Беженцы из Донбасса стали серьезной головной болью для Белоруссии. В начале вооруженного конфликта на Украине их принимали более чем радушно, а теперь официальные лица уже в открытую говорят о «слишком большой разнице в менталитете и воспитании» славянских братьев, выросшей преступности среди украинских мигрантов и заметно усилившейся конкуренции на рынке труда.
Правоохранительные органы Белоруссии все больше напрягаются из-за того, как ведут себя на территории страны вынужденные переселенцы из зоны конфликта в Донбассе. По статистике, число преступлений, совершаемых иностранцами в Белоруссии, составляет около 1,2%. Представители МВД отмечают, что в отдельных регионах россии мигранты из других стран виновны в 20% преступлений, а в некоторых странах Европейского cоюза этот показатель достигает 50%. Вроде бы на фоне этих цифр в Белоруссии и преступлений-то будто бы нет. Но это только на первый взгляд. Потому что до недавних пор «преступность приезжих» в Белоруссии не превышала статистической погрешности: из-за низких зарплат страна, мягко говоря, непопулярна у нелегальных мигрантов, они предпочитают Россию.
Однако из-за вынужденных переселенцев с Украины ситуация начала меняться. На регулярных встречах с журналистами начальник департамента по гражданству и миграции МВД Белоруссии Алексей Бегун все чаще говорит о «слишком большой разнице в менталитете и воспитании» приезжих украинцев и коренных белорусов. По его словам, с начала 2015 года преступность среди украинских мигрантов в Белоруссии выросла на 30%.
«Нехорошее» поведение беженцев с Донбасса, по мнению ответственного за мигрантов чиновника, «связано с понятиями о порядке и свободе, которые в силу определенных обстоятельств закладывались в их менталитет».
«Когда бывшие жители Донбасса прибывают в Беларусь, то они, особенно в начале своего пребывания, просто не понимают, что такое жить по установленным правилам и законам, — говорит Алексей Бегун. — Они не считают, что эти законы и правила не должен нарушать никто. Например, то, что в Беларуси нельзя пить пиво на улице.
Они пытаются утвердить здесь какой-то свой маленький мир и даже педалировать его, воздействуя на белорусские правоохранительные органы с упором на то, что мы должны закрывать глаза на их мелкие правонарушения лишь потому, что они не знали требований законодательства и приехали из зоны вооруженного конфликта. Поэтому, мол, мы не должны принимать решения об их депортации. Были бытовые конфликты, конфликты на почве различных политических взглядов».
Из-за беженцев с Украины в Белоруссии прямо сейчас возникают две зоны напряженности. Первая — на юге страны, там власти стараются расселять тех, кто приехал с востока Украины легально, с подачей заявления в миграционную службу. Вторая — в Минске, куда стараются переезжать «стихийные» беженцы, перебирающиеся в Белоруссию к родственникам и друзьям.
По официальным данным, только за 2014 год в Белоруссию прибыли более 50 тыс. украинских граждан. За первое полугодие 2015-го — примерно еще столько же. Часть из них уже получила от белорусских властей разрешения на постоянное проживание (виды на жительство), часть — на временное. 18 июня на пресс-конференции в Минске представитель верховного комиссара ООН по делам беженцев в Белоруссии Жан Ив Бушарди сообщил, что за последние два года в Белоруссию прибыли более 100 тыс. граждан Украины — это более 1% населения страны. В результате теперь по количеству украинских переселенцев относительно коренного населения Белоруссия занимает первое место в мире.
⚠ Тільки зареєстровані користувачі бачать весь контент та не бачать рекламу.