Статус: Офлайн
Реєстрація: 19.04.2010
Повідом.: 22607
Адреса: Харків
Реєстрація: 19.04.2010
Повідом.: 22607
Адреса: Харків
"Совковый" Харьков: ХТЗ - соцгород "будущего"
08.06.2016 18:00
Мы продолжаем рубрику "Совковый Харьков" в которой рассказываем как жилось в городе во времена Советского Союза. В этот раз мы расскажем об очередной "великой" стройке, которую затеяли в СССР.
Речь пойдет о жилом районе ХТЗ, который хотели сделать соцгородком.*
Этот район был предназначен для проживания рабочих Харьковского тракторного завода. Находился он за чертой города. На момент застройки он был в 8 километрах от Харькова. Городок должен был включать в себя все блага "социалистического" мира -*инфраструктуру, обеспечивающую быт и досуг работников ХТЗ.
Главной задачей строителей было*обеспечить наиболее легкую перестройку социалистического быта в коммунистический.
Это описывалось в*"Задании на составление общего проекта планировки и застройки социалистического поселения при Харьковском тракторном заводе"
"Соцгорода представляют собой законченной организм, продуманный и рассчитанный от начала до конца... Социалистические города строятся с приближением к максимальному комфорту обслуживания населения при условии равенства этого обслуживания и исключения контраста роскоши и бедности", -*значилось в пояснительной записке к проекту городка.
Составлял проект поселка*коллектив Проектно-консультационного бюро при НКВД УССР под руководством профессора П.Ф.Алешина.
27 декабря 1929 года архитекторы получили заказ на создание проекта. Уже 17 января следующего года была*закончена подробная программа проектирования соцгорода.
28 марта 1930 года был создан эскизный проект поселка.
В апреле вся работа по составлению проекта ХТЗ была передана в Харьковский филиал Гипрограда УССР. * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * **
Сам же соцгород был заложен в мае 1930 года.
Рассчитан ХТЗ был на 120 тысяч человек. Жить там должны были не только работники "Тракторного" но и других 14 заводов и предприятий.
Для того, чтобы вместить всех "социалистических граждан" предусматривалось*36 жилых комбинатов с населением в 2730 человек в каждом.
Здания из которых складывался тот или иной комплекс располагались таким образом, чтобы создать озелененные курдонеры - небольшие дворики перед главным входом в дом.
Учитывали архитекторы и ландшафт, создавая уникальный соцгородок. Так в овражке должны были размещаться парк культуры, больница и даже санаторий для жителей ХТЗ. Не забыли строители и про дом отдыха.*
В центре поселка планировалось построить административно-культурный центр. На главной площади ХТЗ могли собраться более 60 тысяч человек, так как выполнена она была в форме амфитеатра. тут же располагался*горсовет, театр, и дом для собраний. Не обошлось по "совковым" традициям и без района Дворцов культуры и труда, Дома прессы, Дворца*физкультуры, Домов*почты и телеграфа.
Было задумано даже здание радиотеатра *и стадион. Центральная полоса города должна была быть застроена гостиницами, музеями и кинотеатрами. В дальнейшем*намечалось строительство зданий оперного театра, детского клуба, планетария и ряда других учреждений.
В итоге, ХТЗ должен был стать городом будущего, городом социализма, и коммунизма.*
В некоторых домах даже не присутствовала кухня, так как на первых этажах располагались кафе и рестораны и магазины. Люди не должны были ни в чем нуждаться и в итоге даже отойти от денег, поскольку все это входило в обеспечение городка.
Ярким примером является комплекс домов из дома* N 20* по улице Мира и дома N 19 по параллельной ей улице 2-й Пятилетки. Он занимает целый квартал. В нём размещены все объекты, требующиеся для нормального существования. Такая планировка сохранилась до сих пор.
В небольшой его части был задуман проект "воздушного" города, где все здания квартала были бы *должны были быть объединены между собой крытыми стеклянными переходами. Житель ХТЗ выйдя из своей квартиры мог бы дойти до любого дома, здания или магазина не касаясь земли. Однако их так и не успели построить, хотя в домах остались ниши для "закладки" переходов.
По "совковым" стандартам, город был выстроен достаточно быстро, однако быть готовым и принять всех жителей ему не удалось - началась Вторая мировая война.
После боев, город начали восстанавливать, однако он уже утратил свою уникальность, так как соединился с Харьковом и не был теперь обособлен. Появились высотные дома, надобность в подобном городе-спутнике пропала и ХТЗ стал обычным районом города.
Стоит отметить, что большинство домов и зданий тех времен до сих пор стоят на улицах районов и мнгие из них до не давнего времени сохранили свой первозданный вид.
Так закончилось существование социалистического города ХТЗ.
08.06.2016 18:00
Мы продолжаем рубрику "Совковый Харьков" в которой рассказываем как жилось в городе во времена Советского Союза. В этот раз мы расскажем об очередной "великой" стройке, которую затеяли в СССР.
Речь пойдет о жилом районе ХТЗ, который хотели сделать соцгородком.*
Этот район был предназначен для проживания рабочих Харьковского тракторного завода. Находился он за чертой города. На момент застройки он был в 8 километрах от Харькова. Городок должен был включать в себя все блага "социалистического" мира -*инфраструктуру, обеспечивающую быт и досуг работников ХТЗ.
Главной задачей строителей было*обеспечить наиболее легкую перестройку социалистического быта в коммунистический.
Это описывалось в*"Задании на составление общего проекта планировки и застройки социалистического поселения при Харьковском тракторном заводе"
"Соцгорода представляют собой законченной организм, продуманный и рассчитанный от начала до конца... Социалистические города строятся с приближением к максимальному комфорту обслуживания населения при условии равенства этого обслуживания и исключения контраста роскоши и бедности", -*значилось в пояснительной записке к проекту городка.

