"ФОРМУЛА «КИНО». 30 ЛЕТ СО ДНЯ ГИБЕЛИ ЦОЯ. ПОЧЕМУ ЕГО ПЕСНИ ДО СИХ ПОЮТ...
15 августа 1990 года 28-летний лидер группы «Кино» Виктор Цой не справился с управлением «Москвича-2141», врезавшись в «Икарус». Погиб самый популярный рок-певец СССР и родилась легенда, которой уже 30 лет. В последнем «Черном альбоме» он спрашивал о своей судьбе птицу-гадалку»: «Песен ещё ненаписанных сколько? Скажи, кукушка, пропой. В городе мне жить или на выселках, камнем лежать или гореть звездой?»
Оказалось одновременно: и камнем лежать и гореть звездой, лучи которой за три десятилетия стали только ярче.
И это странно, учитывая, что в этот период бушевал цинично-рыночный постмодернизм, возникали и исчезали десятки артистов, но волны этого бесконечного разнообразия не сумели смыть «Кино». В каждом дворе, подземных переходах, вагонах метро – песни Цоя до сих пор подростки исполняют под гитару.
Записаны десятки ремейков на его песни десятков рок-групп и вокалистов. Это не только мужчины, но и женщины: Земфира перепела «Кукушку», Настя Приходько - «Группу крови». При чем последняя ее исполняла ВСУ в АТО. С другой стороны фронта, подозреваю, исполняют тоже самое. Сложно назвать хотя бы еще одного рок-исполнителя, чьи произведения настолько вызывающе не устарели. Кто только не признавался в любви к творчеству Цоя, включая Святослава Вакарчука – лидера самой популярной рок-группы Украины. Фокус разбирается в секрете такой живучести: почему «Кино» продолжается.
«Хочу перемен!»
Суперзвездой Виктор стал, когда эффектно вышел в финале фильма «Асса» перед стадионом с песней «Перемен» в 1987 году, где в ответ зажглись десятки тысяч огней зрителей. Мало кто знает, что певец в начале предлагал эту композицию в 1985 году украинскому кинорежиссеру Сергею Лысенко, снявшему в Киеве первый фильм с Цоем в главной роли «Конец каникул» (1986). И Сергей…отказался. «Мне показалось для моего фильма эта композиция чересчур плакатной», - поделился он с нами. А вот режиссер «Ассы» Сергей Соловьев разглядел потенциал этой вещи и упросил музыканта не включать ее ни в какой альбом до выхода «Ассы». Цой сдержал слово и взрыв произошел.
Вероятно, сказалась неопытность тогда еще студента киевского института Карпенко-Карого по сравнению с мэтром кинематографа. Но зато наш земляк заказом саундтрека спровоцировал Цоя на создание множества композиций знакового альбома «Группа крови». Надо отдать должное продюсерской прозорливости Сергея!
Цой и Киев
Лысенко в качестве своей дипломной работы задумал снять музыкальную короткометражку. По сюжету некий молодой человек в своем воображении мечтает стать музыкантом, хотя в реальности это у него пока не наблюдается.
Сергей выбрал из массы новых рок-музыкантов питерскую группу «Кино». Он слышал на тот момент только их первый альбом «45». Он поехал в Питер и встретился с Цоем в известном среди рок-тусовки кафе «Сайгон». Цою идея снять «Кино» – в кино показалась крайне привлекательной. Он дал режиссеру-студенту свежий альбом «Это – не любовь» (1985). «Но это был всего лишь сборник лирических песен. Я подумал, что нужно что-то другое. Цой сказал, что готовит новый материал, - рассказывает режиссер. – И вскоре передал мне в Киев через ж/д проводников демозапись с четырьмя песнями. Они произвели колоссальное впечатление. Это был новый Цой. Блок этих социальных песен изменили посыл картины». Немудрено, ведь среди них были такие шедевры как: «Дальше действовать будем мы», «Закрой за мной дверь я ухожу» и «Попробуй спеть вместе со мной».
Фильм «Конец каникул» начинается так: на голубом фоне ползут надписи, набранные допотопным шрифтом: «Кафедра кинотелережиссуры. Мастерская профессора Т. Левчука». И все это под бешеный басовый ритм композиции «Дальше действовать будем мы». Затем мы видим песчаный пляж киевского озера, по которому двигаются на зрителя фигуры в черном, словно упавшие с неба бэтмены – группа «Кино». Старт, как фэнтезийном вестерне. «Когда мои педагоги и руководитель курса Тимофей Васильевич Левчук, народный артист СССР, увидели этот фильм, они …сошли с ума. Я таких обвинений не слышал больше никогда. Что я снял фашистов, наркоманов, извращенцев и антисоветчиков», - смеясь, вспоминает Сергей.
В фильме помимо членов группы «Кино» снялись двое актеров – Алексей Ковжун и Светлана Николаева. Если Цой и группа одеты неизменно в черное, то киевляне – в белых футболках. Демоны и ангелы, революционеры и обыватели. Ковжун бренчит на гитаре, парень и девушка все-время между собой шушукаются и смеются, а Виктор мрачно сосредоточен на чем-то внутреннем. «Цой был интровертом, держался на дистанции. Но энергия от него шла такая, что люди оборачивались на улице», - рассказывает Сергей.
