Пётр Николаевич Луцик был последней надеждой советского кино. Советского - потому что выглядел и чувствовал себя сформировавшимся человеком, когда только начинала рушиться империя. Потому что опирался на фольклор и мифологию советской "окраины". Потому что, даже в самом "гламурном" фильме "Лимита", вовсе не хотел прослыть певцом восторгов и страданий "новых русских".
Он - это на самом деле они. Петр Луцик и Алексей Саморядов - блестящий дуэт драматургов, по сценариям которых были поставлены самые лучшие, самые концептуальные фильмы первой половины 90-х годов: "Дети чугунных богов", "Дюба-дюба", их любимый - "Гонгофер".
Зимой 94-го Саморядов трагически погиб в Ялте на Форуме молодого кино, распределявшего творческие путевки в XX1 век. Немного не дожив до этого заманчивого курорта, Луцик умер во сне: у него остановилось сердце.
В промежутке между двумя печальными событиями произошло многое. Петр Луцик, всегда бывший несколько в тени Саморядова ("нового Шукшина", как его представляли во ВГИКе), совсем было ушел в тень. И вдруг вышел из нее со своим сенсационным режиссерским дебютом - фильмом "Окраина", агитпроповским проектом социальной утопии в глубоко иронической аранжировке. Фильм стал главным событием второй половины 90-х, если иметь в виду не только эстетический, но прежде всего жизненный контекст. Картину поддержали фестивали, критики, многие влиятельные люди персонально.
Но не те, кто играючи раздувал ностальгию по Совдепии. Когда речь шла о всякой стебающейся хрени, можно было умиляться сексапильности тоталитаризма и дурным голосом орать пионерские песни. Когда кино коснулось, пускай даже в аллегорической форме, "черной сказки" нашего дня, мастера культуры начали срочно вспоминать, с кем они. И можно ли так, грубо - об олигархах. И можно ли так, хулигански - о народных соловьях-разбойниках.
Луцик снова остался один - теперь уже совсем один. Разве что в компании дурной символики. Поехав с "Окраиной" в Америку, на обратном пути он чуть не попал на самолет компании Swiss Air, так и не долетевший до другого края Атлантики. Спас запой - и его, и его непьющую попутчицу.
Луцику многие помогали и до поры до времени спасали. Но, видно, не очень ему хотелось стать "режиссером XX1-го века". Уж очень он любил и не любил XX-й - с его мутантами, праздниками саранчи, добрыми людьми и российским диким полем: все эти основополагающие понятия дали названия его с Саморядовым сценариям.
Вполне вероятно, что какие-то из них теперь будут поставлены. Не исключено, что возникнет даже посмертный культ. Сюжет, почти семь лет назад потрясший наш кинематограф нелепым драматизмом полуфинала, теперь явил свою исчерпывающую полноту. Те, кто на окраине, уходят. Те, кто в центре новых событий, остаются. В этом - высшая справедливость. Ведь должны мы войти в ХХI век с парадного хода. И вновь увидеть незамутненное имперское величие и небо в алмазах даже без алкогольных паров...
Посилання видалено
Окраина
Петр Луцик
Посилання видалено
"Окраина" - фильм-вестерн в стиле старых классических фильмов, полный драматических ситуаций с элементами черного юмора, рассказывающий о приключениях фермеров, у которых отняли землю.
Рассерженные мужики отправляются в поисках правды и справедливости с далекой окраины в столицу...
Посилання видалено
Жанна Пояркова:
В современном кино разочароваться очень легко, потому что самобытности в нем — ноль. То ли дело, когда внезапно обнаруживаешь что-то настолько своеобычное, что не знаешь, куда и деться, и именно такое кино — "Окраина". Оно абсолютно ирреальное, стилизованное под старые советские фильмы, а история в нем вечная — как собралось несколько крестьян, чью землю, оказывается, во время передела да приватизации кому-то продали, да и пошло по миру, от одного обидчика до другого, чтобы эту землю вернуть обратно.
"Окраина" — это то ли трагикомедия, то ли черный юмор, то ли сюрреалистический и мрачный призыв к бунту, то ли вестерн, то ли вообще иносказание какое. Это эпос, напоенный странноватым юмором, это паломничество крестьян в столицу, смешанное с методичной жестокостью, после которой следуют извинения. И пока ты сталкиваешься со сценой обстрела добродушными мужичками дома председателя, а затем наблюдаешь, как они с прибаутками и мудрым прищуром макают его в ледяную воду, не понимаешь, что же это за кино такое, что за жанр. Т.е. вроде и мучают же, но как-то без желания и не всерьез.
