Старый и очень старый Харьков

Здания Фруктовых рядов и Панорамы «Голгофа» на Сергиевский (Пролетарской) пл. Вид от лестницы на Университетскую горку в сторону Конторской (Краснооктябрьской) улицы.

Вероятно, нам сейчас уже трудно представить развлечения наших земляков образца начала ХХ века. Попробуем вникнуть в историю одного из них, появившегося в Харькове в 1908 году, в тот же год, что и первый стационарный синематограф (кинотеатр). Итак, в 1908 году в Харькове открывается необычный «аттракцион», появившийся вначале в Киеве в 1902, и гастролировавший затем ещё в Одессе - Панорама «Голгофа». Это было ничто иное как панорамное полотно огромных размеров - длиной 94 и шириной 13 метров, изображавшее Иерусалим и его окрестности в момент казни Иисуса Христа. Полотно было выполнено венскими художниками Карлом Форшем и Йозефом Кригером (по др.данным - Бруно Пигельгейм) и являлось авторским повтором аналогичного полотна, сгоревшего в Вене в 1892 г. Интересно, что художники выполнили более сорока повторов этой картины для разных городов!

В Харькове для Панорамы по проекту архитектора А.Н. Бекетова рядом с Фруковыми рядами был выстроен специальный павильон. Масштабная работа, выставлявшаяся в нём дополняясь объёмными предметами, расположенными перед картиной, так, что для зрителей, находившихся на площадке в центре павильона, создавая эффект не только панорамного обзора, но и «полного присутствия». В Киеве аттракцион Панорама окупился за первые два месяца, и через полтора года - переехал в Одессу, в Харькове полотно провело больше всего гастрольного времени: оно экспонировалось здесь шесть лет, после чего, в 1914 году - вернулось обратно Киев.

Затем в этом же здании был открыт другой «диковинный аттракцион» - роллер скеттинг ринг, т.е., другими словами, манеж для катания наполировывавший коньках. В послереволюционные годы в здании был открыт кинотеатр Маяк, а в начале 1930-ых здание вместе со зданием Фруктовых рядов было разобрано при строительстве лодочной станции на реке Лопани.

Открытка из рекламной серии, посвящённой открытию Панорамы. Источник: альбом-каталог Привет из Харькова.

a1cfgf.jpg
 
Панорамы давно нет (хотя интересно, что с ней дальше было?), кинотеатра давно нет, и только коньяк Шустов вечен :D
 
Вид на Ветеринарный институт и угол Сумской улицы и Ветеринарной площади (пл. Свободы).

Не так давно мы публиковали фото, сделанное примерно в этом же месте, но с видом в другом направлении. В данном случае, фотограф стоит спиной к Губернскому земству (ныне здесь здание ОГА), а в кадре - корпуса Втеринаррого института (главный из них сейчас занимает Дворец детского и юношеского творчества) и южная сторона Ветеринарной площади (пл. Свободы) с лавками на переднем плане. Что касается площади, то хотя она и появилась на планах города 1910-ых годов и была организована в соответствии с планом, утверждённым ещё в конце ХlX века, с современной площадью Свободы у неё было общего мало. Часть площади, примыкавшая к Сумской - была застроена лавками и 1-2 этажными зданиями, а за ними начинался пустырь, переходивший в изрезанный балками склон.

В одной из балок - теснился Клочковский спуск, соединявший площадь с Клочковской улицей. Южная сторона площади была застроена примерно до современного здания Университета (застройка разрушена в годы войны), а с севера - начинались университетские здания: химический корпус, выходивший на саму площадь, общежитие и корпуса Медицинского факультета - поодаль, севернее. Во многом, именно химкорпус университета послужил образованию площади Дзержинского (Свободы) в современных очертаниях из двух частей: круглой и прямоугольной, находясь как раз на месте их соединения.

Здание Ветеринарного института было построено в 1851-1854 году для Ветеринарного училища, открытого на базе объединённых Ветеринарной школы и Ветеринарного училища при Университете в 1851 году и преобразованного в Институт - в 1873. Это было третье учебное заведение такого рода в Российской империи после Санкт-Петербургского и Виленского.

Открытка неизвестного, предп. немецкого издания, начала 1910-ых гг.

baeb3d.jpg
 
Отличное фото! Спасибо! Вот бы увидеть остальную часть площади тех лет!
 