По сюжету, Николаева флиртовала с Ковжуном, но ребенка родила почему-то от Цоя: они втроем прогуливались с коляской вдоль все того же озера Тельбин на Березняках. Героя Цоя не слишком привлекает семейно-мещанский быт и ближе к финалу бунтарски звучит «Попробуй спеть вместе со мной». Если бы на титрах грянуло «Перемен» - худсовет, наверное, не выжил.
Лысенко не засчитали этот фильм как дипломную работу. «Я боялся, что пленку уничтожат и мне пришлось ее выкрасть из института. Я попросил, чтобы мне ее выдали – что-то поглядеть. И заменил бобины с пленкой каким-то ненужным материалом. Но перестройка шла и в 1987 году фильм реабилитировали. Я показывал его в Москве на рок-фестивале. Из зала кто-то крикнул: «Этот фильм должны были снять в Москве. – «Ага. Но сняли в Киеве», - ответил я под смех зала»,- говорит Сергей.
Солнечное затмение
Даже название «Конец каникул» звучит пророчески: беспечная застойная пора завершилась. К тому же в Киеве за несколько недель до съемок случилась Чернобыльская катастрофа и настроения в городе были апокалипсические.
В картине доминируют три цвета: черный, красный и белый – это главные цвета супрематизма художника-киевлянина Казимира Малевича, который свои «Черным квадратом» обозначил конец старого мира и начало нового. В 1913 году Питер стал катализатором для Малевича, где коллеги-футуристы заказали ему декорации к спектаклю «Победа над солнцем» и он изобрел свой «Черный квадрат» как аллегорию затмения (победа над солнцем!): светлая окантовка – это солнечные лучи. Интересно, что «Кино» выбрали для обложки альбома «Группа крови» афишу Малевича 1922 года, где тоже изображалось затмение, только более традиционно – в виде черного круга. А на альбоме «Звезда по имени Солнце» (1989) уже появилось изображение затмения как черного круга с желтыми солнечными протуберанцами (обложка 1992 года). Именно оно теперь узнаваемый логотип «Кино».
Затмение с древности символизирует крутые перемены. После «Победы над солнцем» 1913 года – наступила Первая Мировая, две революции и появление СССР. А вот вскоре после выхода «Звезды по имени Солнце» наоборот – Союз распался. Цой как и Малевич оказались провозвестниками тотальных перемен.
Появление мифа
Сурезвездой Цой стал, когда эффектно появился в финале фильма «Асса» перед стадионом с песней «Перемен» в 1987 году, где в ответ зажглись десятки тысяч огней. Следующим этапом стала картина «Игла»(1989). Там сохраняет спокойствие и борется с наркомафией герой-одиночка. Персонаж Цоя становится мифической фигурой. Он сражается по горизонтали — с криминалом, но и помнит о вертикали, где происходит вечное сражение добра и зла. Формула «Кино»: дворовые приключения – последний герой – вечное сражение («И две тысячи лет война - война без особых причин, война - дело молодых, лекарство против морщин»). Подросток вырос в бойца! А площадка, где происходит бой уже не Питер или Киев, это – все города.
Победитель со слабостями
Что притягательного в его образе и песнях? «Его герою около 25-ти лет. Он вдохновленный, сопереживающий, уставший, но – никогда не сдается», - проговаривает важную мысль Панасов. Цой ушел победителем! Не скололся, не спился. «Он был духовно и физически очень здоровым человеком, - говорит Лысенко.- Трагическое известие о его гибели, было как обухом по голове». В заключительной сцене «Иглы», после того как героя пырнул ножом бандит – Цой-Моро встает с колен и уходит в метель.
Эту свойство «непобежденности» Цой взял себе у своего кумира – Брюса Ли. Культовым стало изображение Брюса в тайфуне – прыжке с выставленной вперед ногой из фильма «Кулак ярости». В картине – это финальный стоп-кадр: герой Брюса прыгает на полицейских и замирает в полете под грохот пистолетов. Его герой уходит в вечность непобежденным!
Однако Цой проявлял не только силу, но не боялся показать и свои слабости, как в ранней песне «Дерево»: «Я посадил дерево… Мне кажется, что это мой друг, мне кажется, что это мой сын»
И хоть Виктор не садил иву на Березняках, ставшей знаковой благодаря киевской картине, в 2020 году КГГА официально объявили ее «Деревом Цоя – ботаническим памятником исторического значения». И каждый год 21 июня там собираются сотни фанов артиста, чтобы вновь спеть: «Хочешь ли ты изменить этот мир, сможешь ли ты принять как есть, встать и выйти из ряда вон, сесть на электрический стул или трон?». Ведь каждое новое поколение его слушателей снова задает себе эти вопросы.
Полная версия здесь
⚠ Тільки зареєстровані користувачі бачать весь контент та не бачать рекламу.