Статус:
Offline
Реєстрація: 26.11.2010
Повідом.: 24052
Реєстрація: 26.11.2010
Повідом.: 24052
Здания Фруктовых рядов и Панорамы «Голгофа» на Сергиевский (Пролетарской) пл. Вид от лестницы на Университетскую горку в сторону Конторской (Краснооктябрьской) улицы.
⠀
Вероятно, нам сейчас уже трудно представить развлечения наших земляков образца начала ХХ века. Попробуем вникнуть в историю одного из них, появившегося в Харькове в 1908 году, в тот же год, что и первый стационарный синематограф (кинотеатр). Итак, в 1908 году в Харькове открывается необычный «аттракцион», появившийся вначале в Киеве в 1902, и гастролировавший затем ещё в Одессе - Панорама «Голгофа». Это было ничто иное как панорамное полотно огромных размеров - длиной 94 и шириной 13 метров, изображавшее Иерусалим и его окрестности в момент казни Иисуса Христа. Полотно было выполнено венскими художниками Карлом Форшем и Йозефом Кригером (по др.данным - Бруно Пигельгейм) и являлось авторским повтором аналогичного полотна, сгоревшего в Вене в 1892 г. Интересно, что художники выполнили более сорока повторов этой картины для разных городов!
⠀
В Харькове для Панорамы по проекту архитектора А.Н. Бекетова рядом с Фруковыми рядами был выстроен специальный павильон. Масштабная работа, выставлявшаяся в нём дополняясь объёмными предметами, расположенными перед картиной, так, что для зрителей, находившихся на площадке в центре павильона, создавая эффект не только панорамного обзора, но и «полного присутствия». В Киеве аттракцион Панорама окупился за первые два месяца, и через полтора года - переехал в Одессу, в Харькове полотно провело больше всего гастрольного времени: оно экспонировалось здесь шесть лет, после чего, в 1914 году - вернулось обратно Киев.
⠀
Затем в этом же здании был открыт другой «диковинный аттракцион» - роллер скеттинг ринг, т.е., другими словами, манеж для катания наполировывавший коньках. В послереволюционные годы в здании был открыт кинотеатр Маяк, а в начале 1930-ых здание вместе со зданием Фруктовых рядов было разобрано при строительстве лодочной станции на реке Лопани.
Открытка из рекламной серии, посвящённой открытию Панорамы. Источник: альбом-каталог Привет из Харькова.
⠀
Вероятно, нам сейчас уже трудно представить развлечения наших земляков образца начала ХХ века. Попробуем вникнуть в историю одного из них, появившегося в Харькове в 1908 году, в тот же год, что и первый стационарный синематограф (кинотеатр). Итак, в 1908 году в Харькове открывается необычный «аттракцион», появившийся вначале в Киеве в 1902, и гастролировавший затем ещё в Одессе - Панорама «Голгофа». Это было ничто иное как панорамное полотно огромных размеров - длиной 94 и шириной 13 метров, изображавшее Иерусалим и его окрестности в момент казни Иисуса Христа. Полотно было выполнено венскими художниками Карлом Форшем и Йозефом Кригером (по др.данным - Бруно Пигельгейм) и являлось авторским повтором аналогичного полотна, сгоревшего в Вене в 1892 г. Интересно, что художники выполнили более сорока повторов этой картины для разных городов!
⠀
В Харькове для Панорамы по проекту архитектора А.Н. Бекетова рядом с Фруковыми рядами был выстроен специальный павильон. Масштабная работа, выставлявшаяся в нём дополняясь объёмными предметами, расположенными перед картиной, так, что для зрителей, находившихся на площадке в центре павильона, создавая эффект не только панорамного обзора, но и «полного присутствия». В Киеве аттракцион Панорама окупился за первые два месяца, и через полтора года - переехал в Одессу, в Харькове полотно провело больше всего гастрольного времени: оно экспонировалось здесь шесть лет, после чего, в 1914 году - вернулось обратно Киев.
⠀
Затем в этом же здании был открыт другой «диковинный аттракцион» - роллер скеттинг ринг, т.е., другими словами, манеж для катания наполировывавший коньках. В послереволюционные годы в здании был открыт кинотеатр Маяк, а в начале 1930-ых здание вместе со зданием Фруктовых рядов было разобрано при строительстве лодочной станции на реке Лопани.
Открытка из рекламной серии, посвящённой открытию Панорамы. Источник: альбом-каталог Привет из Харькова.