Вид на Екатеринославскую (Полтавский Шлях) улицу из последнего этажа гостиницы россия (страна-террорист) по Екатеринославской, 4 (Сейчас в здании находится магазин Спецвузавтоматика).

Нынешняя улица Полтавский Шлях за свою историю сменила несколько названий. Изначально, ещё во времена Харьковской крепости - это была дорога в Полтаву, проходившая через Залопанскую слободку, одну из нескольких, окружавших крепость. В конце ХVlll века, в связи с грандиозными планами по созданию «южной столицы» Российской империи в только что основанном городе Екатеринославе (Днепр), Полтавскую дорогу стали называть Екатеринославской. Когда в 1796 по указу императора Павла l Екатеринослав был переименован в Новороссийск, изменилось и название улицы, равно как и впоследствии, когда городу было возвращено его изначальное название. И вот, добрую половину своей истории, улица носила название Екатеринославской, пока после революции не была названа именем одного из революционеров, Якова Свердлова. В 1996 году улица получила современное название - Полтавский Шлях.

В начале ХlХ века район застройки города за Лопанью начал приобретать регулярный характер. Екатеринославская была выпрямлена в ровную линию, и, в связи с вынесенным запретом на строительство деревянных домов и мазанок на главных улицах города, стала заселяться купцами и дворянам, и застраиваться каменными домами. Дом одного из известнейших харьковских купцов, Кузьмы Никитовича Кузина (слева на фото), выстроенный в первой половине XlХ века, сохранился и по сей день. Начав свою карьеру подносчиком в трактире, Кузин проявил незаурядную сноровку и к 1830 году стал одним из крупнейших в городе купцов 1-й гильдии. Первому из харьковчан, ему было присвоено звание коммерции советника. Он много занимался благотворительностью, жертвуя на строительство и благоустройство практически всех харьковских храмов, существовавших на тот момент, в том числе, на его деньги была построена Всесвятская кладбищенская церковь на Холодной горе (не сохранилась).

Впрочем, не только благоустройство первой половины ХlХ века отразилось на облике Екатеринославской улицы. В большой степени её облик изменился после открытия железнодорожного сообщения через наш город в 1869 году. Екатеринославская - стала главной улицей, связывавшей Вокзал с центром, из-за чего тут стали строиться роскошные гостиницы, открывались магазины, фотоателье, увеселительные заведения. Благодаря этому, улица приобрела вид более парадный, привлекательный для гостей нашего города.

Фото из альбома видов Харькова 1900-ых годов.
jf7fjd.jpg
 
Приветствую всех любителей харьковской истории. Добавлю фотооткрытку Малый Театр. Фототипия Кордовскаго и Дресслера
 

Вкладення

  • Малый театр.jpg
    Малый театр.jpg
    119 КБ · Перегляди: 1105
Открытка с грамматической ошибкой - из ранних харьковских "сувениров". Река Лопань. изд. Г.Я. шенберга.
Фамилия издателя набрана с обычной, а не с заглавной буквы. Вероятно, из первого тиража т.к. в данном виде открыток, как правило, эта оплошность отсутствует (скорее всего, большая часть тиража была оперативно перепечатана)
 

Вкладення

  • Река Лопань. изд. Г.Я. шенберга.jpg
    Река Лопань. изд. Г.Я. шенберга.jpg
    182.4 КБ · Перегляди: 985
Вид вверх по Сумской от Николаевской площади. Доходный дом с магазинами по адресу Сумская №2, построенный в конце ХIХ века по проекту архитектора Б.Г. Михаловского, в котором в разные годы находилось издательство П.Брейтигама и книжный магазин "Новое время" известнейшего издателя А. Суворина.

Следующий за ним, 4-ый дом, изначально принадлежал А. Добрыниной, в 1874 году куплен Гладковым (владельцем доходного дома с магазином Жоржа Бормана на Николаевской/Конституции пл.), реконструирован и достроен под дохадный дом по проекту архитектора Б.С. Покровского. В этом доме жили и держали частную клинику талантливейшие братья профессора Геймановичи: нейрохирург и невролог. Интересно, что после 1920-го года - дом, конечно, национализировали, но профессорам разрешили продолжать жить в нём и вести практику. Некоторое время здесь даже существовал психоневрологический институт, который затем был в медицинский комплекс Сабуровой дачи.

