Ну, допустим, про ММО всё очевидно. Там социальная составляющая на первом месте. Общение, дроч на то, чтобы быть первым среди равных, взаимодействие внутри игры и пр. социальные ништяки, реализованные внутри игры. Всё это для многих куда интереснее, чем просто пройти игру и похвалить себя за то, что ты достиг "цели". В онлайн-шутерах всё то же, только меньше общения, но больше борьбы за виртуальный пьедестал почёта. Без лишних размышлений можно провести параллель с реальной жизнью и понять, что такие игры являются её виртуальным отражением. Оно достаточно примитивно, но это ощущение скрадывается благодаря самой по себе игре, геймплею. Имено такой симбиоз - социалка + игровой процесс (т.е. типичное игровое развлечение в привычном виде) и делают игры, которые нельзя пройти, интересными многим. А вот зачем кому-то себя реализовывать в виртуальном пространстве - вопрос другой. Вариантов бывает несколько, самый очевидный - человек не успешен в одной или нескольких из важных областей реальной жизни и уходит в виртуальную, поскольку реализовать себя там куда проще.
Насчёт ДейЗ отдельно хотел бы сказать. По задумке это была просто охуенная виртуальная мини-модель социума в стрессовых, критических условиях. Но корявая, "бедная" реализация и отсутствие идей, как поддерживать баланс, вкупе с школоконтингентом, медленно но уверенно заселявшим собой все серверы, превратили игру в обычный шутер. Надеюсь, в этом направлении будут какие-нибудь разработчики двигаться и дальше, ведь задумка охуенна по своей сути, и интерес есть (например, я вообще не играю в ММО-дрочильни и изредка поигрываю в онлайн-пострелушки. Но этот мод привлёк внимание моментально и играл я довольно долго. Знаю, что подобных мне в ДейЗ играет немало). Правда, рынок нынче таков, что скорее на эту тему начнут клепать очередные ММО-деньгонасосы.