Посилання видалено
"Окраина" — это новое качество беззакония современной жизни, сказ нового времени. Через всю страну пройдут скитальцы, от одной избы к другой, пытая и разговаривая мягко, словно укоряя старчески за упрямство, пока не дойдут до самой Москвы.
Кое-кто ругал "Окраину" за подстрекательство, называл революционным призывом, но для этого она слишком артхаусна и смещена в область интеллектуального восприятия. Кто-то говорил, что это смесь Юфита с Матвеевым, и отчасти тоже прав, хотя "Окраину" смотреть не в пример легче, чем некрореализм Юфита, потому что в ней присутствуют специфично увлекательные моменты вроде палатки из шуб, которую наспех сооружают крестьяне. В общем, "Окраина" — это редкий зверь отечественного кинематографа.
Юрий Гладильщиков, "Итоги":
"Окраину" Луцика ещё мало кто видел, но она уже вызвала волну в "московской интеллектуальной среде". После рудинштейновского Сочи фильм хвалили (в основном устно), говоря, что он забавен и нестандартен. Но затем на Луцика обрушились сразу два монстра кинокритики: "известинские" моралисты и популярные "русско-телеграфные" аморалисты, которые с некоторых пор обернулись неоконсерваторами. Просовковленные неоконсерваторы объявили фильм фашистским и потребовал запретить. В московских кулуарах их призыв разделяют и другие.
Посилання видалено
Ситуация убога, комична, и при этом страшна... "Окраину", абсолютно "не поняли" те, кого прежде нельзя было упрекнуть в отсутствии ума и образованности. Мало ли кто и как видит ситуацию в России? Но результаты "партийности" налицо: никто до сих пор не взялся прокатывать фильм "Окраина". Картину никто не берет. И уж точно: сейчас ни один телеканал не возьмёт фильм. Телеканалы тоже теперь озабочены "неоконсерватизмом" и воспитанием - ублажением неразумных, как дети, "дорогих россиян"....
Отзывы в прессе:
"Московский комсомолец": "Окраина" заработала себе хорошенькую репутацию скандальной, кровавой, экстремистской и провокаторской картины"...
"Культура": ..."Окраина" имеет все шансы стать первым культовым фильмом постперестроечной эпохи"...
"Правда" ..."Окраина" - притча с моралью: современные крестьяне из глубинки - сила, которую надо уважать и бояться тем, кому сейчас на Руси жить хорошо!"
Посилання видалено
Награды:
МКФ в Чикаго — Приз FIPRESCI (Петр Луцик) (1998)
ОРКФ в Сочи — cпец. приз жюри конкурса "Дебют" "За дерзкий поиск новых путей в киноискусстве", Почетный диплом Гильдии киноведов и кинокритиков (Петр Луцик) (1998)
премия "Золотой Овен" -за лучший фильм-дебют (1998)
МКФ "Лiстапад" в Минске — cпец. приз газеты "Культура" — "Импульсы вечного: вечная тема, вечный сюжет" (1999)
МКФ в Карловых Варах — "Приз свободы" (1999)
МКФ славянских и православных народов "Золотой Витязь" — приз за лучшую режиссерскую работу (1999)
Посилання видалено
Пепел и снег / Ashes and Snow
Грегори Кольбер
Посилання видалено
Проект «Ashes and Snow» по праву считается одним из величайших произведений человеческого гения. Более 14 лет фотограф Грегори Колберт (Gregory Colbert) ездил с экспедициями по Индии, Египту, Африке и Антарктике, собирая материал для своих монументальных полотен.
Проект «Ashes and Snow» — это мистическое путешествие в мифы, человеческие корни, основы мироздания и ядро природы. Он завораживает спокойствием и духом, настроением и атмосферой. Он находится вне времени. Он находится в вечности. И самое удивительное, что в данном случае любой восхищенный пафос оправдан.
“Пепел и снег” лучше всего смотреть ночью, в одиночестве, погрузившись в волну, постепенно переставая ерзать и начиная жить в том ритме, который берет Кольбер, — чувствуя, что ты тоже мог бы оказаться в теплой воде рядом с гигантским китом, плывущим на юг.
Посилання видалено
«Мистер Одиночество»
Я - мистер Одиночество
Никого нет
у меня
Я так одинок
Я мистер Одиночество
А мне бы хотелось, что был кто-то
Кому можно было бы позвонить
Теперь я солдат
Одинокий солдат
Вдали от дома
Не по своей воле
Вот почему я одинок
Я - мистер Одиночество
Я хотел бы вернуться домой
Письма
Ни единого письма
Я не получаю писем
в свой почтовый ящик
Про меня забыли
Точно, забыли
Ах, как я удивляюсь
Почему мне так не везет?