Составлял проект поселка*коллектив Проектно-консультационного бюро при НКВД УССР под руководством профессора П.Ф.Алешина.
27 декабря 1929 года архитекторы получили заказ на создание проекта. Уже 17 января следующего года была*закончена подробная программа проектирования соцгорода.
28 марта 1930 года был создан эскизный проект поселка.

В апреле вся работа по составлению проекта ХТЗ была передана в Харьковский филиал Гипрограда УССР. * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * **
Сам же соцгород был заложен в мае 1930 года.

Рассчитан ХТЗ был на 120 тысяч человек. Жить там должны были не только работники "Тракторного" но и других 14 заводов и предприятий.
Для того, чтобы вместить всех "социалистических граждан" предусматривалось*36 жилых комбинатов с населением в 2730 человек в каждом.
Здания из которых складывался тот или иной комплекс располагались таким образом, чтобы создать озелененные курдонеры - небольшие дворики перед главным входом в дом.

Учитывали архитекторы и ландшафт, создавая уникальный соцгородок. Так в овражке должны были размещаться парк культуры, больница и даже санаторий для жителей ХТЗ. Не забыли строители и про дом отдыха.*
В центре поселка планировалось построить административно-культурный центр. На главной площади ХТЗ могли собраться более 60 тысяч человек, так как выполнена она была в форме амфитеатра. тут же располагался*горсовет, театр, и дом для собраний. Не обошлось по "совковым" традициям и без района Дворцов культуры и труда, Дома прессы, Дворца*физкультуры, Домов*почты и телеграфа.

Было задумано даже здание радиотеатра *и стадион. Центральная полоса города должна была быть застроена гостиницами, музеями и кинотеатрами. В дальнейшем*намечалось строительство зданий оперного театра, детского клуба, планетария и ряда других учреждений.

В итоге, ХТЗ должен был стать городом будущего, городом социализма, и коммунизма.*
В некоторых домах даже не присутствовала кухня, так как на первых этажах располагались кафе и рестораны и магазины. Люди не должны были ни в чем нуждаться и в итоге даже отойти от денег, поскольку все это входило в обеспечение городка.

Ярким примером является комплекс домов из дома* N 20* по улице Мира и дома N 19 по параллельной ей улице 2-й Пятилетки. Он занимает целый квартал. В нём размещены все объекты, требующиеся для нормального существования. Такая планировка сохранилась до сих пор.
В небольшой его части был задуман проект "воздушного" города, где все здания квартала были бы *должны были быть объединены между собой крытыми стеклянными переходами. Житель ХТЗ выйдя из своей квартиры мог бы дойти до любого дома, здания или магазина не касаясь земли. Однако их так и не успели построить, хотя в домах остались ниши для "закладки" переходов.

По "совковым" стандартам, город был выстроен достаточно быстро, однако быть готовым и принять всех жителей ему не удалось - началась Вторая мировая война.
После боев, город начали восстанавливать, однако он уже утратил свою уникальность, так как соединился с Харьковом и не был теперь обособлен. Появились высотные дома, надобность в подобном городе-спутнике пропала и ХТЗ стал обычным районом города.

Стоит отметить, что большинство домов и зданий тех времен до сих пор стоят на улицах районов и мнгие из них до не давнего времени сохранили свой первозданный вид.

Так закончилось существование социалистического города ХТЗ.
⚠ Тільки зареєстровані користувачі бачать весь контент та не бачать рекламу.