держат до утра. Подчиненные ему командиры дивизий и полков в местах их дислокацииввели по его приказу такой же режим. Когда секретарь Алитусского укома тов. Рынкин начал возмущаться такими порядками, они его арестовали и отправили в комендатуру. Этот же Баксов в г. Каунасе забирает для подразделений любые здания учреждений, не считаясь с постановлениями Госсовета и Совнаркома республики, в том числе захватил самовольно школы НКВД, выставил часовых и приказал стрелять в тех, кто будет заходить в помещение".
После многочисленных обращений и напоминаний армейское командование решило предпринять хоть какие-то шаги. 27 октября 1945 заместитель наркома обороны СССР Николай Булганин подписал совершенно секретный приказ "О состоянии воинской дисциплины в частях Прибалтийского военного округа", в котором говорилось:
"В частях Прибалтийского военного округа отмечается большое количество случаев нарушения воинской дисциплины. Военнослужащие одиночками и группами совершают самовольные отлучки из расположения частей и подразделений, в пьяном виде появляются в общественных местах и ведут себя недостойно, со стороны отдельных военнослужащих имели место случаи насилий, грабежей и других преступлений по отношению к местному населению. За последнее время стали распространеннымифакты самовольных изъятий военнослужащими у населения продуктов питания, фуража, скота, мебели, причем командиры частей не только не ведут борьбы с этими позорными случаями, а иногда даже потворствуют им".