Теперь я солдат
Одинокий солдат
Вдали от дома
Не по своей воле
Вот почему я одинок
Я - мистер Одиночество
Мне бы хотелось
Вернуться домой...
Мистер Одиночество / Mister Lonely
Хармони Корин
Посилання видалено
Фальшивый мексиканский Майкл Джексон (Диего Луна) побирается с кассетником на парижских площадях, притом не очень успешно: во всем Париже ему симпатизируют только дети и выжившие из ума старики в загородной богадельне, куда его иногда приглашают в качестве послеобеденной культурной программы.
Фальшивая Мэрилин Монро (Саманта Мортон), тоже подрабатывающая в богадельне, агитирует его ехать в Шотландию, в коммуну двойников, где Линкольн, папа римский, Мадонна, Джеймс Дин и Красная Шапочка пасут овец, а командует всеми Чарли Чаплин, муж Мэрилин, который, как и положено Чаплину, иногда на ровном месте превращается в Гитлера. Тем временем в далекой Панаме некий священник, сбрасывая с кукурузника гуманитарную помощь для бедных деревень, случайно роняет вслед за мешком с рисом одну из подведомственных ему сестер-бенедиктинок. Сотворив в полете молитву, монашка приземляется с километровой высоты невредимой и агитирует других сестер тоже прыгать без парашюта во славу Господа. Коммуна двойников готовит в подсобном сарайчике «лучшее шоу на земле», на которое, как им почему-то кажется, должны повалить жители шотландской глубинки. Мэрилин влюбляется в Майкла, у овец находят птичий грипп.
Как в любом настоящем сновидении, тут явно нет случайных лиц, и в те моменты, когда подсознание автора совпадает с общекультурным, эффект вдвойне поразительный: сомнительного агента, который уговаривает героя забыть свое имя и навсегда оставаться Майклом Джексоном, играет Каракс, злого Чаплина — караксовский экранный двойник и самый неприятный мужчина на свете Дени Лаван, миссионера — Херцог; старушка, наряженная английской королевой, когда-то считалась шестым роллингом и была так хороша собой, что минимум один человек от этого пустил себе пулю в лоб.
Посилання видалено
В Америке «Мистер Одиночество» шел в символическом одном кинотеатре, его мировой прокат, кажется, не окупил даже стоимость самолетных билетов до Панамы, и в этом конкретном случае меньше всего хочется поднимать плач о равнодушии зрителя к прекрасному. Концептуально все верно до невозможности. Лучшее шоу на земле обязано играться в полупустом зале, сон вообще предназначен для одного. Больше, видимо, действительно не имеет смысла...
Вокруг сплошные эпидемии.
Повсюду недуги и болезни.
Каждый норовит спрятаться от них
уйди в тень, во мрак.
Но рано или поздно они найдут тебя.
Мне это известно.
Мне не убежать от этого. И не спрятаться.
Идти некуда.
Поэтому я желаю принять это...
быть одиночкой посреди толпы.
Я знаю, это все иллюзия, сон.
Все должно будет закончиться.
Ничто хорошее не длится очень долго.
Я вижу надежду на лицах людей.
Я знаю, что все они что-то ищут.
Все они гонятся за великой мечтой.
Каждый из них хочет стать лучше.
Им всем нужны ответы.
Только они не понимают, что
уже нашли все это.
Они уже нашли это друг в друге.
И как всегда,
мир снаружи ожидает нас.
Терпеливо ожидает
чтобы забрать нас.
Хармони Корину явно хотелось всю жизнь побыть кем-то еще – иначе с самой юности он не стал бы писать сценарии и продумывать несуществующие жизни. Да еще как продумывать. Перевоплощение, трансформация образа Господня - вот о чем с раннего детства запел Корин. В своих жестких фильма, коих числом всего два, он оттакливается не от социальной несправедливости или же собственной трудной жизни – он отталкивается от мироощущения бытия как творения Всевышнего, которое этот Всевышний или как его там покинул. Корин отталкивается от христианской парадигмы, показывая, что мир – это сон, мир – это место, где нет присутствия творца, а творцы мы сами – уж кто как может. Хаотическое существование – это тема Корина, который вторит независимщикам всех мастей, но является в каком-то смысле первооткрывателем своего собственного отношения к этому хаосу. Его «Гуммо» потрясал странного рода жестокостью по отношению к живым существам – еще чуть-чуть и из этого ужасного сора появится Кустурица с гармошкой, ибо хуже, по Хармони Корину, уже некуда.