Открытка издания E.G.S. i S. по снимку фотографии "Модерн".

8edage.jpg
 
Николаевская площадь.

0hccdd.jpg
 
Спасибо!
На заднем плане - Собор Святого Николая, оказавшийся на пути трамвая?
 
Красивые фотографии
 
Мне нравиться
 
Покидайте еще какие нибудь старенькие)
 
Управление Южных железных дорог на Привокзальной площади в Харькове сразу после завершения строительства в 1914 году.

Южные железные дороги - на пару десятилетий моложе железнодорожного сообщения через Харьков в целом. История их начинается с образования частных Курско-Харьково-Азовской (позднее - К.-Х.-Севастопольсткой) и Харьково-Николаевской дорог. Экономико-географическое положение нашего города предопределило бурное развитие транспортного узла, прежде всего железнодорожного. Управление ж.д. узлом, естественно, требовало большой ответственности и достаточного количества кадров.

Так, когда К.Х.А. жел. дор. ещё принадлежала своему основателю, С.С. Полякову, в середине 1880-ых, её штат колебался в пределах 500 человек, но уже через десятилетие, когда дорога была выкуплена государством и расширена в крымском направлении, штат увеличился в пять раз. Ещё чуть более чем через 10 лет, в 1907 году, Курско-Харьково-Севастопольская ж. д. была объединена с Харьково-Николаевской в единое учреждение под названием Южные жел. дор. Невероятно, но управление этой структурой всё это время находилось во множестве разных помещений в разных частях города. Привлечённые для нового строительства петербургский архитектор, академик Александр Иванович Дмитриев и гражданский инженер Дмитрий Сергеевич Ракитин в своём докладе, посвящённом строительству здания Управления отмечают:

"Южныя казенныя желѣзныя дороги... обслуживаютъ широкую полосу юга Россiи длиною до тысячи верстъ (1066 км) и шириною въ среднемъ до 400 верстъ (430 км). Эта богатѣйшая территорiя захватываетъ какъ раiоны горной промышленности Донецкаго бассейна, такъ и громадныя площади земледѣльческой промышленности, имѣя на своихъ линiяхъ цѣлый рядъ крупныхъ городовъ и шесть портовъ: Николаевъ, Херсонъ, Севастополь, Ѳеодосiю, Керчъ и Геническъ.

Южныя желѣзныя дороги, около 3.000 верстъ (3200 км) протяженiемъ, перевозятъ до одного миллiарда двухсотъ пудовъ грузовъ (*примерно 19,7 млн тонн) и 12 миллiоновъ пассажировъ въ годъ при денежномъ оборотѣ въ 62 миллiона рублей. Обслуживаются эти дороги армiей въ 50.000 человѣкъ служащихъ, изъ которыхъ до 2.300 человѣкъ состоятъ при центральномъ управленiи, находящемся в Харьковѣ. До настоящаго времени центральное управленiе Южныхъ дорогъ занимало в Харьковѣ 19 наемныхъ домовъ, разбросанныхъ по городу в разстоянiи до 3 верстъ... общiй расходъ на наемъ помещенiй превышалъ 157 тыс. руб. въ годъ...."

Естественно, необходимость строительства собственного здания для новой организации была критической. Строительство монументального здания Управления Южных железных дорог, крупнейшего здания Харькова на момент постройки, проводилось гражданским инженером Д. С. Ракитиным и инженером путей сообщения В. А. Глазыриным, под руководством Павла Павловича Роттерта, личность которого для Харькова - знаковая. Именно он позднее станет начальником строительства Госпрома, а позже - заместителем начальника строительства Днепрогэса
fg1jbh.jpg
 
Bezdna7
В настоящее время пользователь заблокирован
Дата блокировки: 5.09.2018
Дата снятия блокировки: Never (Permanent ban)
Причина: Автоматическая блокировка по сумме баллов
Вот! И так будет с каждым, кто пишет "мне нравитЬся" с мягким знаком. :увага:
 
Сообщение от федос

интересно где тогда стадион был
Стадион СиМ. Между Московским пр.-ул. Металлиста-пер. Спортивным-ул. Леси Украинки.
интересно, что в роддоме напротив стадиона работал гинеколог Гельферих, именем которого названа площадка
 
Назад
Зверху Знизу