Другая важная для нас особенность воздушного потока тоже давно известна профессионалам - специалистам по газодинамике. Это - понижение температуры струи воздуха, если увеличивается его скорость, и наоборот. Дополнительно струя охлаждается благодаря испарению бензина. Охлажденная струя отбирает тепло у деталей карбюратора и тем предохраняет его от перегрева даже на самых тяжелых режимах. Знакомый же многим перегрев карбюратора - своего рода "тепловой удар" в нем - возможен при долгой работе горячего двигателя в уличных пробках - в частности, на холостом ходу, когда скорость потока воздуха в диффузорах мала. И особенно - сразу после выключения сильно нагретого двигателя, о чем мы не раз уже говорили!
Но и переохлаждаться карбюратору нельзя. Для надежного смесеобразования температура поступающего в него воздуха должна быть хотя бы 20-30°С. Поэтому, если автомобиль не оснащен автоматикой, следящей за соблюдением этого условия, ее функции придется выполнять водителю, вовремя переключая воздухозаборник с "лета" на "зиму". Забыв об этом, владелец какой-нибудь устаревшей модели "Жигулей" вполне может попасть в ситуацию, когда машина по непонятным причинам "не едет". Если быстро остановиться и снять крышку воздухофильтра, увидите в малом диффузоре слой льда: он-то и препятствует поступлению и распылению топлива. Через минуту-другую лед успевает растаять (неработающий карбюратор, соседствуя с горячим мотором, отогревается быстро) - и мотор снова удается пустить. Но стоит проехать километра три-четыре "с ветерком", как все повторяется. Ведь именно при большой скорости потока малые диффузоры охлаждаются настолько, что возможно их "замораживание".
Обледенение происходит не всегда, а только при высокой влажности воздуха. Например, в туманную оттепельную погоду зимой. При крепком морозе и сухом воздухе льда на диффузорах нет. Но низкая температура под капотом проявляется и по-другому: если в холодное время вы заметили падение мощности двигателя, стоит проверить, не слишком ли холодный воздух поступает в карбюратор. Тут не помешает уменьшить приток воздуха не только к радиатору, но и вообще под капот, так как даже отведенный от выпускного коллектора воздух может быть недостаточно теплым. К тому же и сам двигатель может переохлаждаться (независимо от радиатора).
При подходящих для этого условиях многим удавалось наморозить лед в диффузоре даже при положительных температурах "за бортом". У нас были такие случаи при +5°С. Возможно, и это не предел.