Софисты
Отим именем называли себя преподаватели наук и искусств Древней Греции. В переводе “софисты:” означает “мудрствующие”.
Софисты были учителями-универсалами. Они брались обучить желающего любой мудрости. Тогда считалось, что для обучения нужны не знания, а умение рассуждать.
В начальный период софистика носила просветительский характер. Однако лежащие в ее основе принципы должны были с неизбежностью породить пустословие. Так оно и произошло, и притом весьма быстро: софистика стала “учением” о том, как защищать или опровергать любое положение.
Чтобы в таком деле иметь успех, нужно было знать ряд практических приемов. Это и использование тавтологий (веревка есть вервие простое), и игра словами, которым не дано определения, и, наконец, применение логически порочных рассуждений, так называемых софизмов.
Софизм можно сочинить, скажем, выдавая ложную посылку за истинную или скрыв в исходной посылке то, что якобы подлежит доказательству.
Примеров софизмов можно привести бесчисленное количество. Вот один, которому от роду более двух тысяч лет.
“То, что не терял, ты имеешь. Ты не терял рогов, следовательно, ты их имеешь”.
Или, пожалуйста, другой, более свежий.
“Требуется доказать, что у таракана орган слуха находится в ногах. Сравните поведение двух тараканов:
нормального с другим, у которого ноги оторваны. Положим их рядом, отпустим и постучим. Тот, у которого ноги в целости, побежит, а безногий останется ма земле. Значит, у него слух в ногах”.