В «Мистере Одиночество» нет трущоб, мир светел и чист, но есть трущобы духа, выводящие окольными путями на отношения человека с чем-то несуществующим. «Человек и искусство» - это слишком просто. Человек и «кто-то еще внутри» - это уже теплее. И хотя в картине плавают все двадцать пять смыслов – только вылавливай сачком, она представляет собой неделимое пространство поэтического кино, где есть конечно проблематика, но жизнь, в том числе экранная оказывается шире, выше и вообще чем-то совсем иным.
Сначала герой под песенку «Mister Lonely» будет замедленно ехать на камеру на детском мотоцикле и на ниточке тянуть за собой игрушечную обезьянку в костюме Майкла Джексона. Обезьянка почти взлетит в воздух – и это будет красивейшая и нисколько не навязчивая в своей буквальности метафора дальнейших событий. Женоподобный юноша, изображающий Майкла Джексона, встретит родственную душу, живущую жизнью Мэрилин Монро. Они уедут в коммуну двойников, где, кажется, нет никаких проблем.
Я чувствую себя таким маленьким
И моя жизнь
Это всего лишь сезон
Как уходящий сентябрь
Про который никто не вспомнит
Но я принесла счастье своей матери
Я вызвала улыбку любимого
Я могу облегчить жизнь своих друзей
В тот момент, когда им плохо
Я могу сделать мир чуточку лучше
Ненадолго
Моя жизнь
Уже наполовину пройдена
А я все еще не нашла
Свой способ выбраться из тьмы
В своей жизни
Я запуталась в мечтах
Столько всего у меня не вышло
Но я принесла счастье своей матери
Я вызвала улыбку любимого
Я могу облегчить жизнь своих друзей
В тот момент, когда им плохо
Я могу сделать мир чуточку лучше
Я могу сделать мир чуточку лучше
Я могу сделать мир чуточку лучше
Ненадолго
Только овцы заболевают гриппом, что дает право режиссеру сочинить сцену-стих о том, как женщины плачут под милыми зонтиками, глядя на сцену овечьей казни, и может быть только для того, чтобы потом зазвучала старинная песенка про палача – не то спиричуэлс, не то тоскливая песнь черных босяков-блюзменов.
И будет игра в бильярд без луз, и темы двойничества, сужающие пространство до каких-то темных аллей актерских амбиций, в самом конце которых висит самоубийца - ее жизненное шоу признано неудавшимся. Двойники распишут свой сарай-театр овечками с крылышками и будут созывать народ на шоу, но народ не откликнется. И мотив актерства как служения, актерства, как призвания, начнет терять свою силу. И поэтому от шоу моральных калек, живущих за других, от шоу, идущем в зале, куда пришло полтора инвалида, защемит сердце, но не потому, что эти двойники трогательные до жалости, а потому, что это совершенно особого рода поэзия – поэзия юродивых от искусства, последних безумцев, выдающих не мастерство, а все, все, что у них есть – саму кровь. Но после этого шоу женоподобный Майкл Джексон вернется к себе домой и перестанет быть Майклом – личная трагедия в мире Корина сорвет любую маску. Боль заставляет почувствовать себя настоящим – тем, кем родился.
Посилання видалено
Но пока Майкл будет наблюдать людей, копирующих чьи-то судьбы, вместе с Хармони Корином, вооруженным документалистской камерой, в параллельной вселенной монашки, играющие в волейбол без мяча научаться прыгать с самолета без парашюта. И они полетят в Ватикан показать себя и свое чудо Папе, но по дороге их всех, включая проповедника, душевного дядьки в напитанном синефильским символизмом исполнении Вернера Херцога, настигнет еще большее чудо – под названием Жизнь. Как она настигает тут всех без исключения, являясь самым что ни на есть автобиографическим мотивом Хармони Корина. Чуду будет предшествовать еще одна пантомима – человек на велосипеде будет пытаться за ниточку поднять в воздух самолет, а он все равно упадет. Вот так и провидение ломает наши жизни как игрушки – с той же детской непосредственностью. А Хармони Корин, последний ребенок независимого голливуда, за этим всем просто наблюдает. И почему-то все у него всегда заканчивается плохо, остается лишь набор красивых кадров и светлая грусть по сломанным игрушкам. Жизнь как чудо - человек глуп, Бога нет, а разбившиеся монашки в прибрежных волнах качаются очень красиво...
Посилання видалено